Статьи наших авторов
ШАШМАКОМДА ОРАЗ МАКОМИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 11 янв
- Просмотров: 221
Матякубов Ш.Б.
Матякубов Шавкат Батирович – доцент, кафедра “Макомное пение”, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: под маком подразумеваются классические традиционные музыкальные пути целого ряда восточных народов. Слово «маком» арабское слово, означающее место жительства, резиденция. Говоря языком музыки, маком в музыкальных инструментах место расположения звуков, составляющих мелодию и пение, — это ноты, то есть лады. Под «макомом» также понимается определенный творческий стиль развития в музыке в зависимости «от несовершенного до совершенного состояния». Одним из шуъба Шашмакома является Ораз. Данная статья посвящена именно той роли, которую эта шуъба играет в Шашмакоме.
Ключевые слова: Наср, Уззол, Ушшок, Хоро, Аджам, Мухайяр, Чамбар, Баёт, Ирок, Чоргох, Сегох, Ораз, Хусайни.
THE MAKOM ORAZ IN SHASHMAKOM
Matyakubov Sh.B.
Matyakubov Shavkat Batirovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF “MAKOM SINGING”, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: makom refers to the classical traditional musical paths of a number of Oriental nations. The word “makom” is an Arabic word meaning place of living, residence. In the language of music, the makom in musical instruments is the location of the sounds that make up the melody and singing - these are notes, that is, frets. “Makom” also refers to a certain creative style of development in music, depending on “from an imperfect to a perfect state.” One of the Shashmakom's shuba is Oraz. This article is devoted to the role that this shuba plays in Shashmakom.
Keywords: Nasr, Uzzol, Ushshok, Khoro, Ajam, Muhayyar, Chambar, Bayot, Irok, Chorgoh, Segoh, Oraz, Husayni.
Список литературы / References
- Matyakubov “Ijro dasturlarini tayyorlash” o’quv-qo’llanma Toshkent 2019 y.
- Буриева К. «Публикации нотных записей Шашмакома», «Проблемы современной науки и образования» № 7 (185), 2023 год.
- Ю. Ражабий “Ўзбек халқ мусиқаси V том” Тошкент 1959 й.
- И. Ражабов “Мақомлар масаласига доир” Тошкент 1954 й.
- О. Матякубов “Мақомот” Тошкент 2004 й.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубов Ш.Б. ШАШМАКОМДА ОРАЗ МАКОМИ// Проблемы современной науки и образования №1 (188)2024. - С.{см. журнал}. |
ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИМФОНИИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 дек
- Просмотров: 208
Давыдова Т.Ю.
Давыдова Татьяна Юрьевна – кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматриваемый исторический период отмечен интересными жанровыми трансформациями, возникает много симфоний, отмеченных интересной трактовкой. Обращаясь к симфонии, композиторы стремятся к поиску диалектического взаимодействия стабильных норм инварианта с чертами нового, синтезу традиционного и новаторского, что обусловлено новым содержанием, особенностями национального мышления авторов, использованием современных композиционных техник.
Ключевые слова: инвариант, жанр, симфония, композитор, национальные школы, традиции, новаторство, композиторские техники.
I GENRE TRANSFORMATIONS IN MODERN WESTERN EUROPEAN SYMPHONY
Davydova T.Yu.
Davydova Tatyana Yurievna – doctor of philosophy (PhD) in art criticism, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the historical period under consideration is marked by interesting genre transformations, there are many symphonies marked by an interesting interpretation. Turning to the symphony, the composers strive to find the dialectical interaction of stable invariant norms with the features of the new, the synthesis of the traditional and innovative, which is due to the new content, the peculiarities of the national thinking of the authors, the use of modern compositional techniques.
Keywords: invariant, genre, symphony, composer, national schools, traditions, innovation, composing techniques.
Список литературы / References
- Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки. – Л.: Советский композитор, 1979. – 287 с.
- Арановский М.Г. Симфония и время // Русская музыка и XX век. – М.: Гос. Институт искусствознания, С. 303-369.
- Лютославский В. Статьи, беседы, воспоминания. – М.: Музыка, 1995. –343 с.
- Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. – М.: Советский композитор, 1990. – 349 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Давыдова Т.Ю. ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИМФОНИИ // Проблемы современной науки и образования №9 (187)2023. - С.{см. журнал}. |
MUQIMIY AND BASTAKOR CREATIVITY OF THE 20TH CENTURY
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 дек
- Просмотров: 308
Karimova N.A.
Karimova Nazokat Abduvarisovna - Senior Lecturer, Independent applicant (PhD), DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in Uzbek music of the twentieth century, many classical songs, grandiose songs, maqom and artistic works of Uzbek bastakors were written to the words of Mukimi. One of the main reasons for this is that the structure of the murabba genre is close to folk songs and chants. The reason is that in Mukimi poetry the stanzas consist of quatrains, the rhyme system and weights are compatible. It is noteworthy that the poet knew the aruz-bahras well, so he especially approached the most popular, melodic, musical scales among them, and thanks to this, he created most of his lyrical poems on their basis.
Keywords: music, art, genre, creativity, composer, listener, interpretation, ufar.
МУКИМИЙ И БАСТАКОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ХХ ВЕКА
Каримова Н.А.
Каримова Назокат Абдуварисовна - старший преподаватель, самостоятельный соискатель (PhD) кафедра «История узбекской музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в узбекской музыке ХХ века на слова Мукими написаны многие классические песни, грандиозные песни, макомные и художественные произведения узбекских бастакоров. Одна из основных причин этого заключается в том, что структура жанра мураббаъ близка к народным песням и песнопениям. Причина в том, что в поэзии Мукими строфы состоят из четверостиший, система рифм и мер веса совместимы. Примечательно, что поэт хорошо знал аруз-бахры, поэтому особенно подошел к наиболее популярным, мелодичным, музыкальным весам среди них, и благодаря этому на их основе создал большую часть своих лирических стихотворений.
Ключевые слова: музыка, искусство, жанр, творчество, композитор, слушатель, интерпретация, уфар.
References / Список литературы
- Soibjon Begmatov. Bastakorlar ijodi. Toshkent, 2017.
- Ravшan Yunusov. Faxriddin Sodiqov. Toshkent, 2005.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Karimova N.A. MUQIMIY AND BASTAKOR CREATIVITY OF THE 20TH CENTURY // Проблемы современной науки и образования №9 (187)2023. - С.{см. журнал}. |
DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE FERGANA VALLEY
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 дек
- Просмотров: 201
Karimova N.A.
Karimova Nazokat Abduvarisovna - Senior Lecturer, Independent applicant (PhD), DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: it is known from history that in the 19th century the Fergana Valley played an important role in the socio-political and cultural life of Central Asia. During this period, this settlement included such old and large territories as Kuva, Margilon, Andijan, Kokand, Namangan, Chust, Osh, Khojent, Tashkent.
If you pay attention to the fact that during this period the number of representatives who contributed to the art of Uzbek classical music was quite wide. Among them are Zebo Pari, Sodir Khan Hafiz, Mahkam Hafiz, Madali Hafiz, Mulla Toychi Tashmuhammedov, Abdulla Tarak, Yusufzhan Shakarjanov, Hamrokul Kori, Boltaboy Radjabov, Erka Kori Karimov, Madumar Hafiz, Shodmon Haji, Muhammadjon, Farzinkhan, Khoja Maruf, Abdukakhhor, Shobarot, Abdullah Khan Haji, Nasir Kosagar, Israiljan, Ismail Mahram, Salih Haji and others left an indelible mark on the pages of history.
Keywords: history, art, music, culture, hafiz, classics, creativity, science.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ
Каримова Н.А.
Каримова Назокат Абдуварисовна - старший преподаватель, самостоятельный соискатель (PhD) кафедра «История узбекской музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: из истории известно, что в XIX веке Ферганская долина играла важную роль в общественно-политической и культурной жизни Центральной Азии. В этот период в состав этого поселения входили такие старые и крупные территории, как Кува, Маргилон, Андижан, Коканд, Наманган, Чуст, Ош, Ходжент, Ташкент.
Если обратить внимание на то, что в этот период число представителей, внесших вклад в искусство узбекской классической музыки, было достаточно широким. Среди них Зебо Пари, Содир Хан Хафиз, Махкам Хафиз, Мадали Хафиз, Мулла Тойчи Ташмухаммедов, Абдулла Тарак, Юсуфжан Шакарджанов, Хамрокул Кори, Болтабой Раджабов, Эрка Кори Каримов, Мадумар Хафиз, Шодмон Хаджи, Мухаммадджон, Фарзинхан, Ходжа Маруф, Абдукаххор, Шобарот, Абдулла Хан Хаджи, Насир Косагар, Исраильджан, Исмаил Махрам, Салих Хаджи и др. оставили неизгладимый след на страницах истории.
Ключевые слова: история, искусство, музыка, культура, хафиз, классика, творчество, наука.
References / Список литературы
- Muminov I.M. Uzbekiston tarixi (Qadimgi davrlardan hozirgi kungacha). Toshkent, 1974.
- G‘ulom Karimov. Muqimiy hayoti va ijodi. Toshkent, 1970.
- Tanlangan asarlar. Toshkent, 1951.
- O‘zbek muzikasi tarixi. Toshkent. 1981.
- Muhsin Qodirov. O‘zbek xalq tomosha san’ati. Toshkent, 1981.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Karimova N.A. DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE FERGANA VALLEY // Проблемы современной науки и образования №9 (187)2023. - С.{см. журнал}. |
MUSICAL LIFE OF KOKAND AND MARGILAN
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 дек
- Просмотров: 226
Karimova N.A.
Karimova Nazokat Abduvarisovna - Senior Lecturer, Independent applicant (PhD), DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: studying the history of the three khanates in Uzbekistan, namely the city of Kokand, in addition to the city, and also as the capital of the khanate, was considered one of the main cultural centers. The city gathers many talented artists of its time and creates a unique creative environment. It is noteworthy that most of the artists who lived there were from this land. In the 19th century, in addition to the creation of works on chemistry, geography, mathematics, medicine, astronomy, literature and historiography also developed significantly in Kokand. Most of the early written treatises were in Arabic and Persian. By the middle of the century, these rare manuscripts were translated into Uzbek. Books were written related to the past of the Kokands khan. These treatises, written primarily in poetry, differed from other works in their uniqueness.
Keywords: music, history, creativity, manuscripts, ghazals, works, poems, hafiz.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КОКАНДА И МАРГИЛАНА
Каримова Н.А.
Каримова Назокат Абдуварисовна - старший преподаватель, самостоятельный соискатель (PhD) кафедра «История узбекской музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучая историю трех ханств в Узбекистана, а именно город Коканд, помимо город, и еще как столицей ханства, считался одним из главных культурных центров. Город собирает множество талантливых художников своего времени и создает уникальную творческую среду. Примечательно, что большинство живших там художников были родом из этой земли. В XIX веке, помимо создания трудов по химии, в Коканде, также значительно развивались география, математика, медицина, астрономия, литература и историография. Большинство ранних письменных трактатов были на арабском и персидском языках. К середине века эти редкие рукописи были переведены на узбекский язык. Были написаны книги, связанные с прошлым Коканского ханства. Эти трактаты, написанные преимущественно стихами, отличались от других произведений своей уникальностью.
Ключевые слова: музыка, история, творчество, рукописи, газели, произведения, стихи, хафиз.
References / Список литературы
- Muhammad Yahyoxon Xo‘qandiy. Xo‘qandi latif manoqibi (Tazkira). Toshkent, 2018.
- Qodiriy A. Mehrobdan chayon. Toshkent, 2003.
- Ibragimov I. Russkoe posolstvo v Kokande //Turkestanskie vedmosti. 1972 yil. 24 aprel. №16.
- Haydarbek Bobobekov. Qo‘qon tarixi. Toshkent, 1996.
- Bobobekov H. Qo‘qon tarixi. Toshkent, 1996.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Karimova N.A. MUSICAL LIFE OF KOKAND AND MARGILAN // Проблемы современной науки и образования №9 (187)2023. - С.{см. журнал}. |