О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 16 янв
- Просмотров: 254
Махмудов М.
Махмудов Мирхалил профессор, кафедра“Композиции и инструментовки”, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное узбекское композиторское творчество отражает в себе сложные и противоречивые процессе, происходящие в мире. Оно отражает национальную и культурную идентичность страны. Корни узбекской музыкальной традиции уходят в глубь истории, взаимодействуя с восточными и западными элементами. В связи с этим происходит обновление содержательной, идейно-образной направленности драматургии, организации формы произведений, делающих их по-настоящему современными.
Статья посвящена основным аспектам развития современного композиторского творчетсва в Узбекистане. Интеграционные процессы требуют от узбекских композиторов универсальности, профессионализма высшего порядка, умения ориентироваться в самых разных стилях, направлениях и тенденциях.
Ключевые слова: современное искусство, композиторское творчество, художественная культура, национальная почвенность, композиторская техника.
ABOUT MODERN COMPOSITION IN UZBEKISTAN
Makhmudov M.
Makhmudov Mirkhalil professor, DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: contemporary Uzbek composing reflects the complex and contradictory processes taking place in the world. It reflects the national and cultural identity of the country. The roots of the Uzbek musical tradition go deep into history, interacting with eastern and western elements. In this regard, there is a renewal of the content, ideological and figurative orientation of drama, the organization of the form of works, making them truly modern.
The article is devoted to the main aspects of the development of modern composer creativity in Uzbekistan. Integration processes require from Uzbek composers universality, professionalism of the highest order, and the ability to navigate a wide variety of styles, directions, and trends.
Keywords: contemporary art, composer's creativity, artistic culture, national soil, composer's technique.
Список литературы / References
- Дрожжина М. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: дис. докт. иск.: 17.00.02: утв. 16.12.2005 – Новосибирск, 2005, с. 94.
- Ислямова Д. О некоторых аспектах стилевого обновления современной узбекской фортепианной музыки // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2020. №1. – С. 27-33.
- Минкин Л. «II Фортепианный концерт Р. Щедрина». Сб. «О музыке». М., Сов. Композитор, 1980
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Ульмасов Ф. Новые формы музыкальных традиций: к проблеме соотношения европейских и национальных аспектов в творчестве композиторов Центральной Азии // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. - М.,2020. - С. 563-572.
- Холопова В. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна / В.Н. Холопова, М.Е. Тараканов: Человек и Фоносфера: Воспоминания. Статьи. – Москва, Санкт-Петербург: Алетейя, 2003.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Махмудов М. О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА // Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
THE IMPORTANCE OF ORGAN MUSIC OF UZBEKISTAN AMONG MODERN TRENDS IN MUSICAL ART
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 16 янв
- Просмотров: 208
Djurabekova S.Z.
Djurabekova Saodat Zarifbekovna - senior lecturer, DEPARTMENT OF “HISTORY OF UZBEK MUSIC”, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the development of organ music in the 20th century was influenced by many factors related to the principles of modern music. A sharp increase in interest in the non-traditional capabilities and timbre potential of the organ is noticeable in the works of European and Russian composers of the second half of the twentieth century.
The article provides analytical comments on the factors that influenced the formation and development of the organ musical culture of Uzbekistan, as well as the schools of performance that arose in world organ music and their great representatives.
Keywords: organ, music, performance school, composer, form, national, creativity, style, genre, modern, composition technique.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ УЗБЕКИСТАНА СРЕДИ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Джурабекова С.З.
Джурабекова Саодат Зарифбековна - старший преподаватель, кафедра «История узбекской музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на развитие органной музыки в 20 веке повлияли многие факторы, связанные с принципами современной музыки. Резкий рост интереса к нетрадиционным возможностям и тембровому потенциалу органа заметен в произведениях европейских и русских композиторов второй половины ХХ века.
В статье даны аналитические комментарии о факторах, повлиявших на формирование и развитие органной музыкальной культуры Узбекистана, а также школах исполнительства, возникших в мировой органной музыке и их великих представителях.
Ключевые слова: орган, музыка, исполнительская школа, композитор, форма, национальный, творчество, стиль, жанр, современная, композиционная техника.
References / Список литературы
- Лепнурм Х. История органа и органной музыки. Казань 1999.
- Процюк Д. Техника и культура игры на органе. Санкт-Петербург 2004.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Djurabekova S.Z. THE IMPORTANCE OF ORGAN MUSIC OF UZBEKISTAN AMONG MODERN TRENDS IN MUSICAL ART // Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
UZBEK CLASSICAL GENRES AND FORMS IN ORGAN MUSIC (USING THE EXAMPLE OF THE WORK OF COMPOSER KHABIBULLO RAKHIMOV)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 16 янв
- Просмотров: 230
Djurabekova S.Z.
