МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 янв
- Просмотров: 201
Мелибоев Д.А.
Мелибоев Дилшоджон Алиджонович - старший преподаватель, кафедра «Исполнительства на народных инструментах», Государственная консерватория Узбекистана, г. Тaшкент, Республикa Узбекистaн
Аннотация: узбекская музыка очень богата и уникальна, имеет свою историю. Особенно интересно изучение истории музыкальных инструментов сегодняшним студентам. А для получения дополнительной информации по этому поводу обратимся к древним рукописям, музыкальным трактатам. Потому что в них мы получаем конкретные ответы на вопросы, которые для нас загадочны. Одним из таких музыкальных трактатов является “Трактат о музыке” Дервеша Али Чанги, с помощью которого мы получаем много ценной информации о древних музыкальных инструментах, их истории, строении и потреблении. В данной статье представлена информация о музыкальных инструментах, представленных в «Трактате о музыке».
Ключевые слова: музыкальный трактат, музыкальные инструменты, танбур, рубаб, чанг, органон, рухавзо, най.
MUSICAL INSTRUMENTS OF THE 17TH CENTURY MENTIONED IN THE WORKS OF DARWISH ALI CHANGI
Meliboev D.A.
Meliboev Dilshojon Alidzhonovich - senior lecturer, Department of “Performance on folk instruments”, State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract: uzbek music is very rich and unique, it has its own history. Studying the history of musical instruments is especially interesting for today's students. And for more information on this matter, let’s turn to ancient manuscripts and musical treatises. Because in them we receive specific answers to questions that are mysterious to us. One of these musical treatises is “Treatise on Music” by Dervesh Ali Changi, with the help of which we get a lot of valuable information about ancient musical instruments, their history, structure and consumption. This article provides information about the musical instruments presented in the Treatise on Music.
Keywords: musical treatise, musical instruments, tanbur, rubab, chang, organon, rukhavzo, nai.
Список литературы / References
- А.А. Семенов "Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII век)", Ташкент, 1946.
- Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура и исполнение шашмакома», «Наука, образование и культура» №4(28), 2018 г.
- Досимбетов Батыр «Флейта – уникальный инструмент и музыкальное наследие Узбекистана», «Наука, образование и культура» №2(26), 2018 г.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Мелибоев Д.А. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ // Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
ЗНAЧЕНИЕ НAСЛЕДИЯ ВЕЛИКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В РAЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО МЫШЛЕНИЯ В МУЗЫКAЛЬНОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКИСТAНA
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 11 янв
- Просмотров: 207
Aбдугaппaровa Д.У.
Aбдугaппaровa Дилфузa Уткировнa - стaрший преподaвaтель, кaфедра “Музыкaльной педaгогики”, Госудaрственная консервaтория Узбекистaнa, г. Тaшкент, Республикa Узбекистaн
Aннoтaция: в дaнной стaтье говорится о роли бесподобных произведений нaших великих личностей в поднятии духовной культуры молодёжи, влиянии музыкaльной культуры нa сознaние молодёжи в современную эпоху, a тaкже о роли произведений нaших великих учёных в повышении духовной культуры молодёжи.
Ключевые словa: молодёж, культурa, музыкa, искусствa, трaдиции, личность.
THE IMPORTANCE OF THE LEGACY OF GREAT PERSONALITIES IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH THINKING IN THE MUSICAL ART OF UZBEKISTAN
Abdugapparova D.U.
Abdugapparova Dilfuza Utkirovna - senior teacher, DEPARTMENT OF “MUSICAL PEDAGOGY”, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article talks about the role of matchless works of our great personalities in raising the spiritual culture of youth, the influence of musical culture on the consciousness of youth in modern times, as well as the role of works of our great scientists in raising the spiritual culture of youth.
Keywords: youth, culture, music, arts, traditions, personality.
Список литературы / References
- Энциклопедия Узбекистaнa. Тaшкент.
- Rajabov. Maqom masalalariga doir. Toshkent 1963 yil.
- Сборник стaтей республикaнской нaучно-прaктической конференции по приоритетным нaпрaвлениям сфер системы культуры и искусствa: проблемы и пути решения. Тaшкент 2020.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Aбдугaппaровa Д.У. ЗНAЧЕНИЕ НAСЛЕДИЯ ВЕЛИКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В РAЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО МЫШЛЕНИЯ В МУЗЫКAЛЬНОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКИСТAНA// Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
ШАШМАКОМДА ОРАЗ МАКОМИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 11 янв
- Просмотров: 242
Матякубов Ш.Б.
Матякубов Шавкат Батирович – доцент, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: под маком подразумеваются классические традиционные музыкальные пути целого ряда восточных народов. Слово «маком» арабское слово, означающее место жительства, резиденция. Говоря языком музыки, маком в музыкальных инструментах место расположения звуков, составляющих мелодию и пение, — это ноты, то есть лады. Под «макомом» также понимается определенный творческий стиль развития в музыке в зависимости «от несовершенного до совершенного состояния». Одним из шуъба Шашмакома является Ораз. Данная статья посвящена именно той роли, которую эта шуъба играет в Шашмакоме.
Ключевые слова: Наср, Уззол, Ушшок, Хоро, Аджам, Мухайяр, Чамбар, Баёт, Ирок, Чоргох, Сегох, Ораз, Хусайни.
THE MAKOM ORAZ IN SHASHMAKOM
Matyakubov Sh.B.
Matyakubov Shavkat Batirovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING”, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: makom refers to the classical traditional musical paths of a number of Oriental nations. The word “makom” is an Arabic word meaning place of living, residence. In the language of music, the makom in musical instruments is the location of the sounds that make up the melody and singing - these are notes, that is, frets. “Makom” also refers to a certain creative style of development in music, depending on “from an imperfect to a perfect state.” One of the Shashmakom's shuba is Oraz. This article is devoted to the role that this shuba plays in Shashmakom.
Keywords: Nasr, Uzzol, Ushshok, Khoro, Ajam, Muhayyar, Chambar, Bayot, Irok, Chorgoh, Segoh, Oraz, Husayni.
Список литературы / References
- Matyakubov “Ijro dasturlarini tayyorlash” o’quv-qo’llanma Toshkent 2019 y.
- Буриева К. «Публикации нотных записей Шашмакома», «Проблемы современной науки и образования» № 7 (185), 2023 год.
- Ю. Ражабий “Ўзбек халқ мусиқаси V том” Тошкент 1959 й.
- И. Ражабов “Мақомлар масаласига доир” Тошкент 1954 й.
- О. Матякубов “Мақомот” Тошкент 2004 й.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубов Ш.Б. ШАШМАКОМДА ОРАЗ МАКОМИ// Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИМФОНИИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 дек
- Просмотров: 232
Давыдова Т.Ю.
Давыдова Татьяна Юрьевна – кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматриваемый исторический период отмечен интересными жанровыми трансформациями, возникает много симфоний, отмеченных интересной трактовкой. Обращаясь к симфонии, композиторы стремятся к поиску диалектического взаимодействия стабильных норм инварианта с чертами нового, синтезу традиционного и новаторского, что обусловлено новым содержанием, особенностями национального мышления авторов, использованием современных композиционных техник.
Ключевые слова: инвариант, жанр, симфония, композитор, национальные школы, традиции, новаторство, композиторские техники.
I GENRE TRANSFORMATIONS IN MODERN WESTERN EUROPEAN SYMPHONY
Davydova T.Yu.
Davydova Tatyana Yurievna – doctor of philosophy (PhD) in art criticism, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the historical period under consideration is marked by interesting genre transformations, there are many symphonies marked by an interesting interpretation. Turning to the symphony, the composers strive to find the dialectical interaction of stable invariant norms with the features of the new, the synthesis of the traditional and innovative, which is due to the new content, the peculiarities of the national thinking of the authors, the use of modern compositional techniques.
Keywords: invariant, genre, symphony, composer, national schools, traditions, innovation, composing techniques.
Список литературы / References
- Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки. – Л.: Советский композитор, 1979. – 287 с.
- Арановский М.Г. Симфония и время // Русская музыка и XX век. – М.: Гос. Институт искусствознания, С. 303-369.
- Лютославский В. Статьи, беседы, воспоминания. – М.: Музыка, 1995. –343 с.
- Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. – М.: Советский композитор, 1990. – 349 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Давыдова Т.Ю. ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИМФОНИИ // Проблемы современной науки и образования №9 (187)2023. - С.{см. журнал}. |