ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Категория: 09.00.00 Философские науки
- 05 апр
- Просмотров: 1079
Кочкорова Д.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кочкорова Динара Ашырбаевна – преподаватель, кафедра философии и политологии, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в наше время в гносеологии возрастает значимость социокультурных факторов в развитии научного знания. В статье традиция рассматривается как значимый социокультурный детерминант развития науки в условиях глобализации. Отмечается особое место этой роли в построении новых знаний в области социо-гуманитарных наук, направленных на формирование национального сознания. Конкретные задачи в науке можно решить при помощи обращения к социокультурным детерминантам в виде традиционных познавательных представлений.
Ключевые слова: традиция, социокультурная детерминация, преемственность, новое знание.
TRADITION AS A SOCIOCULTURAL DETERMINANT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Kochkorova D.A.
Kochkorova Dinara Ashyrbaevna – Teacher, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND POLITICAL SCIENCE, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: in modern times, the importance of socio-cultural factors in the development of scientific knowledge is growing in epistemology. In the article the tradition is regarded as a significant sociocultural determinant of the development of science in the context of globalization. There is a special place for this role in building new knowledge in the field of socio-humanitarian science aimed at shaping the national consciousness. Specific tasks in science can be solved by referring to sociocultural determinants in the form of traditional cognitive ideas.
Keywords: tradition, sociocultural determination, continuity, new knowledge.
Список литературы / References
- Айтматов Ч.А. Сияющая вершина древнекыргызского духа // Энциклопедический феномен эпоса «Манас». Бишкек,С. 8 -
- Бэкон Ф. Сочинения /в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 582 с.
- Власова В.Г. Традиция как социально-философская категория // Философские науки, 1980. № 4. С.30-38.
- Мукасов М.С. Традиции социально-философской мысли в духовной культуре кыргызского народа.Бишкек. Илим, 1999. 226 с.
- Попович М. Модерн и постмодерн: философия и политика// Дух и Литера. № 9-10. Киев, 2002. 450 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Кочкорова Д.А. ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ // Проблемы современной науки и образования №13 (95), 2017. - С. {см. журнал}. |
МИРОПОНИМАНИЕ КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ «МАНАС»
- Категория: 09.00.00 Философские науки
- 31 март
- Просмотров: 1870
Сатыбалдиева Р.А., Аалиева Г.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сатыбалдиева Рахат Абдырамановна - кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра философии и общественных наук, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева;
Аалиева Гулзат Карыбековна - кандидат философских наук, доцент, докторант, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная Академия Наук Кыргызской Республики, Институт Манасоведения при Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье авторы анализируют особенности миропонимания кыргызов, которое складывалось у кыргызского народа веками. Отмечают, что исследование миропонимания кыргыза-кочевника даст нам возможность понять внутренний мир и специфику души кыргыза-кочевника. Например, в «Манасе», как и в эпосах других народов, ярко выражены народное мировоззрение, психология, думы и чаяния народных масс. Поэтому изучение миропонимания кыргызов, отраженного в эпосе, дает возможность понять особенности мировоззрения кочевого народа в прошлом и способствует постижению основной идеи «Манаса».
Ключевые слова: наивное мировоззрение, сказка, сага, мифология.
WORLD UNDERSTANDING OF THE KYRGYZ PEOPLE IN «MANAS» THE EPIC
Satybaldieva R.А., Aalieva G.K.
Satybaldieva Rahat Abdyramanovna - PhD, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCE, KYRGYZ STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER I.K. AHUNBAEV;
Aalieva Gulzat Karybekovna - PhD, associate professor, doctoral candidate, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL RESEARCH, NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, MANAS STUDIES AT THE INSTITUTE OF THE KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: in this article, the authors analyze the characteristics of world understanding of the Kyrgyz people, which was formed during many centuries by the Kyrgyzs. They note the investigation of the traditional world understanding can be used to understand the inside world and spirit of the nomadic Kyrgyz people. For example, in "Manas", as in the epics of other peoples, the people's world outlook, psychology, thoughts and aspirations of the masses are clearly expressed. Therefore, the study of the worldview of the Kyrgyz reflected in the epic gives an opportunity to understand the peculiarities of the worldview of the nomadic people in the past and contribute to the comprehension of the basic idea of "Manas".
Keywords: primitive world understanding, fairy-tale, saga, mythology.
Список литературы / References
- Орозбаков С. Манас. Инв. ХII.
- Орозбаков С. Манас. Инв. 580. VI.
