РАБОТА НАД ОПЕРОЙ М. БУРХАНОВА «АЛИШЕР НАВОИ» В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 13 апр
- Просмотров: 866
Ахметшина Д.М.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ахметшина Диляра Марсовна - старший преподаватель,
кафедра концертмейстерского мастерства,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение клавиров опер узбекских композиторов является важнейшей темой учебного плана подготовки пианиста-концертмейстера. «В повседневной исполнительской деятельности пианисту-концертмейстеру, - подчеркивает заведующая кафедрой камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана профессор Р. Полатханова, – постоянно приходится соприкасаться с оперным жанром» [1, 5]. Вместе с тем до настоящего времени не существует специальной учебно-методической литературы, посвященной изучению оперных клавиров в классе концертмейстерского мастерства. Это обуславливает необходимость обращения к разработке методических основ работы над клавирами опер в классе концертмейстерского мастерства. Наиболее трудной областью в изучении оперных клавиров является работа над клавирами опер узбекских композиторов, входящих в репертуар Государственного Академического Большого Театра Узбекистана имени Алишера Навои.
Ключевые слова: опера, изучение, музыка, клавир, класс, традиция, эволюция, жанр, ария.
WORK ON THE OPERA «ALISHER NAVOI» BY M.BURKHANOV IN THE CONCERTMASTER CLASS
Akhmetshina D.М.
Akhmetshina Dilyara Marsovna - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF ACCOMPANIMENT SKILLS,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: studying the claviers of operas by Uzbek composers is the most important topic of the curriculum for the training of a pianist-accompanist. “In his daily performance, the pianist-accompanist,” emphasizes the head of the Department of Chamber Music and Accompaniment Mastery of the State Conservatory of Uzbekistan, Professor R.Sh. Polatkhanova, “constantly has to come into contact with the opera genre” [1, 5]. At the same time, to date, there is no special educational and methodological literature devoted to the study of opera claviers in the class of accompanist mastery. This necessitates the development of methodological foundations for working on claviers for operas in the class of accompanist mastery. The most difficult area in the study of opera claviers is working on claviers of operas by Uzbek composers included in the repertoire of the State Academic Bolshoi Theater of Uzbekistan named after Alisher Navoi.
Keywords: opera, study, music, clavier, class, tradition, evolution, genre, aria.
Список литературы / References
- Полатханова Р. Работа концертмейстера над оперной сценой в классе концертмейстерского мастерства. Т., 2006.
- Пеккер Я. Узбекская опера. М., 1984.
- Анализ вокальных произведений. Л., 1988.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ахметшина Д.М. РАБОТА НАД ОПЕРОЙ М. БУРХАНОВА «АЛИШЕР НАВОИ» В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА // Проблемы современной науки и образования № 4 (161), 2021. - С. {см. журнал}. |
THE PROCESSES OF PERCEPTION AND MENTAL ACTIVITY IN THE EVOLUTION OF THE ARTISTIC IMAGE
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 19 март
- Просмотров: 559
Basharova L.K.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Basharova Layla Kutlukovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MINIATYURE AND BOOK GRAPHICS,
NATIONAL INSTITUTE OF FINE ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article explores the artistic image as an indissoluble unity of objective and subjective principles. The article analyzes the emergence and development of an artistic image in the human consciousness through the stages of sensory-emotional perception, understanding through basic cognitive operations - comparison, analysis, synthesis, abstraction and generalization, concretization and systematization, the stage of its transformation under the influence of aesthetic preferences and imagination and the final presentation of the artistic image.
Keywords: artistic image, perception, sensory cognition, imagination, thinking process, reflection, mental operations, skills and abilities, image formation.
ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Башарова Л.К.
Башарова Лайла Кутлуковна - доцент,
кафедра миниатюры и книжной графики,
Национальный институт художеств и дизайна им К. Бехзода,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье исследуется художественный образ как неразрывное единство объективных и субъективных начал. Анализируется возникновение и развитие художественного образа в сознании человека через этапы сенсорно-эмоционального восприятия, понимания посредством основных когнитивных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, конкретизации и систематизации, этап его трансформации под влиянием эстетических предпочтений и воображения и окончательное представление художественного образа.
Ключевые слова: художественный образ, чувственное восприятие, познание, воображение, мыслительный процесс, отражение, умственные операции, навыки и умения, формирование образа.
References / Список литературы
- Westport Mook D. Classic experiments in psychology. Greenwood Press, 2004.
- Styles Elizabeth A. Attention, Perception, and Memory: An Integrated Introduction. Psychology Press, 2005.
- Sechenov I.M. Selected philosophical and psychological works. Moscow, 1952.
- McDowell John. Perception as a Capacity for Knowledge. Marquette University Press, 2011.
- Norwich Brahm. Education and Psychology in Interaction: Working with Uncertainty in Interconnected Fields. Routledge, 2000.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Basharova L.K. THE PROCESSES OF PERCEPTION AND MENTAL ACTIVITY IN THE EVOLUTION OF THE ARTISTIC IMAGE // Проблемы современной науки и образования № 4 (161), 2021. - С. {см. журнал}. |
TOWARDS PROFESSIONALISM IN TRADITIONAL MUSIC: AN EXAMPLE OF UZBEK WOMEN
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 17 март
- Просмотров: 717
Dadadjanova I.A.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Dadadjanova Iroda Abdulazizovna – Winner of the National Prizes "Oltin Qalam" ("Golden Pen"), "Shuhrat" ("Glory") and "O'zbegim Ayoli" ("Woman of Uzbekistan"), PhD in Art criticism,
Vice-rector for scientific and innovative activities,
UZBEK INSTITUTE OF NATIONAL MUSIC NAMED AFTER YUNUS RAJABI,
Еditor-in-chief,
"YOSH KUCH" JOURNAL, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the path of three generations of Uzbek female musicians, bearers and transmitters of traditions. Each of them with their own fate, which reflects different phases in the "female" history of nearly half a century of musical life in Uzbekistan. Author reveals that Uzbek traditions are not at all only a heritage which has been crystallised somewhere in the past, but a high-grade art still functioning and developing today, in which female musicians like Zamira, Makhfuza and Klara have and will have their place and significance.
Keywords: women and music, female musician, Uzbek music, traditional music, gender identity, performing arts, music education, Uzbekistan.
НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ: ПРИМЕР УЗБЕКСКИХ ЖЕНЩИН
Дададжанова И.А.
Дададжанова Ирода Абдулазизовна – обладатель Национальных премий "Oltin Qalam" ("Золотое Перо"), "Shuhrat" ("Слава") и "O'zbegim Ayoli" ("Женщина Узбекистана"), кандидат искусствоведения,
проректор по научной и инновационной деятельности,
Узбекский институт национальной музыки им. Юнуса Раджаби,
главный редактор,
журнал "Yosh kuch", г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье исследуется творческая судьба трех поколений узбекских певиц, носителей традиций. У каждого из них своя судьба, отражающая разные этапы «женской» истории полувековой музыкальной жизни Узбекистана. Автор убеждает, что узбекские традиции – это не просто наследие, кристаллизовавшееся где-то в прошлом, а полноценное искусство, функционирующее и развивающееся до сих пор, в котором такие женщины-музыканты, как Замира, Махфуза и Клара, имеют и будут иметь свое место и значимость.
Ключевые слова: женщины и музыка, женщина-музыкант, узбекская музыка, традиционная музыка, гендерная идентичность, исполнительское искусство, музыкальное образование, Узбекистан.
References / Список литературы
- Ganieva L.M. Muzykal'noe iskusstvo uzbekskogo bastakora Ganijana Tashmatova // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya, 2020/4-1 (149). Р 73-75.
- Dadadjanova I.A. Pop-muzyka, kul'tura i gendernaya identichnost': Uzbekistan // Vestnik nauki i obrazovaniya, 2021/5-1 (108). Р 86-92.
- Mannopov S., Sulejmanova D.K. Muzykal'noe nasledie uzbekskogo naroda // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya, 2019/10 (143). Р 82-84.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Dadadjanova I.A. TOWARDS PROFESSIONALISM IN TRADITIONAL MUSIC: AN EXAMPLE OF UZBEK WOMEN // Проблемы современной науки и образования № 3 (160), 2021. - С. {см. журнал}. |
ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 15 март
- Просмотров: 494
Шамахмудова Б.В.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Шамахмудова Барно Валиевна – профессор,
кафедра хорового дирижирования,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: хоровое искусство в Узбекистане является неотъемлемой частью музыкальной культуры, постоянно развиваясь как в исполнительстве, так и в композиторском творчестве. Различные жанры хоровой музыки занимают достаточно большой удельный вес в музыкальном искусстве республики.
Изучение хоровой культуры является важной сферой музыкальной науки Узбекистана. Благодаря трудам учёных музыковедов мы имеем ценные исследования в области истории и теории хоровой культуры, развития хорового искусства.
Чтобы полноценно выпустить и опубликовать качественное учебное пособие или статью необходима помощь музыковеда. И в этом плане в редактировании учебных пособий, работ различных жанров, посвящённых хоровой музыке, важная роль принадлежит заслуженному деятелю искусств Узбекистана, доктору искусствоведения, профессору Т.Б.Гафурбекову. Он на протяжении своей плодотворной, многогранной научной деятельности занимался и вопросами хоровой культуры, как на уровне фольклора, так и как исследователь профессионального хорового искусства.
Ключевые слова: искусство, культура, музыковед, исследователь, творчество, фольклор, жанр, ученый.
CHORAL CULTURE OF UZBEKISTAN IN SCIENTIFIC AND EDITORIAL ACTIVITIES OF T.B.GAFURBEKOV
Shamakhmudova B.V.
Shamakhmudova Barno Valievna - Professor,
DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: choral art in Uzbekistan is an integral part of musical culture, constantly developing both in performance and in composing. Various genres of choral music occupy a fairly large proportion in the musical art of the republic.
The study of choral culture is an important area of musical science in Uzbekistan. Thanks to the works of learned musicologists, we have valuable research in the history and theory of choral culture, the development of choral art.
To fully release and publish a high-quality textbook or article, the help of a musicologist is needed. And in this regard, in the editing of textbooks, works of various genres dedicated to choral music, an important role belongs to the Honored Art Worker of Uzbekistan, Doctor of Art History, Professor T.B. Gafurbekov. Throughout his fruitful, multifaceted scientific activity, he also dealt with issues of choral culture, both at the level of folklore and as a researcher of professional choral art.
Keywords: art, culture, musicologist, researcher, creativity, folklore, genre, scientist.
Список литературы / References
- Музыкальная Трибуна Азии (Алма-Ата,1973). М., 1975.
- Плунгян В.З., Галущенко И.Г. Тухтасин Гафурбеков. Т., 1999.
- Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Т.,
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Шамахмудова Б.В. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА // Проблемы современной науки и образования № 3 (160), 2021. - С. {см. журнал}. |