ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 22 нояб
- Просмотров: 862
Абдуазимова Д.Х.
Абдуазимова Дилором Хасанбоевна - преподаватель,
кафедра национального пения,
Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекский Шашмаком сегодня – это уже факт истории. Время его интенсивного становления и обретения оптимальной формы – последние годы жизни художественного руководителя ансамбля «Маком» Юнуса Раджаби. Если говорить о жанрово-стилистических особенностях этого явления, прежде всего, необходимо выделить следующее черты. По формату прототипом Узбекского Шашмакома является Бухарский Шашмаком.
Узбекский Шашмаком в версии Ю. Раджаби состоит из 208 частей [1]. Это, конечно же, внешняя, формальная сторона отличий данных версий. Тем не менее, компактность проявляется не столько в механических усечениях количества составных частей. Скорее всего, это черта художественно-стилистического плана, которая обнаруживается во внутренних взаимоотношениях канона и свободы, в мелодическом наполнении устоявшихся ладовых моделей, в характере исполнения, в слиянии музыки и стиха, голоса и инструмента, и других составляющих.
Ключевые слова: музыка, поэзия, танец, часть, лад, модель, творчество, вокал, исполнитель.
FROM BUKHARA SHASHMAKOM TO UZBEK SHASHMAKOM
Abduazimova D.Kh.
Abduazimova Dilorom Khasanboevna - Lecturer,
DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING,
STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Uzbek Shashmakom today is already a fact of history. The time of its intensive formation and finding its optimal form is the last years of the life of the artistic director of the "Makom" ensemble, Yunus Rajabi. If we talk about the genre and stylistic features of this phenomenon, first of all, it is necessary to highlight the following features. By format, the prototype of the Uzbek Shashmakom is the Bukhara Shashmakom.
The Uzbek Shashmakom in the version of Y. Rajabi consists of 208 parts [1]. This, of course, is the external, formal side of the differences between these versions. However, the compactness is manifested not so much in the mechanical truncation of the number of components. Most likely, this is a feature of the artistic and stylistic plan, which is found in the internal relationship of canon and freedom, in the melodic content of established modal models, in the nature of performance, in the fusion of music and verse, voice and instrument, and other components.
Keywords: music, poetry, dance, part, harmony, model, creativity, vocals, performer.
Список литературы / References
- Шашмаком. Запись Юнуса Раджаби. В шести томах. Ташкент, 1965-1975 гг.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Абдуазимова Д.Х. ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА//Проблемы современной науки и образования № 11 (168), 2021. - С. {см. журнал}. |
FROM THE HISTORY OF THE DOIRA CLASS IN UZBEKISTAN
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 22 нояб
- Просмотров: 1021
Ikramov I.I.
Ikramov Ilkham Inogamovich – Рrofessor,
DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the primary task of each of us is to pass on our folk heritage to the younger generation, to acquaint them with the work of famous artists of the past, to find their successors and selflessly work on the realization of our talents. Promoting the development of culture and art in our country through our active service is a requirement of today. We, teachers, have been entrusted with the important task of studying the heritage of Uzbek folk music, creating new textbooks, teaching aids, selecting and publishing works that will serve to improve the world outlook of young people, and foster high moral qualities.
Keywords: music, doira, instrument, talent, skill, education, performance, echo, zarb.
ИЗ ИСТОРИИ КЛАССА ДОЙРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Икрамов И.И.
Икрамов Ильхам Иногамович - профессор,
кафедра исполнительства на народных инструментах,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: первоочередная задача каждого из нас – передать наше народное наследие подрастающему поколению, познакомить его с творчеством известных артистов прошлого, найти их преемников и самоотверженно трудиться над реализацией своих талантов. Содействие развитию культуры и искусства нашей страны через нашу активную службу является требованием сегодняшнего дня. На нас, учителей, возложена важная задача по изучению наследия узбекской народной музыки, созданию новых учебников, учебных пособий, отбору и изданию произведений, которые послужат повышению мировоззрения молодежи, воспитанию высоких нравственных качеств.
Ключевые слова: музыка, дойра, инструмент, талант, мастерство, образование, исполнительство, эхо, удар.
References / Список литературы
- Cholg‘u ijrochiligi: muammo va yechimlar. Т., 2017.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Ikramov I.I. FROM THE HISTORY OF THE DOIRA CLASS IN UZBEKISTAN//Проблемы современной науки и образования № 11 (168), 2021. - С. {см. журнал}. |
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 22 нояб
- Просмотров: 928
Лутфуллаева Ш.И.