- Саманчин Т. Кыргыз адабиятынын очерктери. Фрунзе, 1948.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Сатыбалдиева Р.А., Аалиева Г.К. МИРОПОНИМАНИЕ КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ «МАНАС» // Проблемы современной науки и образования №12 (94), 2017. - С. {см. журнал}. |
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОИСЛАМСКОГО ВЕРОВАНИЯ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
- Категория: 09.00.00 Философские науки
- 15 март
- Просмотров: 1058
Токпаева З.Т.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Токпаева Зарыбубу Турпандыковна - cтарший преподаватель, кафедра общественных наук, Институт горного дела и горных технологий им. академика Усенгазы Асаналиева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье делается попытка анализировать процесс распространения ислама в среде кочевников и роль местных религиозных традиций в данном процессе. Как своеобразный специфический процесс поглощения ислама привел к появлению симбиоза своеобразной формы бытования ислама в культуре кочевников Центральной Азии. Также отмечается, что укрепление позиций ислама в Центрально-Азиатском регионе происходило на фоне сохранения позиций и определенного взаимодействия с доисламскими верованиями, которые сохранились по сей день в религиозной традиции и обрядах народов Центральной Азии. Описывается так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению сочеталось с сохранением в культовой практике древних доисламских традиций, заметным оставалось и влияние анимизма, шаманизма.
Ключевые слова: кочевник, верования, доисламское верование, синкретизм, анимизм, шаманизм, фольклор.
ON SOME QUESTIONS OF THE PRE-ISRAELIAN RETAINING OF THE CENTRAL ASIAN KOCHENIANS
Tokpayeva Z.T.
Tokpayeva Zarybubu Turpandykovna - Senior lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, INSTITUTE OF MINING AND MINING TECHNOLOGIES NAMED AFTER ACADEMICIAN USENGAZY ASANALIEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: the article attempts to analyze the process of spread of Islam among the nomads and the role of local religious traditions in this process. The as a kind of a specific process of the absorption of Islam led to the emergence of a kind of symbiosis of indigenous forms of existence of Islam in the culture of the nomads of Central Asia. It is also noted that the strengthening of the position of Islam in the Central Asian region took place against the background of maintaining the position and a specific interaction with pre-Islamic beliefs. Describes the so-called religious syncretism, when adherence to Islamic doctrine combined with preservation in the cult practice of ancient pre-Islamic traditions, notable was the and influence of animism, shamanism.
Keywords: nomad, beliefs, pre-Islamic beliefs, syncretism, animism, shamanism, folklore.
Список литературы / References
- Ёвкочев Ш.А. Симбиоз ислама с доисламскими верованиями в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tengrifund.ru/simbioz-islama-s-doislamskimi-verovaniyami. html/ (дата обращения: 02.03.2017).
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Э.Б. Тайлор. М: Изд-во политической литературы, 1989. 575 с.
- Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе, 1971. C. 404.
- Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. C. 179.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Токпаева З.Т. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОИСЛАМСКОГО ВЕРОВАНИЯ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ // Проблемы современной науки и образования №10 (92), 2017. - С. {см. журнал}. |
«СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА»: НИГИЛИЗМ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕКОНСТРУКЦИИ
- Категория: 09.00.00 Философские науки
- 14 фев
- Просмотров: 1235
Сидоров А. М.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сидоров Алексей Михайлович – кандидат философских наук, доцент, кафедра онтологии и теории познания, Институт философии Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена анализу проблемы нигилизма в деконструкции, одном из ключевых направлений в постмодернистской мысли. История современности рассматривается как сущностно связанная с историей нигилизма – кризиса традиционных ценностей, смыслов и институтов под влиянием культурных и технологических изменений. Ж. Деррида и его последователи переосмысливают понятие нигилизма, которое сопровождает европейское мышление на протяжении последних двух столетий, и обнаруживают возможность сопротивления ему в открытости иному.
Ключевые слова: нигилизм, модерн, постмодерн, деконструкция, реальность, литература.
«TWILIGHT ZONE»: NIHILISM AND THE ONTOLOGICAL PROBLEMS OF DECONSTRUCTION
Sidorov A. M.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Sidorov Aleksey Mihailovich - PhD in Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF ONTOLOGY AND EPISTEMOLOGY, INSTITUTE OF PHILOSOPHY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article is devoted to the analysis of the problem of nihilism in deconstruction, one of the key trends in postmodernist thought. History of modernity is considered as essentially connected with the history of nihilism, i.e. crisis of traditional values, meanings and institutes, under the influence of cultural and technological changes. J.Derrida and his followers are rethinking the concept of nihilism, which accompany European thinking last two centuries and find out the possibility to resist it in the openness to the Other.
Keywords: nihilism, modern, postmodern, deconstruction, reality, literature.
Список литературы / References
- Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум) // Гурко Е., Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретации. Минск, 2001. С. 205-251.
- Керни Р. Диалоги о Европе. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 320 с.
- Миллер Дж. Х. Критик как хозяин // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kassandrion.narod.ru/commentary/17/16miller.htm/ (дата обращения: 09.02. 2017).
- Никонова С. Б. Эстетическая рациональность и новая апофатика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2009. № 3. С. 60-66.
- Сидоров А. М. «Эстетический поворот»: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. №2 (36). С. 52-59.
- Derrida: Screenplay and Essays on the Film. Manchester: University Press.,
- