АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ДОМЛЫ ХАЛИМА ИБОДОВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 авг
- Просмотров: 249
Ахмедов Э.Г.
Ахмедов Элмурод Ганишерович - Народный артист Узбекистана, профессор, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: исполнители произведений, основанных на поэзии узбекской народной музыки, в древности назывались по-разному. Исполнители макома назывались Макомхан, Хафиз, Хонанда (певец), Савтхан, исполнители эпической музыки назывались Бахши, Шоир (поэт), Достончи, Йировчи, исполнители широко распространенных в народе жанров назывались Яллачи, Лапарчи, Ашулачи, Кошикчи (певец). Такое своеобразное наименование певцов во многом было связано с многообразием жанров и форм узбекского национального музыкального искусства. Это свидетельствует о том, что каждый исполнитель достиг отличного опыта и высокого уровня в той области, которую он выбрал. В этой статье представлена информация о исполнительском стиле Домлы Халима Ибодова, известного в узбекском народе как “Савтхон”.
Ключевые слова: савт, маком, произведение, савтхон, хафиз, Домла Ҳалим Ибодов.
ANALYSIS OF DOMLА HALIM IBODOV'S PERFORMING STYLE
Akhmedov E.G.
Akhmedov Elmurod Ganisherovich - People's Artist of Uzbekistan, Professor, DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING”, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: performers of works based on the poetry of Uzbek folk music were called differently in ancient times. The performers of makom were called Makomkhan, Hafiz, Honanda (singer), Sawthan, performers of epic music were called Bakhshi, Shoir (poet), Dostonchi, Yirovchi, performers of genres widely spread among the people were called Yallachi, Laparchi, Ashulachi, Koshikchi (singer). Such a peculiar name of the singers was largely due to the variety of genres and forms of Uzbek national musical art. This indicates that each performer has achieved excellent experience and a high level in the field they have chosen. This article provides information about the performing style of Domla Halim Ibodov, known among Uzbek people as “Sawthan”.
Keywords: sawt, makom, composition, Sawthan, hafiz, Domla Halim Ibodov.
Список литературы / References
- Матякубов Ш.Б. “Искусство бахши в Узбекистане. / The art of the bakhshi of Uzbekistan”, “Вестник науки и образования” № 12 (66), 2019 год.
- Р. Юнусов "Ўзбек халқ мусиқа ижоди" (илмий услубий тавсиялар) Тошкент 2000 йил.
- Буриева К. «Методика обучения ансамблевому пению макома», «Проблемы педагогики» № 6 (57), 2021 год.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Ахмедов Э.Г. АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ДОМЛЫ ХАЛИМА ИБОДОВА // Проблемы современной науки и образования №8 (195)2024. - С.{см. журнал}. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАНННЕГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО В УЗБЕКИСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА РЕЖИССЕРА ХОДЖИМУРОДА ИБРАГИМОВА)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 13 мая
- Просмотров: 319
Назарова Г.Р.
Назарова Гавхар Ринат кизи – докторант по специальности “Искусство кино. Телевидение”, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной научной статье представлены направления и стили, присущие творчеству режиссёра Х. Ибрагимова в 1950-1980-х годах, анализ тем и жанров документальных фильмов рассматриваемого периода, а также комментарии к ним. Именно в этот период зарождаются и новые направления в документальном кино, такие как киноочерк, киноэпопея, кинопоэма, кинодрама, кинорепортаж и др.
Ключевые слова: кинохроника, видовые фильмы на различные темы, фильм-интервью, монолог, фильм-исследование, фильм-комментарий, биографический фильм.
MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF EARLY DOCUMENTARY FILMS IN UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE FEATURES OF THE WORK OF DIRECTOR KHODZHIMUROD IBRAGIMOV)
Nazarova G.R.
Nazarova Gavhar Rinat qizi – PhD candidate in “Cinema Art. Television”, UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this scientific article presents the directions and styles inherent in the work of director Kh. Ibragimov in the 1950-1980s, an analysis of the themes and genres of documentary films of the period under review, as well as comments on them. It was during this period that new directions in documentary cinema emerged, such as film essays, film epics, film poems, film dramas, film reports, etc.
Keywords: newsreels, visual films on various topics, interview film, monologue, research film, commentary film, biographical film.
Список литературы / References
- Хасанов Б. Узбекский документальный фильм. Образ наших современников - Т.: Гафур Гулом. 1972. – С. 75.
- Литература и искусство Узбекистана. Сабо, принеси новости. Баки Мирзо. Член Союза писателей Узбекистана - Т.: Ноябрь 2017. – С. 2-3.
- Литература и искусство Узбекистана. Сабо, принеси новости. Баки Мирзо. Член Союза писателей Узбекистана - Т.: 2017. – С. 3.
- Хасанов Б. Узбекский документальный фильм // Исторический очерк. - Т.: Гафур Гулом. 1972. – С. 23.
- Аннотированный каталог художественного кино Узбекистана (1925-2008) - Т.: Санъат. 2009. – С. 46.
- Алиев М. Народное любимое искусство - Т.: Гафур Гулом. 1973. – С. 9.