Djurabekova Saodat Zarifbekovna - senior lecturer, DEPARTMENT OF “HISTORY OF UZBEK MUSIC”, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the roots of Uzbek music go back to ancient times. A number of its genres and forms have been formed over the centuries. Today, folk music and classical music are two huge layers of Uzbek musical culture. The composer’s work is an important part of Uzbek music, in tune with the times, and occupies an important place in expanding the scope of the Uzbek musical heritage and its ever-increasing enrichment.
The article analyzes the manifestation of classical genres and forms in organ music in the section of the work of Khabibullo Ragimov. His “Maurigius”, “Chodien”, as well as a fantasy concert for organ and string instruments, take their place in the national repertoire as works mixed with Uzbek melodies.
Keywords: organ, music, concert, fantasy, form, folk, composer, creativity, string instruments, modern.
УЗБЕКСКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И ФОРМЫ В ОРГАННОЙ МУЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА ХАБИБУЛЛО РАХИМОВА)
Джурабекова С.З.
Джурабекова Саодат Зарифбековна - старший преподаватель, кафедра «История узбекской музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: rорни узбекской музыки уходят в древние времена. Ряд его жанров и форм формировался на протяжении веков. Сегодня народная музыка и классическая музыка – это два огромных пласта узбекской музыкальной культуры. Творчество композитора является важной частью узбекской музыки, созвучной времени, занимает важное место в расширении масштабов узбекского музыкального наследия, его все большем обогащении.
В статье анализируется проявление классических жанров и форм в органной музыке в творчестве Хабибулло Рахимова. Его «Мавригий», «Шодиёна», а также концерт-фантазия для органа и струнных инструментов занимают свое место в национальном репертуаре как произведения, смешанные с узбекскими мелодиями.
Ключевые слова: орган, музыка, концерт, фантазия, форма, народный, композитор, творчество, струнные инструменты, современный.
References / Список литературы
- Buxorcha va Mavrigi taronalari. Тoshkent, 2005.
- Закржевская С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент,
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Djurabekova S.Z. UZBEK CLASSICAL GENRES AND FORMS IN ORGAN MUSIC (USING THE EXAMPLE OF THE WORK OF COMPOSER KHABIBULLO RAKHIMOV) // Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 16 янв
- Просмотров: 275
Матвеева О.М.
Матвеева Ольга Михайловна - старший преподаватель, кафедра эстрадно-вокальное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена изучению жанра эстрадно – джазовых вокализов в творчестве яркого представителя современной композиторской школы Узбекистана – Дилором Амануллаевой. На примере вокализов №№15, 21, 23 раскрываются стилевые особенности жанра, рассматривается специфика вокально – технических приемов. Основное внимание сконцентрировано на рассмотрении композиционных особенностей избранных опусов, характеристике комплекса выразительных средств, помогающих в раскрытии художественного замысла произведений в процессе исполнительской интерпретации. Обоснованно значение вокализов Д.Амануллаевой в профессиональном обучении эстрадных вокалистов.
Ключевые слова: композитор, стиль, жанр, джаз, вокализ, обучение, эстрадный вокал, интерпретация.
THE ROLE OF POP-JAZZ VOCALIZATIONS BY DILOROM AMANULLAEVA IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF SINGERS OF UZBEKISTAN
Matveeva O.M.
Matveeva Olga Mikhaylovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF POP AND VOCAL PERFORMANCE, INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is devoted to the study of the genre of pop-jazz vocalizations in the work of a prominent representative of the modern composing school of Uzbekistan - Dilorom Amanullayeva. Using the example of vocalises Nos. 15, 21, 23, the stylistic features of the genre are revealed, and the specifics of vocal techniques are considered. The main attention is focused on considering the compositional features of the selected opuses, characterizing the complex of expressive means that help in revealing the artistic intent of the works in the process of performing interpretation. The importance of D. Amanullaeva’s vocalises in the professional training of pop vocalists is substantiated.
Keywords: composer, style, genre, jazz, vocalization, training, pop vocals, interpretation.
Список литературы / References
- Д.Д. Амануллаева. Эстрадно-джазовые вокализы // Учебное пособие. – Ташкент, 2014.
- Д.Д. Амануллаева. Обзор стилистических направлений вокально-эстрадного искусства Узбекистана (1991-2009 гг.) // Процессы реформирования системы музыкального образования // Материалы первой Международной научно-практической конференции. – Ташкент, 2009.
- В.Ю. Григорьев. Исполнитель и эстрада. – Москва, 2006.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матвеева О.М. РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА // Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |