Статьи наших авторов
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ХАМРОКУЛ КАРИ ТУРАКУЛОВЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 73
Садирдинов М.Т.
Садирдинов Мўминжон Толибжонович - преподаватель, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: знаменитый народный Хафиз Хамракул кари Мухаммадрасул оглы Туракулов, мастер великого пения, был одним из Хафизов, который прославился в Центральной Азии в 20-30-х годах прошлого века. Сведений о его творчестве очень мало, но его умелое исполнение, неповторимый голос, неповторимый стиль исполнения не остались незамеченными специалистами и по сей день. С целью изучения его творческого наследия и жизни были проведены научные исследования в Бешарыкском районе Ферганской области, где родился и вырос Хамракул кари Туракулов. В этой статье представлены данные из результатов этих исследований.
Ключевые слова: катта ашула, Узбекская классическая музыка, искусство пения, савт, хафиз.
SCIENTIFIC SURVEYS ABOUT HAMROKUL KARI TURAKULOV
Sadirdinov M.T.
Sadirdinov Muminjon Tolibjonovich - Teacher DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING”, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the famous folk Hafiz Hamrakul kari Muhammadrasul oglu Turakulov, a master of great singing, was one of the Hafizs who became famous in Central Asia in the 20-30s of the last century. There is very little information about his work, but his skillful performance, unique voice, and unique style of performance have not gone unnoticed by experts to this day. In order to study his creative heritage and life, scientific research was conducted in the Besharyk district of the Ferghana region, where Hamrakul Kari Turakulov was born and grew up. This article presents data from the results of these studies.
Keywords: katta Ashula, Uzbek classical music, art of singing, savt, hafiz.
Список литературы / References
- “Бешарик тонги” газета №4 1995 год.
- Эрматов М., Арзимуродова Н.С. “Кокандская Бешарыкская исполнительская школа: исполнители катта ашула.”, “Проблемы современной науки и образования” № 8 (186), 2023 год.
- С. Бегматов “Ҳофизлик санъати” Тошкент 2007 йил
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Садирдинов М.Т. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ХАМРОКУЛ КАРИ ТУРАКУЛОВЕ // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |
МИР МАКОМОТА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 81
Рузматов Э.О.
Рузматов Эркинбай Орзиматович – профессор, кафедра “Макомное пение” Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: наша музыкальная культура, традиционные песни, макомные выступления, известные из истории, являющиеся основным звеном нашей духовности, всегда признавались духовной пищей в повседневной жизни нашего народа. Народ искал спасения от музыки в суровые дни, а песни и музыка сопровождали их даже в дни радости. Ведь сегодня вполне естественно опираться на нашу национальную музыкальную культуру, унаследованную от наших предков, на наши традиционные песни, которые были частью нашей огромной духовности в эпоху становления нашей идентичности. Все это приобретает важное значение в воспитании гармоничного поколения, формировании духовного мировоззрения молодежи.
Ключевые слова: маком, певец, музыкант, музыкальное творчество, искусство, композитор.
WORLD OF MAKOMOT
Ruzmatov E.O.
Ruzmatov Erkinbay Orzimatovich – professor, DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING” UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: our musical culture, traditional songs, makom performances, known from history, which are the main link of our spirituality, have always been recognized as spiritual food in the daily life of our people. The people sought salvation from music in harsh days, and songs and music accompanied them even in days of joy. After all, today it is quite natural to rely on our national musical culture, inherited from our ancestors, on our traditional songs, which were part of our enormous spirituality in the era of the formation of our identity. All this becomes important in the upbringing of a harmonious generation, the formation of a spiritual worldview of young people.
Keywords: makom, singer, musician, musical creativity, art, composer.
Список литературы / References
- И. Ражабов “Мақомлар” Тошкент 2006 йил.
- О. Иброҳимов. Юнус Ражабий ҳақида сўз “Жаҳон адабиёти” журнали, 2017 йил, 1-сон
- Ш. Матякубов “Анъанавий хонандалик асослари”, ўқув қўлланма, Ташкент, 2022 йил.
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/uz/docs/
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Рузматов Э.О. МИР МАКОМОТА // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |
ФЕРГАНА-ТАШКЕНТСКИЕ БАЁТЫ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 72
Йулчиева М.
Йулчиева Муножатхон – профессор, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Фергана-Ташкентские макомы считаются одним из самых красивых наследий узбекского народа. Сегодня ученые и создатели проводят множество исследований этих макомов. Изучение истории их происхождения, строения и состава сегодня нуждается в научных исследованиях. Ферганско - ташкентские макомы, как и бухарские Шашмакомы, Хорезмские шесть с половиной макомы, включали в себя несколько серий произведений. Одна из таких категорий - Баёты. В этой статье представлена информация о типах и структуре Баётов.
Ключевые слова: Фергана Ташкентские макомы, маком, произведение, Баёт, исполнительство, исполнительство макома.
BAYOTS OF FERGHANA-TASHKENT
Yulchieva M.
Yulchiyeva Munojatkhon – Professor, DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING” UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Ferghana-Tashkent makoms are considered one of the most beautiful legacies of the Uzbek people. Today, scientists and developers are conducting a lot of research on these makoms. The study of the history of their origin, structure and composition today needs scientific research. Ferghana - Tashkent makoms, as well as Bukhara Shashmakoms, Khorezm six and a half makoms, included several series of works. One of these categories is Bayots. This article provides information about the types and structure of Bayots.
