СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШУЪБЕ САРАХБОР БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА И ШУЪБЕ ТАНИ МАКОМ ХОРЕЗМСКИХ МАКОМОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 дек
- Просмотров: 450
Ахрарова А.М.
Ахрарова Анастасия Максимовна – студент,
факультет инструментального исполнительства,
Государственной консерватории Узбекистана.
Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проведен сравнительный анализ шуъбе Сарахбор Бухарского Шашмакома и шуъбе Тани маком Хорезмских макомов, основанный на исследовании нотного материала в записи Юнуса Раджаби (по Шашмакому) и нотного материала Хорезмских макомов, собранного М. Юсуповым. Доказано наличие схожих и отличительных черт между вокальными пьесами «Тани маком» Хорезмских макомов и «Сарахбор» Бухарского Шашмакома.
С обретением Узбекистаном независимости усилилось внимание к вопросам духовности и просветительства, более полного удовлетворения художественно-эстетических запросов общества, и, как следствие, к возрождению исконно национальных традиций.
Ключевые слова: анализ, шуъбе, Сарахбор, Бухарский Шашмаком, Тани маком, Хорезмские макомы, нотный материал, запись.
COMPARATIVE ANALYSIS SHUBE SARAKHBOR OF BUKHARA SHASHMAKOM AND SHUBE TANI MAKOM OF KHOREZM MAQOMS
Akhrarova A.М.
Akhrarova Anastasia Maksimovna - Student ,
FACULTY INSTRUMENTAL PERFORMANCE,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article provides a comparative analysis between the shube Sarakhbor of the Bukhara Shashmakom and the shube of Tanya mak of the Khorezm maqoms, based on the study of the musical material in the recording of Yunus Rajabi (according to Shashmakom) and the musical material of the Khorezm maqoms collected by M. Yusupov. The presence of similarities and distinctive features between the vocal pieces “Tani Makom” of the Khorezm maqoms and “Sarakhbor” of the Bukhara Shashmakom has been proved.
Since Uzbekistan gained independence, attention has increased to the issues of spirituality and enlightenment, a fuller satisfaction of the artistic and aesthetic needs of society, and, as a consequence, to the revival of primordial national traditions.
Keywords: analysis, shu’be, Sarakhbor, Bukhara Shashmakom, Tani makom, Khorezm maqoms, musical material, recording.
Список литературы / References
- Вызго Т.С., Карелова И.Н., Кароматов Ф.М. История узбекской советской музыки в двух томах. Том I (1917-1945). Ташкент: Изд. литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1972.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ахрарова А.М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШУЪБЕ САРАХБОР БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА И ШУЪБЕ ТАНИ МАКОМ ХОРЕЗМСКИХ МАКОМОВ//Проблемы современной науки и образования № 12 (169), 2021. - С. {см. журнал}. |
THE PLACE OF THEATRICAL ART IN CHILDREN'S MUSICAL GROUPS OF UZBEKISTAN
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 дек
- Просмотров: 417
Akhmedova N.А.
Akhmedova Nargiza Alimdjanovna – Lecturer,
DEPARTMENT OF MUSICAL PEDAGOGY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT,REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the role of music in the performing arts is a very important element. This is why children's music should be pieces of music intended to be listened to and performed by children. Samples of children's music are distinguished by their simple form, vivid expressiveness, and lively artistic content.
Theatrical elements of indigenous peoples, folk performances, “mim” (imitation), “maskharaboz”, “askiya”, “qugirchoq”, various types of theater have developed since ancient times. It should be noted that at the same time children's performances were shown in comedy shows. This is a vivid evidence of the development of children's musical theatrical art, combined with the manifestation of childhood and the hard work of our people.
Keywords: music, theater, art, method, performance, chorus, song, genre.
МЕСТО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ УЗБЕКИСТАНА
Ахмедова Н.А.
Ахмедова Наргиза Алимджановна – преподаватель,
кафедра музыкальной педагогики,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: роль музыки в театральном искусстве является очень важным элементом. Вот почему детская музыка должна быть музыкальными произведениями, предназначенными для прослушивания и исполнения детьми. Образцы детской музыки отличаются простой формой, яркой выразительностью, живым художественным содержанием.
Театральные элементы коренных народов, народные спектакли, «мим» (имитация), «масхарабоз», «аския», «кугирчок», различные виды театра развивались с древних времен. Стоит отметить, что одновременно детские спектакли показывались в комедийных шоу. Это яркое свидетельство развития детского музыкального театрального искусства в сочетании с проявлением детства и упорного труда нашего народа.
Ключевые слова: музыка, театр, искусство, метод, исполнительство, хор, песня, жанр.
References / Список литературы
- Ibrokhimov O., Sadirov J. Musiqa: 7-sinf. Toshkent, 2001.
- Imomnazarov M., Eshmukhamedova S. Milliy ma’naviyat asoslari. Toshkent, 2001.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ахмедова Н.А. МЕСТО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ УЗБЕКИСТАНА//Проблемы современной науки и образования № 12 (169), 2021. - С. {см. журнал}. |
UZBEK CLASSICAL MUSIC, HISTORICAL ROOTS OF THE GIJJAK INSTRUMENT
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 дек
- Просмотров: 470
Akhmedov A.N.
Akhmedov Alisher Nosir ugli - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF MUSIC PEDAGOGY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: frescoes and drawings found in different regions of the country, in a number of ancient cities, various musical instruments reflected in works of applied art, prove that our ancestors had a high culture thousands of years ago. The images show various musical instruments. In solo performance, percussion, string instruments are widely used, including the lute, drum, rud, nai, trumpet, chang, oud and gijjak. These musical instruments existed in antiquity, known to us since ancient times.
Keywords: music, instrument, culture, art, tradition, heritage, creativity, gijak, genre.
УЗБЕКСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ИНСТРУМЕНТА ГИДЖАК
Ахмедов А.Н.
Ахмедов Алишер Носир угли - старший преподаватель,
кафедра музыкальной педагогики,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: фрески и рисунки, найденные в разных регионах страны, в ряде древних городов, различные музыкальные инструменты, отраженные в произведениях прикладного искусства, доказывают, что у наших предков была высокая культура тысячи лет назад. На изображениях представлены различные музыкальные инструменты. В сольном исполнении широко используются ударные, струнные инструменты, в том числе лютня, барабан, руд, най, труба, чанг, уд и гиджак. Эти музыкальные инструменты существовали еще в древности, известны нам с древних времен.
Ключевые слова: музыка, инструмент, культура, искусство, традиция, наследие, творчество, гиджак, жанр.
References / Список литературы
- Petrosyans A. Tashkent, 1990.
- Toshmuhamedov M. G‘ijjak darsligi. Toshkent, 1995.
- Qodirov N. G‘ijjak ijrochilik maktabi. Toshkent, 2011.
- Hudoyev G‘. G‘ijjak cholg‘usi ijrochilik an’analari. Toshkent, 2014.
- Nazirov Q. G‘ijjak darsligi. Toshkent, 2012.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ахмедов А.Н. УЗБЕКСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ИНСТРУМЕНТА ГИДЖАК//Проблемы современной науки и образования № 12 (169), 2021. - С. {см. журнал}. |
THE CREATIVE HERITAGE OF MULLA BEKJON RAHMON OGLU
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 дек
- Просмотров: 405
Rakhimov B.М.
Rakhimov Botir Matyakubovich - Doctor of Philosophy in Art History, Head of the Department,
DEPARTMENT OF PERFORMANCE AND CULTURE,
URGENCH STATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Mulla Bekjan was born in 1887 in Khiva into an enlightened family. His father, Rahmonbergan Mahram, was a reformer who served as prime minister in the Khiva, ruled by the statesman Islam Khodja, and played an important role in the construction of a hospital, post office, telegraph office, as well as a number of madrasahs and minarets in Khiva. Growing up in this family, Bekjon grew up in the light of science and education, studied in schools and madrassas.
The article is devoted to the creative heritage of Mullah Bekjon Rahmon oglu, who at the beginning of the 20th century in Khorezm collected, published and researched many works in the field of culture and education.
Keywords: Khiva, Istanbul, Islamhoja, education, literature, musicologist, science, madrasah.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУЛЛЫ БЕКДЖОНА РАХМОНА ОГЛУ
Рахимов Б.М.
Рахимов Ботир Матякубович - доктор философии по искусствознанию (PhD), заведующий кафедрой,
кафедра исполнительства и культуры,
Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: Мулла Бекджан родился в 1887 году в Хиве в просвещенной семье. Его отец, Рахмонберган Махрам, был реформатором, который занимал пост премьер-министра в Хивинском ханстве, управлял государственным деятелем Исламом Ходжей и сыграл важную роль в строительстве больницы, почты, телеграфа, а также ряда медресе и минаретов в Хиве. Выросший в этой семье, Бекжон вырос в свете науки и образования, учился в школах и медресе.
Статья посвящена творческому наследию Муллы Бекджона Рахмон оглу, который в начале ХХ века в Хорезме собрал, опубликовал и исследовал множество работ в области культуры и просвещения.
Ключевые слова: Хива, Стамбул, Исламходжа, просвещение, литература, музыковед, наука, медресе.
References / Список литературы
- Yusupov Polvonniyoz Hoji. Yosh Xivaliklar tarixi. Urganch, 1999.
- Karimov N. Qurbon Beregin qismati. Toshkent, 2006.
- Ahmad Zakiy Validiy Tugon. Hotiralar. Bashkiria, 1996.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Рахимов Б.М. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУЛЛЫ БЕКДЖОНА РАХМОНА ОГЛУ//Проблемы современной науки и образования № 12 (169), 2021. - С. {см. журнал}. |