Лутфуллаева Шохистахон Ильясовна - старший преподаватель,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: уже в тридцатые годы в Узбекистане был заложен фундамент профессиональной гармонии. В творчестве многих композиторов - В.А. Успенского, Г.А. Мушеля, А.Ф. Козловского, М.М. Бурханова, М.А. Ашрафи и других - стали закладываться некоторые общие тенденции, обусловленные поисками внутреннего ладового единства вертикали и горизонтали. На протяжении значительного исторического периода узбекский народ создал вокальную и инструментальную музыкальную культуру. Узбекская монодия покоряет богатством интонационного, ладового содержания. Натурально диатонические лады, характерные для узбекской монодии, повлияли на выбор путей формирования гармонического языка узбекских композиторов. Прочной опорой для них стали так же достижения в сфере натурально-ладовой гармонии, сложившиеся в творчестве композиторов конца XIX - XX веков.
Ключевые слова: музыка, гармония, лад, фонизм, композитор, мелодика, ритм, интонация.
SOME QUESTIONS OF PHONISM IN THE HARMONY OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN
Lutfullaeva Sh.I.
Lutfullaeva Shokhistakhon Ilyasovna - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аlready in the thirties, the foundation of professional harmony was laid in Uzbekistan. In the works of many composers V.A. Uspensky, G.A. Mushel, A.F. Kozlovsky, M.M. Burkhanov, M.A. Ashrafy a significant historical period, the Uzbek people have created a vocal and instrumental musical culture. Uzbek monody conquers with the richness of intonation, modal content. Naturally diatonic modes, characteristic of Uzbek monody, influenced the choice of ways of forming the harmonic language of Uzbek composers. Achievements in the field of natural-modal harmony, which developed in the work of composers of the late 19th-20th centuries, also became a solid support for them.
Keywords: music, harmony, harmony, phonism, composer, melody, rhythm, intonation.
Список литературы / References
- Закржевская С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. Т., 1979.
- Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л.,
- Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., 1981.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Лутфуллаева Ш.И. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА//Проблемы современной науки и образования № 11 (168), 2021. - С. {см. журнал}. |
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 15 нояб
- Просмотров: 827
Хаджиметов Б.Б.
Хаджиметов Бехзод Бахадирович – доцент,
кафедра миниатюры и книжной графики,
Национальный институт художеств и дизайна им. Камалиддина Бехзада,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития миниатюрной живописи конца ХХ - начала ХХI веков, творческий путь художника-миниатюриста Народного художника Узбекистана Шомахмуда Мухамеджанова. Путь творчества анализируется на примере его миниатюрных работ разных периодов.
Ключевые слова: Средняя Азия, миниатюра, школы миниатюры, Шомахмуд Мухамеджанов, книжное искусство, рукопись, композиция, обложка, сарварак, муракка, абру бахор.
RESTORING TRADITIONS IN MINIATURE PAINTING OF UZBEKISTAN
Khadjimetov B.B.
Khadjimetov Bekhzod Bakhadirovich - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MINIATURES AND BOOK GRAPHICS,
NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMALIDDIN BEHZAD,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the stages of development of miniature painting in the late XX - early XXI centuries, the creative path of the artist-miniaturist People's Artist of Uzbekistan Shomakhmud Mukhamedjanov. The path of creativity is analyzed on the example of his miniature works from different periods.
Keywords: Central Asia, Miniature, schools of miniature, Shomakhmud Mukhamedjanov, book art, manuscript, composition, cover, sarvaraq, muraqqa, ebru.
Список литературы / References
- Гюль Эльмира. «Возрождение книжных рукописей». Ташкент. журнал «San’at». № 1, 2000.
- Сулаймон Х., Сулаймонова Ф. Картины по произведениям А. Навои. XV-XIX вв. Ташкент: «Наука», 1982.
- Пугаченкова Галина. Портретный жанр в Бехзоде и ближневосточная миниатюра. Ташкент: Журнал «San’at». № 2, 2000.
- Современная узбекская миниатюра (Альбом) / Ш. Шойкубов. Ташкент.: НМИУ «Узбекистан», 2006. 376 с.
- Окилова Камола. Традиционные декоративно-прикладные искусства Узбекистана в период независимости. Ташкент.: Журнал «San’at». № 2, 2016.
- Современная узбекская миниатюра. (Альбом) / Ш. Шойкубов. Ташкент.: НМИУ «Узбекистан». 2006. - 376 с.
- Миниатюра Средней Азии. В избранных образцах. Из советских и зарубежных собраний. Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И. М.: Изобразительное искусство, 1979. 100 с.
- Ашрафи М. Альбом. Джами в миниатюре XVI в. "Советский художник". Москва, 1966. 92-й. 23 b.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Хаджиметов Б.Б. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ УЗБЕКИСТАНА//Проблемы современной науки и образования № 10 (167), 2021. - С. {см. журнал}. |