ALEATORIC AS A DRAMATIC FACTOR IN THE WORKS OF WITOLD LUTOSLAWSKI AND KRZYSZTOF PENDERECKI
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 11 фев
- Просмотров: 332
Khasanova - Tursunova Kh.
Khasanova - Tursunova Khurshida - associate professor, composer,
DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTS,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: aleatoric, as a new technique of musical composition found widespread use in music culture of the twentieth century. The most widely used alethoric in the 60-70s was in the works of composers of the Polish school: V. Lyutoslavsky, G. Batsevich, K. Penderetsky, K. Serotsky. These composers created such vivid examples of the use of aleatoric as: "Three poems on the words of Henri Michaud", the Second Symphony and "Venetian Games" by V. Lutoslavsky, "Polymorphia", "Passion for Luke", "Tren in memory of the victims of Hiroshima" and "Dies Irae" by Penderecki. The analysis of their compositions revealed the leading principles of modern musical writing technique.
Keywords: aleatoric, musical composition technique, atonal music, theory of modern music.
АЛЕАТОРИКА КАК ДРАМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИТОЛЬДА ЛЮТОСЛАВСКОГО И КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО
Хасанова - Турсунова Х.
Хасанова - Турсунова Хуршида - доцент, композитор,
кафедра композиция и инструменты,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: алеаторика, как новый прием музыкальной композиции, нашла широкое применение в музыкальной культуре ХХ века. Наибольшее распространение алеторика в 60-70-е годы получила в творчестве композиторов польской школы: В. Лютославского, Г. Бацевича, К. Пендерецкого, К. Сероцкого. Этими композиторами созданы такие яркие образцы употребления алеаторики, как: «Три стихотворения на слова Анри Мишо», Вторая симфония и «Венецианские игры» В. Лютославского, «Полиморфия», «Страсти по Луке», «Трен в памяти жертв Хиросимы» и «Dies Irae» Пендерецкого. Анализ их сочинений выявил ведущие принципы современной техники музыкального письма.
Ключевые слова: алеаторика, техника музыкального сочинения, атональная музыка, теория современной музыки.
References / Список литературы
- Kohoutek "Technique of composition in music of the XX century" - Publishing house "Music", M. 1976.
- Rappoport L. "Witold Lutoslavsky" - M.: Music, 1976.
- Boulez P. Landmarks I. Selected articles / Translated by Franz. B. Skuratova. — M: Logos-Alter; Eccehomo, 2004. — 200 pp. — ISBN 5-98378-001-8
- Stucky S. "Lutosławski and his music" — Cambridge; New York: Cambridge UP, 1981.
- [Electronic Resource]. URL: http://muzlit.com/muzyikalnyiy_slovar/page/lyutoslavskiy_vitold.273\ (date of access: 09.01.2023).
- [Electronic Resource]. URL: http://jumpmusic.ru/artist/Vitold_Ljutoslavskij/history\ (date of access: 09.01.2023).
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Khasanova - Tursunova Kh. ALEATORIC AS A DRAMATIC FACTOR IN THE WORKS OF WITOLD LUTOSLAWSKI AND KRZYSZTOF PENDERECKI//Проблемы современной науки и образования №2 (180)2023. - С. {см. журнал}. |
ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ ДЖУМАБАЯ РОЗЫЕВИЧА РОЗЫЕВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 06 фев
- Просмотров: 324
Раджабов Х.Д.
Раджабов Хикмат Джумаевич - и.о.профессора,
кафедра «Народные инструменты»,
Нукусский филиал Государственной консерватории Узбекистана,
г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: профессионал-музыкант, требовательный педагог, сумевший воспитать немало учеников-последователей, преданных народной музыке, человек, основой существования которого является неразрывность жизненных и творческих позиций, требующих полной отдачи сил и разумного самоограничения.
Данная статья посвящается рубабисту-педагогу, музыкальному и общественному деятелю Джубамаю Розыевичу Розыеву. Много интересных начинаний в музыкальной жизни Чарджойской ныне Лебабской области Туркменистана связаны с именем Джумабая Розиевича.
Нам представляется интересным и поучительным проследить путь, сделать анализ деятельности этого музыканта-педагога-руководителя.
LOVE FOR THE MUSIC OF DJUMABAY ROZIYEVICH ROZIEV
Radjabov Kh.D.
Radjabov Hikmat Dzhumaevich - acting professor,
department "Folk Instruments",
Nukus branch of the State Conservatory of Uzbekistan,
Nukus, Republic of Uzbekistan
Abstract: a professional musician, a demanding teacher who managed to educate many students-followers devoted to folk music, a person whose basis for existence is the inseparability of life and creative positions that require full dedication of strength and reasonable self-restraint.
Список литературы / References
- В.И. Ларионов. Святая к музыке любовь. Ашгабад, 1992.
- Дж. Розыев. Хрестоматия из произведений туркменских композиторов для рубаба и плекторного дутара. Ашгабад, 1992.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Раджабов Х.Д. ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ ДЖУМАБАЯ РОЗЫЕВИЧА РОЗЫЕВА//Проблемы современной науки и образования №1 (179), 2023. - С. {см. журнал}. |
MUSICAL VIEWS OF GULAM ZAFARI
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 27 янв
- Просмотров: 302
Mardonov Z.M.
Mardonov Zafar Muzaffarovich – Teacher,
DEPARTMENT OF “NATIONAL SINGING”,
FACULTY “FOLK ART”
STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN.
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: two musicological researches of Gulyam Zafari have survived to us: a small article “On Uzbek music”, published in the journal “Alanga” in No. 1 for 1931, and a summary table of famous musicians from the Fergana Valley and Tashkent, indicating the lines of successive ties between masters and their students . These documents perfectly complement each other and together give a general picture of the development of traditional music in this region from the beginning of the 19th century to the 30s of the 20th century.
Keywords: music, musician, genre, history, master, melody, makom, tradition, classic.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУЛЯМА ЗАФАРИ
Мардонов З.М.
Мардонов Зафар Музаффарович - учитель,
кафедра «Национальное пение», факультет «Народное искусство»
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана.
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: до нас сохранились два музыковедческих изыскания Гуляма Зафари: небольшая статья «Об узбекской музыке», опубликованная в журнале «Аланга» в №1 за 1931 год, и сводная таблица известных музыкантов Ферганской долины и Ташкента с указанием линий преемственных связей мастеров и их учеников. Эти документы прекрасно дополняют друг друга и вместе дают общую картину развития традиционной музыки в этом регионе с начала ХIХ века – до 30-х годов ХХ века.
Ключевые слова: музыка, музыкант, жанр, история, мастер, мелодия, маком, традиция, классика.
Список литературы / References
- Gulam Zafari. Ob uzbekskoy muzike. Jurnal «Alanga» №1. 1931.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Mardonov Z.M. MUSICAL VIEWS OF GULAM ZAFARI//Проблемы современной науки и образования №1 (179), 2023. - С. {см. журнал}. |
REGARDING THE PERFORMANCE OF UZBEK FOLK INSTRUMENTS (DUTOR INSTRUMENT)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 27 янв
- Просмотров: 364
Khodjaeva R.M.
Khodjaeva Ruzibi Madievna - Professor,
DEPARTMENT «PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT»,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN.
TASHKENT. REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the period of formation of the history of our national music, the so-called rich spiritual heritage of the Uzbek people, it is appropriate to recall the bright creative path of our teachers during these periods. Because at that time there were practically no actual conditions and opportunities. Khafiz accompanied by a dutar, and later, after the development of the dutor family, polyphonic ensemble orchestras began to exist. Thanks to these opportunities, our young musicians perform masterpieces of world classic composers, participate in prestigious international competitions and fulfill their assigned tasks.
Keywords: music, composer, creativity, performance, dutar, orchestra, style, competition.
ОБ ИГРЕ НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ДУТАР)
Ходжаева Р.М.
Ходжаева Рузиби Мадиевна – профессор,
кафедра «Исполнительство на народных инструментах»,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: в период формирования истории нашей национальной музыки, так называемого богатого духовного наследия узбекского народа уместно вспомнить о светлом творческом пути наших учителей в эти периоды. Потому что в то время практически не было актуальных условий и возможностей. Хафизы в сопровождении дутара, а позже, после развития дутарной семьи, стали существовать полифонические ансамблевые оркестры. Благодаря этим возможностям наши молодые музыканты исполняют шедевры композиторов мировой классики, участвуют в престижных международных конкурсах и выполняют поставленные задачи.
Ключевые слова: музыка, композитор, творчество, исполнение, дутар, оркестр, cтиль, конкурс.
Список литературы / References
- Ilyosov. Dutor o‘rganish kitobi. Toshkent, 1966.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Khodjaeva R.M. REGARDING THE PERFORMANCE OF UZBEK FOLK INSTRUMENTS (DUTOR INSTRUMENT)//Проблемы современной науки и образования №1 (179), 2023. - С. {см. журнал}. |