Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ




Статьи наших авторов

ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Ташпулатова И.С.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ташпулатова Икбол Сабирджановна – доцент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: вопросами происхождения, функционирования и взаимодействия музыкальных инструментов  занимается специальная наука органология. В числе её устоявшихся правил считается, что инструмент -  важнейшая опора музыканта. Это в известном смысле напарник и спутник исполнителя в его творческих устремлениях, надежная основа импровизации, источник вдохновения и фантазии.

Особенно велико значение музыкальных инструментов в условиях бесписьменной традиции. Тут, помимо всего, музыкальные инструменты выступают своеобразными фиксаторами устоявшихся норм привольных устных традиций.

Не случайно система нотописи в классической музыке Востока формировалась как табулатура для господствующего в своей эпохе инструмента, например, табулатура для уда XIII-XV вв., хорезмская танбурная табулатура XIX века. С помощью инструмента объяснялись ладовые и ритмические системы, принципы строения вокальных и инструментальных мелодий.

Ключевые слова: традиция, история, музыка, лад, ритм, табулатура, уд, дутар, танбур дойра.

FROM THE HISTORY OF UZBEK TRADITIONAL INSTRUMENTS

Tashpulatova I.S.

Tashpulatova Ikbol Sabirjanovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the special science of organology deals with questions of the origin, functioning and interaction of musical instruments. Among its established rules, it is believed that the instrument is the most important support of the musician. In a sense, this is a partner and companion companion in his creative aspirations, a reliable basis for improvisation, a source of inspiration and imagination.

Especially great is the importance of musical instruments in the context of the tradition of tradition without writing. Here, besides everything, musical instruments act as peculiar fixers of the settled norms of free oral traditions.

It is not by chance that the system of musical notation in the classical music of the East was formed as a tablature for the instrument dominant in its epoch, for example, a tablature for the 13th-15th centuries, Khorezm tabula of the 19th century. The instrument explained the modal and rhythmic systems, the principles of the structure of vocal and instrumental melodies.

Keywords: tradition, history, music, harmony, rhythm, tablature, ud, dutar, tanbur doira.

Список литературы / References

  1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент, 1993.
  2. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. 1-й том. Истоки. Ташкент, 2015.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

 Ташпулатова И.С. ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // Проблемы современной науки и образования  № 7(140), 2019. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ИЗ ИСТОРИИ ЛИЧНОСТЕЙ ХОРЕЗМСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА

Адилова Г.Ш.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адилова Гулнора Шухратбековна - заведующая кафедрой, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в XIX веке Хорезмом правили несколько ханов, которые увлеченно занимались музыкой, играли на различных инструментах и устраивали изысканные музыкальные собрания. Например, Мухаммад Аминхан, который правил страной в течение девяти лет (1844-1853), превосходно владел игрой на дутаре и гиджаке и проводил регулярные музыкальные собрания.

Яркий след в истории музыки не только Хорезма, но и всего региона, оставил преемник Саид Мухаммадхана Мухаммад Рахимхан Феруз. В поэзии его наставником был великий просветитель своего времени Мухаммад Риза Агахи (1809-1873). В музыке своим идеалом Феруз считал Камиля Хорезми (1825-1899), а непосредственным учителем его в этой сфере был сын Камиля Хорезми Мухаммад Расул Мирзо (1841-1922).

Ключевые слова: музыка, история, наставник, период, развитие, творчество, классика, нотная запись, маком.

FROM THE HISTORY OF THE PERSONALITIES OF KHOREZM CLASSICAL MUSIC OF THE XIX CENTURY

Adilova G.Sh.

Adilova Gulnora Shukhratbekovna - head of the department, DEPARTMENT OF VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the 19th century, Khorezm was ruled by several khans who enthusiastically practiced music, played various instruments and arranged exquisite musical meetings. For example, Muhammad Aminkhan, who ruled the country for nine years (1844-1853), had an excellent command of playing dutar and gijjak and held regular musical gatherings.

A bright trace in the history of music not only of Khorezm, but also of the entire region, was left by the successor to Said Muhammadkhan Muhammad Rahimkhan Feruz. In his poetry, his mentor was the great enlightener of his time, Muhammad Riza Agakhi (1809-1873). In music, Feruz considered Kamil Khorezmi (1825–1899) as his ideal, and the son of Camille Khorezmi, Muhammad Rasul Mirzo (1841–1922), was his direct teacher in this field.

Keywords: music, history, mentor, period, development, creativity, classic, musical notation, makom.

Список литературы / References

  1. Мулла Бекджан Рахман угли, Мухаммад Юсуф Деван-заде. Хоразм мусикий тарихчаси. Ташкент, 1998.
  2. Один том этой уникальной рукописи с записью инструментальной версии хранится в библиотеке Института рукописей Академии наук Узбекистана. Инвентарь № 343.
  3. Матякубов Отаназар. Узбекская классическая музыка. Том 1. Истоки. Ташкент, 2015.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

 Адилова Г.Ш. ИЗ ИСТОРИИ ЛИЧНОСТЕЙ ХОРЕЗМСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА // Проблемы современной науки и образования  № 7(140), 2019. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ ЭТИЛЕНА ОТ ПРИМЕСИ ПРОПИЛЕНА

Джаббарова Н.Э., Асадова И.Б.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Джаббарова Нателла Эйюбовна – кандидат химических наук, доцент;

Асадова Ирада Беюкага кызы – кандидат химических наук, доцент,

кафедра химии и технологии неорганических веществ, химико-технологический факультет,

Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности,

г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: исследован процесс гидрохлорирования пропилена в смеси с этиленом, который может использоваться с целью очистки этилена от примесей пропилена. Установлено, что чистота этилена после очистки достигает 99,97%. Спектральными методами (ИК- и УФ-спектры ) изучен хром-кремниевый катализатор и установлено валентное состояние хрома на поверхности силикагеля. Замена хрома на железо в тех же весовых концентрациях на силикагеле не позволяет вести очистку этилена, так как при этом наблюдается гидрохлорирование этилена в широком интервале температур.

Ключевые слова: гидрохлорирование, очистка этилена, катализатор, спектральные методы.

STUDING THE PROCESS OF PURIFICATION ETHYLENE FROM THE IMPURITE OF PROPYLENE

Jabbarova N.E., Asadova I.B.

Jabbarova Natella Eyubovna - Candidate of chemistry, Associate Professor;

Asadova Irada Beyukaga gizi - Candidate of chemistry, Associate Professor,

DEPARTMENT OF NON-ORGANIC SUBSTANCES, CHEMICAL AND TECHNOLOGICAL FACULTY,

AZERBAIJAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND INDUSTRY,

BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: we have investigated the process of  purification  ethylene from the impurities of propylene. It was investigated that the purity of ethylene after cleaning is up 99,97 %. The chromium-silicon  catalyst has been studied by spectral methods (IR- and UV-spectrs) and valence state of chromium on the surface of silica gel has been determined. Replacing chromium with iron in the same weight concentration on silica gel does not allow for the purification of ethylene as in this case observation of hydrochlorination of ethylene is realise in wide temperature range.

Keywords: hydrochlorination,  purification ethylene, catalyst, spectral methods.

Список литературы / References

  1. Роде Т.В. Кислородные соединения хрома и хромовые катализаторы. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  2. Джаббарова Н.Э. Республиканская Научная конференция «Физико-химический анализ и неорганическое материаловедение». Баку, 2004. С. 258.
  3. Джаббарова Н.Э. Республиканская Научная конференция «Физико-химический анализ и неорганическое материаловедение». Баку, 2004. С. 261.
  4. Джаббарова Н.Э. Известия ВУЗов Азербайджана. № 4 (38). Баку, 2005. С. 21.
  5. Джаббарова Н.Э. Материалы Международной Конференции «Нефть и газ, нефтепереработка и нефтехимия». Баку. № 5-6, 2010. С. 258.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

  Джаббарова Н.Э., Асадова И.Б. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ ЭТИЛЕНА ОТ ПРИМЕСИ ПРОПИЛЕНА // Проблемы современной науки и образования  № 7(140), 2019. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ТАНБУР И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ

Хасанов А.Т.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хасанов Абдулазиз Тельманович - и.о. доцента, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: танбур – ладомелодическое, дойра – усульное воплощение узбекской традиционной музыки. Было отмечено многообразие функций дойры в этой сфере исполнительства. Упомянут специальный певческий стиль в сопровождении только одной дойры в старой школе Бухарского Шашмакома представителями этого направления, такими как Домла Халим, Борух Зиркиев, Барно Исхакова и другие. Шел разговор о том, что мастера классической музыки, как правило, имели при себе две дойры: бам – большую, мягкого, матового звучания и относительно маленькую и звонкую – зил. Дойра бам соответствовала медленным, созерцательным, а дойра зил оживленным и танцевальным частям макома. И, наконец, говорили о том, что, исходя из основополагающего характера усуля и метроритма, мастера предпочитали обучать учеников сначала на дойре, а затем приобщать к танбуру. Каждому начинающему певцу и музыканту давали в руки дойру, и они на основе усулей учили наизусть большой свод поэтических текстов и мелодий узбекской музыки. Одновременно это служило  важным этапом естественного отбора молодых музыкантов, выявляя их способности, музыкальную память и чувство ритма.

Ключевые слова: танбур, дойра, мелодия, музыка, музыкант, усуль, мастер, певец, бастакор.

TANBUR AND HIS ROLE IN THE HISTORICAL PERSPECTIVE OF UZBEK MUSIC

Khasanov A.Т.

Khasanov Abdulaziz Telmanovich - Acting Docent, DEPARTMENT COMPOSITIONS AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: tanbur is a ladomelodic, doira is a usulistic embodiment of Uzbek traditional music. The diversity of doira’s functions in this area of ​​performance was noted. The special singing style is mentioned, accompanied by only one doira in the old school of Bukhara Shashmakom by representatives of this trend, such as Domla Halim, Borukh Zirkiev, Barno Iskhakov and others. It was a conversation that the masters of classical music, as a rule, had with them two doira: bam - a large, soft, matte sound and relatively small and resonant - zil. Doira Bam corresponded to slow, contemplative, and Doira Zil to lively and dancing parts of maqom. And, finally, they said that, based on the fundamental nature of the usul and the metro rhythm, the masters preferred to train students first on doira, and then to join the tanbur. Each novice singer and musician was given doira hands and, based on Usuls, they learned by heart a large collection of poetic texts and melodies of Uzbek music. At the same time, it served as an important stage in the natural selection of young musicians, revealing their abilities, musical memory and sense of rhythm.

Keywords: tanbur, doyra, melody, music, musician, usul, master, singer, bastakor.

Список литературы / References

  1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Т., 1993.
  2. Матякубов Отаназар. Узбекская классическая музыка. 1 том. Истоки. Т., 2015.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

  Хасанов А.Т. ТАНБУР И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ // Проблемы современной науки и образования  № 7(140), 2019. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ТУРГУН АЛИМАТОВ И ЕГО «ТАНОВАР»

Файзиев О.О.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Файзиев Отабек Олимович - и.о. доцента, кафедра музыкального образования, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: Тургун Алиматов вступил в активную музыкальную деятельность в конце 1940-х годов, когда еще исконные традиции исполнения на дутаре и танбуре имели подавляющее значение. Но тогда уже его репертуар ярко отличался новизной и оригинальностью интерпретаций хорошо знакомых мелодий. Со временем эта манера настолько укрепилась в сознании, что стали даже де факто говорить о «Стиле Тургуна Алиматова» в узбекской традиционной инструментальной музыке.

Некоторые черты этого стиля можно наглядно проследить в его исполнениях на дутаре соло и наложением дутар-сато известной Ферганской мелодии «Танавар», которую музыканты прозвали «Тургун Танавар» («Танавар Тургуна»). Для наглядности рассмотрим эти два образца «Танаваров», в исполнении самого Тургуна Алиматова.

Ключевые слова: музыка, тановар, интепретация, мелодия, понятие, маком, круг, феномен, форма.

TURGUN ALIMATOV AND HIS «TANOVAR»

Fayziev O.О.

Fayziev Otabek Olimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT MUSICAL EDUCATION, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Turgun Alimatov entered into active musical activity in the late 1940s, when the ancestral traditions of performance on dutar and tanbur were overwhelming. But even then his repertoire was clearly distinguished by the novelty and originality of interpretations of well-known melodies. Over time, this manner became so firmly established in the consciousness that they even began to talk de facto about the “Style of Turgun Alimatov” in Uzbek traditional instrumental music.

Some features of this style can be clearly seen in his performances on a dutar solo and the imposition of a dutar-sato of the famous Fergana melody “Tanavar”, which the musicians called “Turgun Tanavar” (“Tanavar Turgun”). For clarity, we consider these two samples of "Tanavarov", performed by Turgun Alimatov himself.

Keywords: music, tanovar, interpretation, melody, concept, makom, circle, phenomenon, form.

Список литературы / References

  1. Кон Ю.Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1979.
  2. Земцовский И. Фольклор и композитор. В книге «Музыка и современность». М., 1971.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

Файзиев О.О. ТУРГУН АЛИМАТОВ И ЕГО «ТАНОВАР» // Проблемы современной науки и образования  № 7(140), 2019. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Импакт-фактор российских научных журналов
 
  Рейтинг@Mail.ru
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(910)690-15-09
  • Fax: +7(910)690-15-09
  • Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи