Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru

publication foto Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 6 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 7(194) 2024 г. Выйдет - 19.07.2024 г. Статьи принимаются до 18.07.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




ЧЕРТЫ ЦИКЛИЧНОСТИ В ЖЕНСКОЙ ОБРЯДОВОЙ МУЗЫКЕ БУХАРЫ

 Матякубова С.К.

Матякубова Светлана Кахаровна – кандидат искусствоведения, и.о.профессора,

 кафедра “Теория музыки”,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистаан

Аннотация: в статье анализируется черты цикличности свойственные уникальному искусству бухарских «созанда». Это синкретическое явление было широко распространено в женской среде двуязычных городов Бухары и Самарканда. Непременным атрибутом была «дойра» (ударный инструмент) и «занг» (колокольчики). Многочастная композиция сопровождала семейные торжества. Искусство созанда объединяет пение, танец, игру на музыкальных инструментах. В современных условиях бытования этого жанра используются и иные инструменты (рубаб, гиджак, аккордеон и т.д.)

Ключевые слова: созанда, занг-бози, субцикл. архицикл, цикличность, содержание, форма, жанр.

FEATURES OF CYCLICITY IN THE FEMALE RITUAL MUSIC OF BUKHARA

Matyakubova S.K.

Matyakubova Svetlana Kakharovna – Candidate of Art History, Acting Professor,

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the features of cyclicity characteristic of the unique art of Bukhara "sozanda". This syncretic phenomenon was widespread in the female environment of the bilingual cities of Bukhara and Samarkand. An indispensable attribute was "doira" (percussion instrument) and "zang" (bells). The multi-part composition accompanied family celebrations. The art of sozanda combines singing, dancing, and playing musical instruments. In modern conditions of existence of this genre, other instruments are also used (rubob, gidzhak, accordion, etc.)

Keywords: sozanda, zangbozi, subcycle. archicycle, cyclicity, content, form, genre.       

Список литературы / References

  1. Нурджанов Н.Х. Традиция создана в музыкально-танцевальной культуре таджиков на рубеже XIX-XX веков. //Музыка народов Азии и Африки. М., 1980.
  2. Цикличность как универсальный принцип художественного структурирования. // Матякубова С.К. Проблемы современной науки и образования 2021. №1 (158).
  3. Принцип цикличности как специфический аспект художественного формообразования. // Матякубова С.К. Проблемы современной науки и образования 2021. №3 (160).

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Матякубова С.К. ЧЕРТЫ ЦИКЛИЧНОСТИ В ЖЕНСКОЙ ОБРЯДОВОЙ МУЗЫКЕ БУХАРЫ//  Проблемы современной науки и образования  №7 (185)2023. - С.{см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

КРАТКО О ТЕОРИИ ДИРИЖЁРСКОГО СТИЛЯ МУХТАРА АШРАФИ

Азимов К.Х.

Азимов Камолиддин Хайритдинович - самостоятельный соискатель (PhD), старший преподаватель,

 Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена краткой теории дирижерского стиля известного дирижера Мухтара Ашрафи. Использовались историко-теоретические, сравнительно-аналитические методы. Автор изучил и проанализировал музейные, архивные данные, научные статьи и литературу по истории узбекского оперного дирижирования, связанную с творчеством Мухтара Ашрафи. В результате была теоретически изучена дирижёрская манера Мухтара Ашрафи и выражены его мнения.

Ключевые слова: дирижирование, опера, театр, композитор, стиль, мануальная техника.

 

BRIEFLY ABOUT THE THEORY OF CONDUCTOR'S STYLE OF MUHTAR ASHRAFI

Azimov K.Kh.

Azimov Kamoliddin Khairitdinovich - independent applicant (PhD), senior lecturer,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to a brief theory of the conducting style of the famous conductor Mukhtar Ashrafi. Historical-theoretical, comparative-analytical methods were used. The author studied and analyzed museum, archival data, scientific articles and literature on the history of Uzbek opera conducting, related to the work of Mukhtar Ashrafi. As a result, the conducting style of Mukhtar Ashrafi was theoretically studied and his opinions were expressed.

Keywords: conducting, opera, theater, composer, style, manual technique.

Список литературы / References

  1. Темина Е.А. Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиции в регионе Востока (на материале в творчества М. Ашрафи) // кандидатская диссертация 1984 г.
  2. Ашрафи М. Музыка в моей жизни. Т., 1975.
  3. Ашрафи Ф., Соломонова Т. Мухтар Ашрафи. Т., 2004.
  4. Слоним А. Неразрывная нить традиций и творчества//Мухтор Ашрафий ва Ўзбекистон маданий ҳаётидан лавҳалар. Сборник статей. Т., 2015. С. 60-66.
  5. Музалевскяй В. “Кармен на узбекской сцене”. “Правда Востока”, 6 август 1944.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Азимов К.Х. КРАТКО О ТЕОРИИ ДИРИЖЁРСКОГО СТИЛЯ МУХТАРА АШРАФИ//  Проблемы современной науки и образования  №6 (184)2023. - С.{см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА ТУХТАСИНА ДЖАЛИЛОВА

 

 Сафаров О.А.

Сафаров Орол Абдуманнонович – профессор,

кафедры “Национальное пение”,

 Государственный Институт Искусства и культуры Узбекистана,

г.Ташкент, Республика Узбекистан

 

Аннотация: с 20-х годов XX века Тухтасин Джалилов возглавлял узбекских деятелей искусства и воспитал большое количество учеников. Среди музыкантов ему удалось получить звание наставника мастеров. Тухтасин Джалилов родился в 1896 году в районе Сойгузар Андижанской области в простой рабочей семье. С юных лет увлекался музыкальным искусством. Он усердно изучал выступления известных музыкантов того времени и следуя им, он мечтал стать музыкантом. С юных лет освоил их репертуары. В конечном итоге, в его дальнейшей жизни эти уроки послужат самым важным творческим фактором. Данная статья посвящена известному композитору Тухтасину Джалилову.          

Ключевые слова: музыкант, маком, композитор, произведение, мелодия, Тухтасин Джалилов.

 

WORKS BY COMPOSER TUKHTASIN JALILOV

Safarov O.A.

Safarov Orol Abdumannapovich – Professor,

DEPARTMENT “NATIONAL SINGING”,

 STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: since the 20s of the XX century, Tokhtasin Jalilov headed Uzbek artists and educated a large number of students. Among the musicians, he managed to get the title of mentor of masters. Tokhtasin Jalilov was born in 1896 in the Soyguzar district of Andijan region in a simple working-class family. From a young age, he was fond of musical art. He diligently studied the performances of famous musicians of that time and following them, he dreamed of becoming a musician. From a young age he mastered their repertoire. Ultimately, in his later life, these lessons will serve as the most important creative factor. This article is dedicated to the famous composer Tukhtasin Jalilov.         

Keywords: musician, makom, composer, composition, melody, Tukhtasin Jalilov.           

Список литературы / References

  1. Ш.Матёқубов “Анъанавий ижрочилик тарихи” Тошкент 2018.
  2. Матякубов Ш.Б. «Традиции “наставник и ученик” в обучении традиционного исполнительства» , «Проблемы педагогики» № 2 (41), 2019 год.
  3. Жабборов А.X. Ўзбекистон бастакорлари ва мусиқашунослари. –Т.: Янги аср авлоди, 2004.
  4. Жабборов А. Мусиқий драмма ва комедия жанрлари Ўзбекистон композиторлари ижодиётида. 2000.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

 Сафаров О.А. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА ТУХТАСИНА ДЖАЛИЛОВА //  Проблемы современной науки и образования  №7 (185)2023. - С.{см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ АНАЛИЗА ОПЕР УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Полатханова Р.Ш.

Полатханова Рамида Шамильевна – Профессор,

 кафедра концертмейстерского мастерства,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе обучения концертмейстерскому искусству студенты знакомятся со множеством произведений, написанных в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Выбор арий «Навбахор», «Ушшок» из оперы Р.Ы. Глиэра и Т. Садыкова «Лейли и Меджнун» в качестве материала для исследования обусловлен следующими обстоятельствами. С одной стороны, названные арии прочно вошли в концертный репертуар вокалистов; их исполняют в училищах, консерватории, они звучат в самых различных концертах. С другой стороны, несмотря на большую популярность, музыкальную ценность и учебную полезность этих арий для вокалистов и пианистов-концертмейстеров, детальный музыковедческий анализ, равно как и последовательное рассмотрение данного материала в методическом аспекте, до сих пор отсутствует.

Ключевые слова: вокалист, музыка, концерт, пианист, жанр, солист, форма, анализ.

SOME FEATURES OF THE ANALYSIS OF OPERAS BY UZBEK COMPOSERS IN THE CLASS OF ACCOMPANIST SKILLS

Polatkhanova R.Sh.

Polatkhanova Ramida Shamilyevna – Professor,

 DEPARTMENT OF ACCOMPANIST MASTERY,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the process of teaching the art of accompanist, students get acquainted with many works written in various genres of vocal and instrumental music. The choice of the arias “Navbakhor” “Ushshok” from the opera "Leyli and Majnun" by R.Y. Glier and T. Sadykov as material for research is due to the following circumstances. On the one hand, these arias have firmly entered the concert repertoire of vocalists; they are performed in schools, conservatories, they sound in a variety of concerts. On the other hand, despite the great popularity, musical value and educational usefulness of these arias for vocalists and pianists-accompanists, a detailed musicological analysis, as well as a consistent consideration of this material in the methodological aspect, is still missing.

Keywords: vocalist, music, concert, pianist, genre, soloist, form, analysis.

Список литературы / References

  1. Ян Пеккер. Узбекска опера. Т., 1968.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Полатханова Р.Ш.НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ АНАЛИЗА ОПЕР УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА //  Проблемы современной науки и образования  №6 (184)2023. - С.{см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная 17.00.00 Искусствоведение