ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 19 янв
- Просмотров: 575
Матякубова С.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в монодическом искусстве Востока накоплено огромное разнообразие жанров и форм, отличающихся высокими художественными достоинствами, воплощающих в себе нормы музыкального мышления и восприятия, устоявшихся в течение многих столетий. Привлекает внимание и поистине неиссякаемый творческий потенциал, заложенный в них.
Существование непреходящих законов природы и бытия находит многообразное отражение в сфере художественного творчества. Все это во многом определяет основную логику традиций, могучую и нерушимую силу художественной динамики.
Ключевые слова: монодия, универсалии, всеобщность законов музыкального мышления, цикличность, цикл.
CYCLICITY AS A UNIVERSAL PRINCIPLE OF ARTISTIC STRUCTURING
Matyakubova S.К.
Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the monodic art of the East, a huge variety of genres and forms has been accumulated, distinguished by high artistic merit, embodying the norms of musical thinking and perception that have been established for many centuries. Attracts attention and truly inexhaustible creativity inherent in them. The existence of the enduring laws of nature and being are reflected in a variety of ways in the field of artistic creativity. All this largely determines the basic logic of traditions, the mighty and indestructible force of artistic dynamics.
Keywords: monody, universals, universality of the laws of musical thinking, cyclicity, cycle.
Список литературы / References
- Декарт Р. Начала философии. Избранные философские произведения. М., 1950.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ // Проблемы современной науки и образования № 1 (158), 2021. - С. {см. журнал}. |
ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЦИКЛИЧНОСТИ В АРХАИЧЕСКИХ ПЛАСТАХ УЗБЕКСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 19 янв
- Просмотров: 589
Матякубова С.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в узбекском фольклорном творчестве, представленном жанровым многообразием, обнаруживаются различные типы циклической организации. Вместе с тем выделяется некий инвариант, сохраняющийся при всех преобразованиях и получающий то или иное наполнение в различных пластах традиционной музыки.
Как известно, в культурно–историческом процессе фольклор надолго сохраняет свои изначальные формы и в условиях полистадиальности, свойственной этому процессу. В фольклоре присутствует комплекс слова и танца, что вытекает из синкретической его сущности.
Ключевые слова: традиция, музыка узбекского народа, принцип цикличности, напевы – формулы, контраст, функции частей.
THE MANIFESTATION OF THE PRINCIPLES OF CYCLICITY IN ARCHAIC LAYERS UZBEK FOLKLORE
Matyakubova S.К.
Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the Uzbek folklore creativity, represented by genre diversity, various types of cyclical organization are found. At the same time, a certain invariant stands out, which is preserved under all transformations and receives one or another filling in various layers of traditional music. As you know, in the cultural and historical process, folklore retains its original forms for a long time even in the conditions of polystadiality inherent in this process. In folklore, there is a complex of words and dance, which follows from its syncretic essence.
Keywords: traditional, music of the Uzbek people, the principle of cyclicity, tunes - formulas, contrast, functions of parts.
Список литературы / References
- Успенский В.А. Научное наследие. Воспоминания. Письма. Ташкент, 1980. С. 216, 223.
- Романовская Е.Е. Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора. Ташкент, 1957.
- Пропп В. Трансформации волшебных сказок. // Фольклор и действительность. М., 1976.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЦИКЛИЧНОСТИ В АРХАИЧЕСКИХ ПЛАСТАХ УЗБЕКСКОГО ФОЛЬКЛОРА // Проблемы современной науки и образования № 1 (158), 2021. - С. {см. журнал}. |
О ТВОРЧЕСТВЕ ХАМИДА АЛИМДЖАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 янв
- Просмотров: 1215
Хамдамова С.Х.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Хамдамова Сайёра Хусеновна – кандидат филологических наук, доцент,
кафедра узбекского и иностранных языков,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Aннотация: народные песни пополнялись, развивались на протяжении веков. Эта народная память раскрыла возможности большого поколения, подарила народу новый взгляд и новое дыхание, появились новые поэты. Хамид Алимджан – один из таких величайших поэтов, являющихся плодом народной памяти. Огромное сокровище, несметное богатство духовного наследия народа, древние песни легли в основу его лирических стихов и зазвучали новыми мотивами и новыми нотами.
В статье рассматриваются особенности творчества Хамида Алимджана, влияние и роль народных мелодий, былин, народных песен и мотивов в стихотворениях и драмах поэта.
Ключевые слова: песня, мелодия, фольклор, былины, текст, драматургия, творческая лаборатория, перевод, оригинальность, указатель, классификация, анализ, литература, раздел.
ABOUT THE WORK OF HAMID ALIMJAN
Khamdamova S.Kh.
Khamdamova Sayyora Khusenovna - Candidate of Philology, Associate Professor,
DEPARTMENT OF UZBEK AND FOREIGN LANGUAGES,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: folk songs have been replenished and developed over the centuries. This folk memory revealed the possibilities of a large generation, gave the people a new look and a new breath, new poets appeared. Hamid Alimjan is one of such great poets who are the fruit of the people's memory. A huge treasure, the innumerable wealth of the spiritual heritage of the people, ancient songs formed the basis of his lyric poems and sounded with new motives and new notes.
This article discusses the peculiarities of Hamid Olimjon's work, the influence and place of folk melodies, epic epics, folk songs and melodies in the poet's poems and dramas.
Keywords: song, melody, folklore, epics, text, dramaturgy, creative laboratory, translation, originality, index, classification, analysis, literature, section.
Список литературы / References
- Мусакулов Аскар. Узбекская народная лирика. Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан,
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. М., 1958.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Хамдамова С.Х. О ТВОРЧЕСТВЕ ХАМИДА АЛИМДЖАНА // Проблемы современной науки и образования № 1 (158), 2021. - С. {см. журнал}. |
МАЭСТРО МУХТАР АШРАФИ (1912-1975)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 янв
- Просмотров: 620
Раджабов Х.Д.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Раджабов Хикмат Джумаевич - старший преподаватель,
кафедра исполнительского искусства,
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Народный артист Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии имени Хамзы, лауреат международных премий Джавахарлала Неру и Гамаль Абдель Насера, композитор и дирижёр, кавалер пяти орденов, профессор Мухтар Ашрафи - автор четырех опер, трех балетов, трех музыкальных драм, двух симфоний, кантат, симфонических, вокально-симфонических сочинений, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных произведений, камерно-инструментальных произведений, романсов, песен.
Ключевые слова: музыкант, музыка, образование, культура, искусство, дирижёр, деятель.
MAESTRO MUKHTOR ASHRAFI (1912-1975)
Radjabov Kh.D.
Radzhabov Khikmat Dzhumaevich - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF PERFORMING ARTS,
STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: People's Artist of the Soviet Union, twice laureate of the USSR State Prize, the Hamza State Prize, laureate of international prizes Jawaharlal Nehru and Gamal Abdel Nasser, composer and conductor, holder of five orders, professor Mukhtar Ashrafi, author of four operas, three ballets, three musical dramas, two symphonies, cantatas, symphonic, vocal and symphonic compositions, music for films, chamber instrumental pieces, chamber instrumental pieces, romances, songs.
Keywords: musician, music, education, culture, art, conductor, activist.
Список литературы / References
- Ашрафи Мухтар. Музыка в моей жизни. Ташкент, 1975.
- Азимов Каримжон. Дирижеры Узбекистана. Ташкент, 2001.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Раджабов Х.Д. МАЭСТРО МУХТАР АШРАФИ (1912-1975) // Проблемы современной науки и образования № 1 (158), 2021. - С. {см. журнал}. |