Keywords: Ferghana-Tashkent makoms, makom, composition, Bayot, performance, makom performance.
Список литературы / References
- О. Иброҳимов “Фергано–Ташкентские макомы” Тошкент 2006 йил.
- Ш. Матёқубов «Анъанавий хонандалик асослари» Тошкент 2022 йил.
- Р. Юнусов, Ф. Мамадалиев “Миллий мусиқа ижрочилиги масалалари” Тошкент 2001 йил.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Йулчиева М. ФЕРГАНА-ТАШКЕНТСКИЕ БАЁТЫ // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЕЛОДИИ АРИ БОБОХОНОВА “ХУРРАМ” НА ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 73
Ваисов М.Э.
Ваисов Мансур Эгамберганович – старший преподаватель кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: композиторское творчество Ари Бобохонова, безусловно, заслуживает похвалы. В его произведениях звучат тона узбекской нации и национальная красота. В то же время исполнение сочиненных им произведений доставляет исполнителю огромное удовольствие. И очаровывает слушателя, околдовывая его. Во всех произведениях Ари Бобохонова присутствует оригинальность и совершенство, отчетливо прослеживается музыкальная интеллигенция автора, его талант. Об этом свидетельствуют уникальные тона, стоны, техники и выбранные фаты в каждом произведении. В этой научной статье особое внимание было уделено аспектам, на которые следует обратить внимание при обучении студентов, изучающих мелодию Ари Бобохонова «Хуррам» в классе Рубаба.
Ключевые слова: рубаб, инструментальное исполнительство, песня, мелодия, ритм, композитор.
FEATURES OF PERFORMING AND LEARNING ARI BOBOKHONOV'S MELODY «HURRAM» ON THE RUBAB INSTRUMENT
Vaisov M.E.
Vaisov Mansur Egamberganovich – lecturer DEPORTAMENT “MAKAM SINGING”, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: ari Bobokhonov's compositional work certainly deserves praise. The tones of the Uzbek nation and national beauty resound in his works. At the same time, the performance of the works composed by him gives the performer great pleasure. And fascinates the listener, bewitching him. In all the works of Ari Bobokhonov, there is originality and perfection, the musical intelligentsia of the author and his talent are clearly visible. This is evidenced by the unique tones, moans, techniques and selected veils in each piece. In this scientific article, special attention was paid to the aspects that should be paid attention to when teaching students studying the melody of Ari Bobokhonov «Hurram» in the Rubab class.
Keywords: rubab, instrumental performance, song, melody, rhythm, composer.
Список литературы / References
- Абдуазимов Р.А. «Школа исполнительства инструмента кашгарского рубаба: известные рубабисты», “Проблемы современной науки и образования» № 3 (181), 2023 год..
- Абдугаппоров А.А. «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий». “Проблемы современной науки и образования» № 9 (142), 2019 год.
- Дадаев А.Ш. «Эффективность реализации стиля исполнительства наставников на гиджаке», “Проблемы педагогики» № 1 (59), 2022 год.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ваисов М.Э. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЕЛОДИИ АРИ БОБОХОНОВА “ХУРРАМ” НА ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |
СПЕЦИФИКА ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 81
Аширалиев Ф.Д.
Аширалиев Фуркатбек Даврон угли - Народный артист Узбекистана, профессор, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: очень важно, чтобы кандидаты, желающие изучать традиционное пение, были физически развиты, обладали острым голосом, умели петь из горла и гортани, имели чистые и здоровые дыхательные пути и легкие, зубы и челюсти, мускулы губ и челюстей, строение тела (нормальное), как указано в брошюре. Потому что в пении требуется больше физических усилий, чем в других. Поэтому желательно, чтобы кандидаты на певческое мастерство были в возрасте 10-12 лет. В этой статье представлена информация об этом и нескольких подобных факторах.
Ключевые слова: певец, исполнитель макома, молодёжь, голос, ученики, методика обучения.
THE SPECIFICS OF THE SELECTION OF CANDIDATES FOR SINGING TRAINING
Ashiraliev F.D.
Ashiraliev Furkatbek Davron ugli - People's Artist of Uzbekistan, professor, DEPARTMENT OF "MAQOM SINGING", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: it is very important that candidates wishing to study traditional singing are physically developed, have a sharp voice, can sing from the throat and larynx, have clean and healthy airways and lungs, teeth and jaws, lip and jaw muscles, body structure (normal), as indicated in the brochure. Because singing requires more physical effort than others. Therefore, it is desirable that candidates for singing skills be at the age of 10-12 years. This article provides information about this and several similar factors.
Keywords: singer, makom performer, youth, voice, students, training methodic.
Список литературы / References
- Улашева М.А. “Роль певческих голосов в мире макомов / The role of singing voices in the world of makoms”, “Проблемы современной науки и образования” № 4 (137), 2019 год.
- Матёқубов Ш. “Достижения и недостатки макомного образования с использованием современных технологий в традиции наставничества.”, «Проблемы современной науки и образования» № 2 (171), 2022 год.
- Буриева К. “Методика преподавания музыки”, «Проблемы современной науки и образования» № 8 (165), 2021 год.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Аширалиев Ф.Д. СПЕЦИФИКА ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |