Научно-педагогические проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников / Scientific-pedagogical problems of formation professional self-determination of senior pupils
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 04 июль
- Просмотров: 859
Утемуратова Басира Казбековна / Utemuratova Basira - кандидат педагогических наук, почетный доктор, директор, Карагандинский государственный технический университет, Средняя школа № 5, Ресурсный центр, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обусловленная потребностью рынка труда, социальных партнеров в подготовке школьников к саморазвитию и самореализации на основе индивидуализации обучения и недостаточной разработанностью механизмов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. И решение данной проблемы эффективно в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что способствует целенаправленной подготовке молодежи к сознательному выбору будущей профессии и ориентирует их на получение непрерывного образования в течение жизни.
Abstract: the importance of the problem of formation of professional self-determination of senior pupils, due to labor market needs, the social partners in the preparation of students to self-development and self-realization on the basis of an individualization of training and insufficient development of mechanisms of professional self-determination of senior pupils are considered in the article. And the solution of this problem is effective in the system of interaction among all actors of the educational process that promotes targeted training of young people for the conscious choice of future profession and orients them to receive continuing education during of life.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальное партнерство, образовательное пространство, рынок труда, непрерывное образование.
Keywords: professional self-determination, social partnership, educational space, the labor market, continuing education.
Литература
- ИспуловаС. Н. Служба занятости населения: профориентационная работа: учеб. Пособие – Магнитогорск: МаГУ, 2005. − 111 с.
- Кушнир С. В. Деятельность службы профориентации и занятости в подготовке школьников к выбору профессии 1970-1990 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кушнер Светлана Викторовна. − М, 1996. − 175 с.
- Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования / под. ред. А. Л.Зимина, Н. Н. Захарова, А. Г. Антипьева. – Пермь: Перм. гос. техн. ун-т., 2003. − 242 с.
- Осипов А. М., Карстанье П. О социальном партнерстве в сфере образования. Социология образования, 2008. − № 4. − С. 23.
- Пеллериано Ж. Эффективность служб профориентации / Перспективы: вопросы образования. – 1989. – № 4. – С. 105.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
- Рыбников Н. А. Психология и выбор профессии / М., 1918. − 54 с.
- Утемуратова Б. К. Ресурсный центр: подготовка учащихся к профессиональному образованию и деятельности: монография. – Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013. – 259 с.
Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова / The pedagogical ideas of the songs a children's poet T. Samudinova
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 29 июнь
- Просмотров: 756
Минбаева Кундускан Бодоновна / Minbaeva Kunduskan – старший преподаватель, кафедра кыргызского языка и литературы, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье проанализирована особенность творческой мастерской известного кыргызского детского поэта Т. Самудинова, которая отличается своей особенностью и уникальностью. А также предложены пути изучения творчества поэта-интеллектуала.
Abstract: inarticleisanalysedparticularityofthecreativeworkshopknownкыргызского babypoetT. Samudinova, whichdiffersitsparticularityandуникальностью. As well as way of the education creative activity poet-intellectualis offered.
Ключевые слова: поэт, интеллектуал, творческая мастерская, педагогическая идея, поэтические строки, интеллектуальная поэзия.
Keywords: poet, intellectual, creative workshop, pedagogical idea, poetical lines, intellectual poetry.
Литература
- Тулогабылов М. История кыргызской детской литературы. Б., 1991.
- Самудинов Т., С каждого сада по одному цветку. Б., 2012.
- Самудинов Т., Зонтик. Ф., 1982.
- Писатели Кыргызской Республики // Справочник // Б., 2014.
- Самудинов Т., Избранные. Б., 2006.
- Школьная программа для 2 класса.Б., 2013.
- Школьная программа для 3 класса Б., 2012.
Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы / Teaching contents and forms of study the legacy of Eastern literature
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 29 июнь
- Просмотров: 1140
Тилекова Назира Дуйшобаевна / Tilekova Nazira – старший преподаватель, заведующая кафедрой, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г.Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной научной статье анализируется педагогическое содержание и формы обучения восточному художественному наследию, идет речь о некоторых научно-теоретических проблемах в кыргызском литературном образовании.
Abstract: in this research article analyzes the pedagogical content and forms of education of Eastern artistic heritage, talking about some scientific-theoretical problems of the Kyrgyz literary education.
Ключевые слова: литературное образование, деятельность, дидактический принцип, интеграционный урок, совершенствование знаний, эстетическая красота.
Keywords: literary education, activities, didactic principle, integration lesson, improvement of knowledge, aesthetic beauty.
Литература
- Мамбетакунов Ж., Сияев Т. Педагогиканын негиздери. [Текст] / Э. Мамбетакунов, Т. Сияев. – Бишкек, 2008.
- Алымов Б., Муратов А. Кыргыз адабияты: Орто мектептин 7-классы үчүн хрестоматия окуу китеби. – 2-бас. [Текст] Бишкек: “Билим-Компьютер”, 2007. 400 б.
- Тюнников Ю. С. Методы выявления и описанияинтегрированных процессов вучебно-воспитательной работе [Текст] // Ю. С.Тюнников. Санкт-Петербург, 1987.
- Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Пособие для учителей. [Текст] // Л. А.Шейман. Фрунзе: Мектеп, 1981.
- Харламов И. Ф. Педагогика. [Текст] Москва, 1990. 244 б.
- Ибраев А. Мотивация жана өзгө тилдерди окутуу маселелери. [Текст] / А. Ибраев. Каракол, 1995, 6-бет.
Реализация личностно-ориентированных подходов в процессе обучения иностранному языку на базе двуязычия в вузе / Implementation of the student-centered approach to teaching foreign language in bilingual classrooms of higher educational institutions
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 29 июнь
- Просмотров: 1034
Карыбекова Нургул Муратбековна / Karybekova Nurgul Muratbekovna – старший преподаватель, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: социально-экономические и политические изменения в жизни общества в нашей стране предъявляют новые и высокие требования в образовательной системе по качественной подготовке молодых, конкурентоспособных специалистов. В этой связи возникает необходимость учитывания современных реалий, культурных ценностей и национальных традиций. Личностно-ориентированные технологии образования все больше отходят от рассмотрения студента как пассивного управляемого объекта и больше тяготеют к признанию его как активного субъекта образовательного процесса. Главной задачей использования личностно-ориентированной технологии в процессе обучения иностранным языкам на базе двуязычия является совершенствование подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться и действовать в условиях изменений во всех сферах жизни общества и хорошо ориентироваться в глобализированном мире.
Abstract: social, economic and political changes in Kyrgyz Republic demand reformation in higher education system and training of qualified, competitive specialists of different fields. In its realization it is necessary to take into consideration the modern realities, cultural values and traditions of the country. In contrast to traditional education, the student-centered approach requires students to be active and puts students’ interests first. The main purpose of using student-centered approach in teaching foreign languages in bilingual classrooms is to develop students’ problem-solving, competitive skills which can help in quick adaptation and orientation in globalized world.
Ключевые слова: личностно-ориентированные подходы, двуязычие, иностранные языки, реформа в системе высшего образования, конкурентоспособные специалисты, глобализация.
Keywords: student-centered approach, bilingualism, foreign languages, reformation in higher education system, competitive specialists, globalization.
Литература
- Асипова Н. А. Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи. Сборник избранных статей [Текст] / Н. А. Асипова. – Б.: КТУ «Манас», 2016. - 227 с.
- АсиповаН. А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников[Текст] / Н. А. Асипова. – Б.: Илим, 1994. – 109с.
- Бекбоев И. Б. Ориентация на личность [Текст] / И. Б.Бекбоев. – Бишкек: Педагогика, 2000. - 13 п. л
- Бекбоев И. Б. Теоретические и практические вопросы технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. Б. Бекбоев. – Б.: «Педагогика века», 2004. – 384 с.
- Разумовский В. Г. Отечественная школа: взгляд со стороны [Текст] / В. Г. Разумовский // Сов. Педагогика. – 1992. - № 9-10.
- Кречев О. П. Психологические особенности развития иноязычных способностей студентов неязыкового вуза[Текст]: дисс …. канд. психол. наук / О. П. Кречев. – М., 1987. – 20 с.
- КожахметоваК. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика [Текст] / К. Ж. Кожахметова. - Алматы: Гылым, 1998. – 217 с.
- Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 16 дек. 1992 г. с изм. и доп. от 29 нояб. 1997 г. // Кут билим. - 1998. - С. 4-6.
- Закон Кыргызской Республики от 30.07.2013 г. Статья 1, № 176.