ДРЕВНЕЙШИЕ МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
- Категория: 10.00.00 Филологические науки
- 27 апр
- Просмотров: 806
Абдубалиева Б.Ж.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Абдубалиева Бактыгул Жумакадыровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра кыргызской литературы и манасоведения, Иссык-Кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об общности и различии между античными афоризмами и кыргызскими мудрыми изречениями в сравнительно-типологическом плане, проникавшие через заимствование и самозарождение. С древних времен была связь между Востоком и Западом. Поэтому так необходимо рассмотреть сравнительно-типологическом аспект античных афоризмов и кыргызских пословиц, обозначив их общность и различие. Во-вторых, афоризмы становятся достоянием народа, обогащают мыслительную сокровищницу народов.
Ключевые слова: мудрые изречения, кочевник, вариант, мировоззрения, сопоставление, поколение, фольклор, афоризм, антика.
THE OLDEST WISE SAYINGS
Abdubalieva B.J.
Abdubalieva Baktygul Jumakadyrovna - PhD in Philology, Associate Professor, ISSUK-KUL STATE UNIVERSITI NAMED AFTER K. TYNYSTANOV, KARAKOL, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: the article discusses the question about the similarities and differences between the antique aphorisms and Kyrgyz wise sayings in the comparative typological plan which were created in the result of borrowings and self generation. In antiquity, as long ago as the East-West connection. Therefore, it is so necessary to consider the comparative-typological aspect of the ancient aphorisms and Kyrgyz proverbs, indicating their commonality and difference. Secondly, aphorisms become the property of the people, enrich the intellectual treasury of peoples.
Keywords: wise sayings, nomad, option, outlook, Juxtaposition, generation, folklore, aphorism, antika.
Список литературы / References
- Ашукина Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1955. 331 с.
- Еремеев Д.Е. Этногенез турок. М.: Наука, 1971. 272 с.
- Казеченок Т.Г., Громыко И.Н. Античные афоризмы. Минск, «Вышейшая школа», 1987. 317 с.
- Пословицы и поговорки народов Востока. М.: ИВЛ, 1961. 734 с.
- Русско–киргизский словарь. Под редакцией Юдахина К.К. М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1957. 990 с.
- Тажиева Г. Кыргыз макал, лакап жана учкул сөз түрмөктөрү. Б.: Бийиктик, 2004. 695 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Абдубалиева Б.Ж. ДРЕВНЕЙШИЕ МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ // Проблемы современной науки и образования №16 (98), 2017. - С. {см. журнал}. |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ КЫРГЫЗСКОГО ОРАТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- Категория: 10.00.00 Филологические науки
- 22 апр
- Просмотров: 988
Искендерова Ш.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Искендерова Шарапат Абыловна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра журналистики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в отличие от ораторского мастерства других народов, в творчестве кыргызских ораторов не было специальной школы, они не были посвящены в ораторские тайны, никогда не изучали. Ораторство - врождённый талант, который создан только своей способностью, здесь не может идти речь об учителе, мастере.
В статье рассматриваются такие проблемы, как ораторское мастерство кыргызского народа, особенность ораторского творчества, его жанровое разнообразие, связь с устным народным творчеством, художественная сущность и его развитие.
Ключевые слова: ораторское мастерство, творчество, фольклор, родословие, пословицы-поговорки, песни- санаты, загадки, сказительство.
ARTISTIC ESSENCE OF CREATIVITY OF KYRGYZ ORATORY SKILL
Iskenderova Sh.A.
Iskenderova Sharapat Abylovna - Candidate of Philology, assistant professor, HEAD OF THE DEPARTMENT OF JOURNALISM I. ARABAEV, KYRGYZ STATE UNIVERSITY, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: in difference of the oratorical skill of other peoples, there was no special school in the work of Kyrgyz speakers, they were not devoted to oratorical secrets, they never studied. Oratory is an innate talent that was created only by one's ability, here there can not be talk of a teacher or master.
The article considers such problems as the oratorical skills of the Kyrgyz people, the peculiarity of the oratorical creativity, its genre diversity, the connection with oral folk art, the artistic essence and its development.
Keywords: oratory skills, works, folklore, proverbs, songs, secret, story.
Список литературы / References
- Очерки истории творчества акынов (на кыргызском языке).Ф.: Кыргызстан, 640 с.
- История кыргызкой литературы. 1 том. Б., 2004. 616 с.
- Адабият терминдеринин түшүндүрмө сөздүгү. Б., 1994.
- Ораторское искусство кыргызского народа. Б.,2015. 352 с.
- Закиров С. Кыргыз санжырасы. Б., 2013.
- Закиров С.Пословицы-поговорки кыргыского народа. Ф., 1972. 112 б.
- Айтыштар. 1том. 49-54 б. Ф.: Кыргызстан, 1972. 308 б.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Искендерова Ш.А. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ КЫРГЫЗСКОГО ОРАТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Проблемы современной науки и образования №15 (97), 2017. - С. {см. журнал}. |
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ТВОРЧЕСТВЕ ТОГОЛОКА МОЛДО
- Категория: 10.00.00 Филологические науки
- 22 апр
- Просмотров: 883
Акунова Г.М.
Email: ААдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Акунова Гулина Майрамбековна – соискатель, кафедра восточных языков, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: Тоголок Молдо являясь передовым человеком своего времени, с помощью своих песен смог раскрыть свои мысли, показать взгляд на то, что происходит в обществе. Исламскую религию, которая в то время только начинала распространяться, в своих произведениях не только не поддерживал, но и в большинстве случаев, показывая скептическое отношение, не доверяя и критикуя, высмеивал.
В данной статье рассматриваются произведения Тоголока Молдо, посвященные религии, а также роль стихотворений акына (поэта) в кыргызской поэзии.
Ключевые слова: акын, религия, творчество, поэма, поэзия.
SOME THOUGHTS ABOUT THE WORK OF TOGOLOK MOLDO
Аkunova G.M.
Akunova Gulina Mairambekovna – senior teacher, DEPARTMENT “ORIENTAL LANGUAGES”, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: Togolok Moldo being the foremost man of his time, with the help of his songs, was able to show a glance at what is happening in society. The Islamic religion not only did not support in its works, but in most cases showing skepticism, distrusting and criticizing, ridiculed.
The article considers such problems as the oratorical skills of the Kyrgyz people, the peculiarity of the oratorical creativity, its genre diversity, the connection with oral folk art, the artistic essence and its development.
Keywords: akyn, religion, mullah, creativity, poem.
Список литературы / References
- Таштемиров Ж. Мысли о кыргызской поэзии. Ф.: Фрунзе, 1975. 148 с.
- Тоголок Молдо. Произведении: 1 том. Ф.: Фрунзе, 1954. 343 с.
- Очерки истории творчества акынов (на кыргызском языке) .Ф.: Кыргызстан, 1988. 640 с.
- История кыргызской литературы -1 том. Б.: Шам, 2004. 616 с.
- Антология кыргызской поэзии -2 том. Б.:2000. 581 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Акунова Г.М. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ТВОРЧЕСТВЕ ТОГОЛОКА МОЛДО // Проблемы современной науки и образования №15 (97), 2017. - С. {см. журнал}. |
ОБЩЕТЮРКСКИЕ ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
- Категория: 10.00.00 Филологические науки
- 18 апр
- Просмотров: 1012
Кропотова Н.В.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кропотова Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт крымско-татарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, г. Симферополь
Аннотация: статья рассматривает характерные черты фольклора крымских караимов в контексте общетюркских традиций и схожих особенностей с фольклором кумыков, карачаевцев и балкарцев. В значительной степени на особенность фольклорной традиции крымских караимов повлияло сложное и длительное формирование этноса в VIII - X вв. из многочисленных племен периода господства Хазарского каганата в Крыму. В статье приводятся примеры элементов фольклора, которые позволяют определить наличие единых тюркских народнопоэтических традиций и следов архаических верований у крымских караимов кумыков, карачаевцев и балкарцев. Взаимопроникновение, взаимовлияние и схожее развитие культур этих народов объясняется как некоторой общностью происхождения, так и общностью тюркского языка.
Ключевые слова: крымские караимы, фольклор, кумыки, карачаевцы, балкарцы, Хазарский каганат.
COMMON TURKIC TRADITIONS IN FOLKLORE OF CRIMEAN KARAITES
Kropotova N.V.
Kropotova Natalia Vladimirovna - PhD, Senior Researcher, SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF CRIMEAN TATAR PHILOLOGY, HISTORY AND CULTURE OF CRIMEAN ETHNOSES, SIMFEROPOL
Abstract: the article considers characteristic features in folklore of Crimean Karaites in the context of common Turkic traditions and similar properties with folklore of Kumyks, Karachais and Balkars. To a large extent, the Crimean Karaites’ folklore tradition was influenced with the difficult and lengthy formation process of the ethnos in the 8th-10th centuries from numerous tribes of the Khazar Khaganate period in the Crimea. The article contains examples of folklore elements that allow to determine the existence of common Turkic folk-poetic traditions and signs of archaic beliefs, which were remained in Crimean Karaites, Kumyks, Karachais and Balkars cultures. Interaction, mutual influence and similar development of these peoples cultures can be explained both by some common origin and by the commonality of the Turkic language.
Keywords: Crimean Karaites, folklore, Kumyks, Karachais, Balkars, Khazar Kaganate.
Список литературы / References
- Радлов В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Часть 7. Наречия крымского полуострова / [сост. В. Радлов]. СПб.: Изд-во Акад. Наук, 188
- Самойлович А. О материалах В. Радлова по народной словесности крымских татар и караимов// Записки крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. Т.6. Симферополь: Типография Таврического Губернского земства, 1917. С. 118 – 124.
- Музафаров Р.И. Очерки фольклора тюрков.: автореф. диссертац. на соиск. учен. степени д. филол. н. Баку, 1966. 30 с.
- Прик О.Я. Очерк грамматики караимского языка (крымский диалект). Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. 189 с.
- Пулянос А.Н. К антропологии караимов Литвы и Крыма//Вопросы антропологии. № 13, 1963.
- Алексеев В.Д. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // Тр. ин-та языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР. Казань, 1971. C. 232–254.
- Ginni Corrado. I Caraimi di Polonia e Lituania // Genus. June. Vol. II № 1-2. Roma, 1936. C. 1 –
- Reicher M. Sur les groupes sanguins des Caraimes de Troki et de Wilno// Anthropologie. Prague, 1932. № 259-267.
- Хить Г.Л., Долинова Н.А. Расовая дифференциация человечества (дерматоглифические данные). М.: Наука, 1990. 260 с.
- Аджиев А.А. Хазарские истоки в кумыкском фольклоре//Кумыкский мир: культура, история, современность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kumukia.ru/article-9004.html/ (дата обращения: 12.04.2017).
- Самойлович А.Н. К вопросу о наследниках хазар и их культуры//Еврейская старина. Л.,1924. Т. XI. С.210.
- Самойлович А.Н. Кавказ и турецкий мир // Известия Об-ва обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926. № 2. С. 3-31.
- Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982. С. 155-170.
- Полканов А.И. Крымские караимы (караи-коренной малочисленный народ Крыма. Париж, 1995. 245 с.
- Караимская народная энциклопедия. Париж,1996. Т. Вера и религия. 169 с.
- Алиев К. Религия, предшествующая исламу. //Кумыкский мир: культура, история, современность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kumukia.ru/article-9004.html/ (дата обращения: 12.04.2017).
- Карачаевцы. Балкарцы. М.: Наука, 2014. 815 с.
- Kalafat Y. Doğu Anadolu’da Eski Türk İnançlarının İzleri. Ankara: Atatürk Kültür Merkezi Yayını, 1995. 196 s.
- Усеинов Л.Б. Крымскотатарские сказки. Происхождение и развитие. Симферополь: ДиАйПи, 2006. 186 с.
- Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1981. 395 с.
- Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, главная редакция восточной литературы, 1966. 319 с.
- Бромлина И.В. Хрестоматия по турецкому фольклору. М.: Изд-во МГУ, 1987. 140 с.
- TürkanK.TürkDünyası MasallarındaSuKültü // MilliFolklor, 2012. № 93. S. 135-148.
- Сказки и легенды татар Крыма: фольклорный сборник/ [отв. Н.В. Озерова]. М.: Новости, 1992. 352 с.
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: происхождение образа. М. Изд-во вост. литературы, 1958. 264 с.
- Вишневский В.А. Имена и фамилии караимов Крыма как показатели их этнической принадлежности // Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крмских караимов – караев. Материалы научно-практической конференции. Симферополь: Доля, 2008. С. 48–
- Стеблева И.В. Турецкие сказки. М.: Наука, 1986. 396 с.
- Бромлина И.В. Хрестоматия по турецкому фольклору. М.: Изд-во МГУ, 1987. 140 с.
- Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик: Эльбрус, 1983. 431.
- Аджиев A.M. Жанр кумыкских четверостиший-частушек «сарын и такмак» // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. С. 26-48.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Кропотова Н.В. ОБЩЕТЮРКСКИЕ ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА КРЫМСКИХ КАРАИМОВ // Проблемы современной науки и образования №15 (97), 2017. - С. {см. журнал}. |