ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ УЗБЕКСКИХ ЛИРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И КИНОКОМЕДИЙ 1920-1980-Х ГОДОВ
- Категория: 24.00.00 Культурология
- 10 нояб
- Просмотров: 22
Миррахимова Ш.Р.
Миррахимова Шахноза Рустамовна – преподаватель,
кафедра дизайна одежды,
Ташкентский международный университет КИМЁ,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется эволюция визуальных кодов национальной идентичности в узбекских лирических фильмах и кинокомедиях 1920-1980-х годов. На материале знаковых картин «Узбекфильма» рассматривается, как одежда, прически, макияж и аксессуары героев отражали диалектику между советской идеологией и локальной культурой. Выделены ключевые этапы: от этнографической фиксации и фольклорной стилизации до городской гибридизации 1960-х и нео-традиционализма 1980-х.
Ключевые слова: узбекское кино, национальная идентичность, костюм, лирический фильм, кинокомедия, фольклорный код, городская гибридизация, гендерные репрезентации, визуальная семиотика, цвето-фактурная палитра, 1920-1980-е.
MANIFESTATIONS OF NATIONAL DISTINCTIVENESS IN THE VISUAL IMAGES OF PROTAGONISTS IN UZBEK LYRICAL FILMS AND FILM COMEDIES, 1920s-1980s
Mirrahimova Sh.R.
Mirrahimova Shahnosa Rustamovna – lecturer,
DEPARTMENT OF FASHION DESIGN, TASHKENT INTERNATIONAL UNIVERSITY KIMYO, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the evolution of visual codes of national identity in Uzbek lyrical films and film comedies from the 1920s to the 1980s. Drawing on iconic productions of the Uzbekfilm studio, it examines how costume, hairstyles, make-up, and accessories encoded the dialectic between Soviet ideology and local culture. The study identifies key phases: from ethnographic recording and folkloric stylization to the urban hybridization of the 1960s and the neo-traditionalism of the 1980s.
Keywords: Uzbek cinema; national identity; costume; lyrical film; film comedy; folkloric code; urban hybridization; gender representations; visual semiotics; color-texture palette; 1920s-1980s.
Список литературы / References
- Красина О. Кинематограф Узбекистана 1920-х годов: зарождение национальной кинематографической школы // Этнодиалоги. – 2020. – №. 3 (61). – С. 204-219.
- Кадыров Б.Б. Становление операторского искусства узбекских художественных фильмов // Творчество в объективе научных исследований. – 2020. – С. 256-260.
- Кучкаров М.М. Экранное воплощение легенды о Тахире и Зухре // Вестник ВГИК. – 2025. – Т. 17. – №. 1 (63). – С. 6-15.
- Sabatos C. Nasreddin Hodja’s foolish wisdom: Slavic literary adaptations of a Turkish folk hero // World Literature Studies. – 2016. – Т. 8. – №. 4. – С. 35-46.
- Mirraximova Sh.R. Costume as Visual Expression of Uzbek Cinema (1920–1980) // European Journal of Arts. 2024. No 4. pp. 101–105.
- Меликузиев И.М. Визуальное решение и качество в фильмах (прорыв отечественных кинооператоров) // Oriental Art and Culture. – 2023. – Т. 4. – №. 5. – С. 21-32.
- Van der Straeten J., Petrova M. The Soviet city as a landscape in the making: planning, building and appropriating Samarkand, c. 1960s–80s // Central Asian Survey. – 2022. – Т. 41. – №. 2. – С. 297-321.
- Меликузиев И.М. Проявление элементов неореализма в операторском искусстве Узбекистана // Science and innovation. – 2022. – Т. 1. – №. 1. – С. 336-348.
- Мелиқўзиев И.М. Ўзбек бадиий киносида операторлик санъатининг ривожланиш босқичлари // Oriental Art and Culture. – 2023. – Т. 4. – №. 2. – С. 594-611.
Ссылка для цитирования данной статьи
| Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
|
Миррахимова Ш.Р. ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ УЗБЕКСКИХ ЛИРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И КИНОКОМЕДИЙ 1920-1980-Х ГОДОВ // Проблемы современной науки и образования №11 (210) 2025. - С. {см. журнал}. |
||
«ДОМ ПОЛОВЦОВА» В ТАШКЕНТЕ. ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ИСТОРИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 24.00.00 Культурология
- 29 апр
- Просмотров: 1224
Ашурбаева С.А.
Ашурбаева Ситора Абдукаримовна – докторант, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается история возникновения и формирования Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана, расположенного в историческом здании «Дома Половцова» в Ташкенте. Описаны этапы строительства и реконструкции здания, роль Александра Половцова в его создании, а также процесс трансформации здания в музей с момента организации первых выставок в 1927 году до получения статуса государственного музея в 1997 году. Особое внимание уделено уникальному внутреннему убранству и коллекции музея, насчитывающей более 7000 экспонатов.
Ключевые слова: дом Половцова, Государственный музей прикладного искусства, история ремесленничества, Ташкент, архитектура XIX века, коллекция музея.
"THE POLOVTSOV HOUSE" IN TASHKENT: THE ORIGINS AND FORMATION OF THE STATE MUSEUM OF APPLIED ARTS AND CRAFTSMANSHIP HISTORY OF UZBEKISTAN
Ashurbayeva S.A.
Ashurbayeva Sitora Abdukarimovna – PhD student, NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article explores the history of the establishment and development of the State Museum of Applied Arts and Craftsmanship History of Uzbekistan, located in the historic building known as the "Polovtsov House" in Tashkent. It outlines the stages of construction and renovation of the building, the role of Alexander Polovtsov in its creation, and the transformation of the building into a museum, from the organization of the first exhibitions in 1927 to its designation as a state museum in 1997. Special attention is given to the unique interior design and the museum’s collection, which includes over 7,000 artifacts.
Keywords: Polovtsov House, State Museum of Applied Arts, history of craftsmanship, Tashkent, 19th-century architecture, museum collection.
Список литературы / References
- Наследие Центрального Училища Технического Рисования барона Штиглица: современность традиций. К 210-летию со дня рождения А. Л. Штиглица: коллективная монография / науч. ред. А. И. Бартенев, Г. Е. Прохоренко; сост. А. С. Ергина. – Санкт-Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2024. – 332 с. – ISBN 978-5-6051629-4-0.
- Верещагина Е., Калыбаев Р. Гид по архитектуре и культуре Ташкента: как город открывается миру и придумывает себя. Daily Afisha // Daily Afisha. – 2020.
- Андреев М.С. Памяти М.С. Андреева: Сборник статей по истории и филологии народов Средней Азии / Акад. наук Таджикской ССР, Ин-т истории. – 1960. – 250 с.
- Дом с легендарной судьбой. Полная версия - Письма о Ташкенте. URL: https://mytashkent.uz/2021/08/09/dom-s-legendarnoj-sudboj-polnaya-versiya/ (дата обращения: 24.03.2025).
- Собрание Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана / [О. Ф. Абдухолиқов и др.]. – Тошкент : Silk Road Media, 2022. – 279 с. : ил. – Текст парал. узб., рус., англ. – ISBN 978-9943-7499-7-9.
- Государственный музей прикладного искусства и ремёсел Узбекистана // Официальный сайт. URL: https://new.muzeyart.uz/site/call (дата обращения: 24.03.2025).
Ссылка для цитирования данной статьи
| Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
|
Ашурбаева С.А. «ДОМ ПОЛОВЦОВА» В ТАШКЕНТЕ. ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ИСТОРИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА // Проблемы современной науки и образования №4 (203) 2025. - С. {см. журнал}. |
||
ТВОРЧЕСТВО НИГМАТА ДЖУРАЕВА – ДУХОВНАЯ СУТЬ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ
- Категория: 24.00.00 Культурология
- 14 нояб
- Просмотров: 1692
Аллабергенова А.Б.
Аллабергенова Айрин Батыровна – доцент, кафедра «Fashion design», Ташкентский международный университет КИМЁ, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье речь пойдет о художнике-постановщике художественных фильмов Нигмате Джураеве. Диапазон его творчества разнообразен: кинематограф, живопись, графика. В данной статье проведен краткий анализ художественного изображения в кино конца XX начала XXI века на примере его работ в фильмах «Братан», «Кош ба кош», «Луна папа» и других. Дан краткий обзор живописного творчества художника, которое можно охарактеризовать как явление художественной культуры, находящееся на стыке высокого профессионализма и фольклора.
Ключевые слова: кинематограф, изображение, кадр, экранный образ, живопись, фольклор, стилистика, декорации, кинопроизводство, натура, мастерство.
THE WORK OF NIGMAT JURAEV – THE SPIRITUAL ESSENCE OF SIMPLE THINGS
Allabergenova I.В.
Allabergenova Irene Batyrovna – Associate Professor, DEPARTMENT OF FASHION DESIGN, TASHKENT INTERNATIONAL UNIVERSITY OF KIM, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article will focus on the production designer of feature films Nigmat Juraev. The range of his work is diverse: cinema, painting, graphics. This article provides a brief analysis of the artistic image in the cinema of the late XX and early XXI centuries on the example of his work in the films "Bro", "Kosh ba Kosh", "Papa Moon" and others. A brief overview of the artist's pictorial work is given, which can be characterized as a phenomenon of artistic culture, which is at the junction of high professionalism and folklore.
Keywords: cinematography, image, frame, screen image, painting, folklore, stylistics, scenery, film production, nature, craftsmanship.
Список литературы / References
- Суркова О. Тарковский. Так далеко, так близко. Записки и интервью. – Изд-во «Прогресс-Традиция». Москва, 2022. – 102 с.
- Силантьева Т. Живопись в кино // Художник. – – № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://sovjiv.ru/news/705/ (дата обращения: 12.10.2024).
- Гимаздтинов К. Проект Ретроспектива постсоветского кино Центральной Азии. Фонд поддержки современного искусства «Живой город». Казань, 2020-2024. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://monkazan.ru/kino_retro (дата обращения: 12.10.2024).
- Луна папа. 13 побед и 8 номинаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.imdb.com/title/tt0170259/awards (дата обращения: 14.10.2024).
- Вознесенский А. Прорабы духа / А. Вознесенский. – Москва: Советский писатель, 1984. – 5 c.
- Чумаков В. Мыслить симфонически //В мире науки. – 2018. – №. 8-9. – С. 52-61.
- Пастернак Б.Л. Я понял жизни цель / Б. Л. Пастернак. – Москва: Эксмо, 2008. – 325 c.
Ссылка для цитирования данной статьи
| Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
|
Аллабергенова А.Б. ТВОРЧЕСТВО НИГМАТА ДЖУРАЕВА – ДУХОВНАЯ СУТЬ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ // Проблемы современной науки и образования №11 (198)2024. - С.{см. журнал}. |
||
РЕКЛАМА И МОДА В УЗБЕКИСТАНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ
- Категория: 24.00.00 Культурология
- 20 июнь
- Просмотров: 1810
Носирова Н.Ф.
Носирова Нодирахон Фарход кизи – преподаватель, кафедра дизайна одежды, Ташкентский международный университет КИМЁ, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется влияние глобализации и цифровизации рекламы на развитие индустрии моды в Узбекистане. Рассматриваются как преимущества, так и риски, с которыми сталкиваются локальные бренды в условиях открытого рынка. Подчеркивается важность сохранения национальной идентичности в условиях глобального рынка. Предлагаются стратегии, которые могут способствовать укреплению позиций национальных фэшн брендов на локальном и международном рынке.
Ключевые слова: реклама, мода, Узбекистан, глобализация, цифровизация, национальная идентичность, брендинг, маркетинг.
ADVERTISING AND FASHION IN UZBEKISTAN: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND DIGITALIZATION
Nosirova N.F.
Nosirova Nodirakhon Farkhod kizi – lecturer, DEPARTMENT OF FASHION DESIGN, TASHKENT INTERNATIONAL UNIVERSITY OF KIM, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article examines the impact of globalization and digitalization on the advertising landscape and its subsequent influence on the fashion industry in Uzbekistan. It explores both the advantages and risks faced by local brands in the open market environment. The significance of maintaining national identity in the face of global market pressures is emphasized. Strategies that could bolster the positions of national fashion brands on both local and international stages are proposed.
Keywords: advertising, fashion, Uzbekistan, globalization, digitalization, national identity, branding, marketing.
Список литературы / References
- Мухитдинова K. Роль инвестиций в развитие промышленности в Узбекистане //Nashrlar. – 2023. – С. 187-189.
- Указ Президента Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы».
- Миркомилов М.Н. Развитие промышленности и её роль в экономике Республики Узбекистан //Экономика и финансы (Узбекистан). – 2017. – №. 10. – С. 24-37.
- Robertson R., White K.E. What is globalization? //The Blackwell companion to globalization. – 2007. – С. 54-66.
- Хабалева Е.Н. Реклама в условиях глобализации //Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – №. 11. – С. 303.
- Половникова О.В. Влияние цифровизации на современную рекламу // Инновационная экономика и общество. – 2019. – №. 4. – С. 79-85.
- Итоговый Рейтинг маркетинговой эффективности брендов и агентств Узбекистана за 2023 год. — Текст: электронный // Маркетинговая ассоциация Узбекистана: [сайт]. — URL: https://marketing.uz/rejtingi/rejting-brendov/?category=%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 07.06.2024).
- Казадаев А.М., Обидова Г.Ш. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Теория и практика современной науки. 2017. №5 (23).
Ссылка для цитирования данной статьи
| Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
|
Носирова Н.Ф. РЕКЛАМА И МОДА В УЗБЕКИСТАНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ // Проблемы современной науки и образования №6 (193)2024. - С.{см. журнал}. |
||
