Интерпретация термина «цивилизация» в социологии / Interpretation of the term "civilization" in sociology
- Категория: 22.00.00 Социологические науки
- 30 сен
- Просмотров: 772
Сеитов Азамат Пулатович / Seitov Azamat - кандидат социологических наук, кафедра социологии, факультет социальных наук, Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: отмечается разнообразие теоретических концепций по вопросу цивилизации. Сам термин «цивилизация» имеет широкий социальный и философский смысл. «Цивилизация» достаточно часто трактуется как синоним культуры, по существу совпадая с одним из ее значений. Однако, на сегодня ограничение смысла и содержания цивилизации областью культурных и материальных ценностей или технико-технологических новаций представляется узким. На фоне динамично развивающегося научно-технического прогресса, актуален вопрос не только о переосмыслении термина «цивилизация», но и о поисках новых путей цивилизационного развития.
Abstract: the number of theoretical concepts concerning civilization has been noted. The term "civilization" makes broad social and philosophical sense. "Civilization" has often been treated as synonym of culture, that coincide coincides with one of its values. However, modern representation that limits the meaning of the civilization by areas such as culture and material values, or technical and technological innovations is too narrow. Indynamically developing scientific and technical progress, it is necessary not only to reconsider of the term "civilization", but also to search new ways of civilizational development.
Ключевые слова: цивилизация, социальный феномен, всемирно-исторический процесс, эволюция, культура, формация, европейский центризм, цивилизация в Азии, общая теория общества.
Keywords: civilization, a social phenomenon, a world-historical process, evolution, culture, formation, European centrism, civilization in Asia, the general theory of society.
Литература
- Бромлей Н. Я. Цивилизация в системе общественных структур. Кн. Цивилизации. Вып. 2. Под ред. М. А. Барга. М., 1993. 235 с.
- Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 556 с.
- Райснер Л. И. Цивилизация и способ общения. М., 1993. 308 с.
- Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1996. 489 с.
- Семенов Ю. И. Введение во всемирную историю. Вып. III. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.). Учебное пособие / МФТИ. М., 2001. 202 с.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Жаркова Е.Д. М. Рольф, 2001. 655 с.
- Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. 318 с.
- Философская энциклопедия, 1962. Т. 2. 504 с.
- Шпенглер О. Ш. Закат Европы. Пер. с нем. Под ред. Франковского А. А. М., 1992. 596 с.
- Яковец Ю. В. Истории цивилизации. М., 1995. 461 с.
Профессиональная подготовка студентов: особенности структуры / Vocational training of students: structural features
- Категория: 22.00.00 Социологические науки
- 26 сен
- Просмотров: 805
Черемискина Наталья Павловна / Cheremiskina Natalya – студент, направление: менеджмент магистерской программы "Система менеджмента качества в социальной и образовательной сферах", г. Камышлов, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в данной статье говорится об особенностях профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. О том, что сложная педагогическая система профессиональной подготовки обладает такими свойствами, как: единство и взаимосвязь различных структурных элементов, единая внутренняя организация на основе связей и зависимостей между компонентами системы, взаимодействие с окружающей средой. Также в статье было выделено в составе профессиональной подготовки будущего учителя три взаимосвязанных аспекта: личностный, когнитивный и праксилогический, характеризующие нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность.
Abstract: this article refers to the features of professional training of students of pedagogical specialties. That the complex pedagogical system of professional preparation has properties such as: the unity and interconnection of various structural elements, a common internal organization based on the relationships and dependencies between system components, the interaction with the environment. The article was highlighted in the professional preparation teachers three interrelated.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов; свойства профессиональной подготовки студентов; аспекты профессиональной готовности, формы профессиональной подготовки, методы профессиональной подготовки.
Keywords: vocational training of students; properties of vocational training of students; aspects of professional preparedness, training, training delivery methods.
Литература
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности дидактических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Введение в философию: в 2-х ч.: учебник для высш. учеб. заведений / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева [и др.]. М.: Политиздат, 1989. 639 с.
- Гершунский Б. С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки. Б. С. Гершунский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988.
- Демченко С. О. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя специальных дисциплин как признак (черта характера) личности // Вестник Черкасского университета. Черкассы. 1998. № 8. С. 3-9.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической теории и практики / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1984. 176 с.
- Иткин И. Э. Способы усложнения программ деятельности / И. Э. Иткин // Проблемы методологии науки. Новосибирск: Наука, 1985.
- Маркова А. К. Психология профессионалиста / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. 216 с.
- Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М., 1998. 184 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
- Подымова Л. С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности [Текст]: дис. д. п. н. / Л. С. Подымова. М.: МГЛУ. 1996. С. 290.
- Сергеева В. П. Управление образовательными системами / В. П. Сергеева. М.: Б. И. 2001. 160 с.
- Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
- Спиркин А. Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1988. 592 с.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
Особенности влияния национальных традиций на семью / Features of influence of national traditions on family
- Категория: 22.00.00 Социологические науки
- 22 сен
- Просмотров: 922
Латипова Нодира Мухтаржановна / Latipova Nodira– доцент, кафедра социологии, Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: национальная культура должна занимать центральное место в современном воспитании. И особое место отведено семье. В статье рассматриваются роль этнокультурных традиций и обычаев в узбекских семьях в условиях современности, их влияние на нравственное становление человека.
Abstract: national culture should occupy a central place in modern education. And a special place is given to the family. The article examines the role of ethnic and cultural traditions and customs in Uzbek families in the conditions of modern times, its influence on the moral formation of the person.
Ключевые слова: семья, традиции, обычаи, национальная культура, национальность, поколение, религия, унификация, сохранение национальных традиций, духовное самоопределение.
Keywords: family, traditions, customs, national culture, ethnicity, generation, religion, unification, preservation of national traditions and spiritual self-determination.
Литература
- Овчинникова Светлана Владимировна. Особенности обычаев и традиций в Великобритании // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО», 2014. № 11(17) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf).
- Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 170-172.
- Исследование проведено в 2016 году на территории всех регионов Узбекистана – в г.Ташкенте, Республике Каракалпакстан, Андижанском, Бухарском, Джизакском, Кашкадарьинском, Навоийском, Наманганском, Самаркандском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском, Ташкентском, Ферганском, Хорезмском вилоятах. Опрошенных – 1100 человек.в том числе городских – 49.,5% и 50,5% сельских жителей.
- Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Роль семьи в сохранении национальных традиций в контексте социально-культурной модернизации. Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1481204833/Koroleva.pdf.
Управление профессиональной переподготовкой специалистов в условиях кризиса / The management of professional retraining of specialists in the conditions of crisis
- Категория: 22.00.00 Социологические науки
- 01 сен
- Просмотров: 829
Денисова Юлия Валерьевна / Denisova Yulia - кандидат социологических наук, доцент;
Волчкова Людмила Тимофеевна / Voltchkova Lyudmila - доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра социального управления и планирования, факультет социологии, Санкт- Петербургский государственный университет, г. Санкт- Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются причины, методы и направления переподготовки специалистов, в первую очередь, высвобождающихся в условиях кризиса. Приведен анализ зарубежного опыта решения данных проблем. Выявлена специфика обучения безработных как особой социальной группы.
Abstract: this article deals with the causes, methods and directions of retraining, primarily released in a crisis. The analysis of foreign experience in solving these problems. The specificity of training the unemployed, as a particular social group.
Ключевые слова: безработица, кризис, профессиональная переподготовка, сокращение штата, управление.
Keywords: crisis, retraining, reduction of state control unemployment.
Литература
- Денисова Ю. В.QSWorldUniversityRanking- социологический анализ // Наука, техника и образование. Научно-методический журнал, 2015. № 2 (8). С. 121 – 127.
- ДенисоваЮ. В. Students communication in internet social networks as a factor of Universities image development // Materials of IV International Scientific and Practical Conference «European Research: Innovation in Science, Education and Technology», . С. 95-98.
- Takanashi A. Teichler U. Berufliche Kompetenzentwicklung im Bildungs- und Beschaeftigungssystem in Japan und Deutschland. Nomos, Baden-B., 1998, 256 s.