- Каримова Н. Игровой кинематограф Узбекистана - Т.: Санъат. – С. 99.
- Каримова Н. Игровой кинематограф Узбекистана - Т.: 2012. – С. 48.
- Институт истории искусств Академии художеств Узбекистана. Документальное кино Узбекистана Период независимости (1991-2007 гг.) - Т.: АРТ ФЛЕКС. 2008. – С. 8.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Назарова Г.Р.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАНННЕГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО В УЗБЕКИСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА РЕЖИССЕРА ХОДЖИМУРОДА ИБРАГИМОВА) // Проблемы современной науки и образования №5 (192)2024. - С.{см. журнал}. |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 27 март
- Просмотров: 408
Дадаев А.Ш.
Дадаев Ахматжон Шакаримович - и.о.профессор, кафедра “Национальное пение”, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: композиторство на самом деле возникло в результате исполнительских традиций. Композиторская практика формировалась на основе ряда естественных, жизненных и творческих правил. Следует признать, что узбекское композиторское творчество, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении многих веков, в первую очередь, прошло процесс развития, соответствующий духовному миру нашего народа. Тот факт, что на его основе создаются совершенные произведения, свидетельствует о том, что в этой области выросли талантливые композиторы. В этой статье представлена информация о сценических произведениях композиторов, созданных с отсылкой к творчеству великого ученого Алишера Навои.
Ключевые слова: композиторство, сценические произведения, национальная музыка, Алишер Навоий, музыкальная драма, спектакль.
ALISHER NAVOI'S COMPOSITIONS IN MUSICAL STAGE INTERPRETATIONS
Dadaev A.Sh.
Dadaev Akhmatjon Shakarimovich – Professor, DEPARTMENT OF “NATIONAL SINGING”, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: composing actually arose as a result of performing traditions. Composing practice itself was formed on the basis of a number of natural, vital and creative rules. It should be recognized that the Uzbek composer's work, which has been developing and improving for many centuries, first of all, has undergone a process of development corresponding to the spiritual world of our people. The fact that perfect compositions are created on its basis indicates that talented composers have grown up in this field. This article provides information about the stage compositions of composers created with reference to the work of the great scientist Alisher Navoi.
Keywords: composing, stage compositions, national music, Alisher Navoi, musical drama, play
Список литературы / References
- Жабборов А. Мусиқий драмма ва комедия жанрлари Ўзбекистон композиторлари ижодиётида. 2000 й.
- Ахмаджонов У.М. “Творчество Навоий в узбекской опере. / Creativity Navoi in the uzbek opera. Проблемы современной науки и образования - № 10 (143), 2019 год.
- Бударина А.Г. “О роли музики в спектакле «Сем лун» театра «Илхом». “Алишер Навоий ва мусиқа” мавзуидаги илмий конференция материаллари (2011 йил 18 феврал), “Мумтоз сўз”, Тошкент 2011й. 57-бет.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Дадаев А.Ш. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ // Проблемы современной науки и образования №4 (191)2024. - С.{см. журнал}. |
THE PLAY “ASHIQ GARIB AND SHAKHSANAM” IN THE PERFORMANCE OF “ONE ACTOR THEATER”
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 22 фев
- Просмотров: 361
Xudayarova Z.R.
Xudayarova Zaynab Rajabovna – PhD, CANDIDATE IN “THEATRE ART”, UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, the analysis of the monoplay based on the epic poem “Ashiq Garib va Shakhsanam” at the Khorezm regional musical drama theater named after Ogakhi is discussed in detail. The significance of the present monoplay in the process of education is widely revealed in such tasks as, first of all, in doing the large epic poem in the smaller one and presenting it in the performance of one actor.
Keywords: play, monoplay, director, metaphor, diapozone, prologue, vocal, choir, pathos, plasticity, line.
СПЕКТАКЛЬ “АШИК ГАРИБ И ШАХСАНАМ” В “ТЕАТРЕ ОДНОГО АКТЕРА”
Худаярова З.Р.
Худаярова Зайнаб Ражабовна – докторант, специальность “Театральное искусство”, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируется моноспектакль по мотивам эпоса “Ашик Гариб и Шахсанам”, впервые представленного на сцену Хорезмского областного музыкально-драматического театра имени Огахи. Речь ведется о значении этого спектакля в воспитательном процессе, излагается особенности интерпретации обьемного эпоса в сжатой форме в исполнение “Театра одного актера”.
Ключевые слова: спектакль, моноспектакль, режиссёр, метафора, диапазон, пролог, вокал, корфармон, пафос, пластика, штрих.
References / Список литературы
- Turobovna M. Literature and art of Uzbekistan. 1991, December 27.
- From the author's conversation with G. Rakhimova, March 20, 2023.
- Kalandarov U. “History on tape or My son, your voice sounds like my son's voice.” “Scientific Journal Impact Factor”, Volume 2/ ISSUE 12, SJIF 2022, B.1316-1317.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Xudayarova Z.R. THE PLAY “ASHIQ GARIB AND SHAKHSANAM” IN THE PERFORMANCE OF “ONE ACTOR THEATER” // Проблемы современной науки и образования №2 (189)2024. - С.{см. журнал}. |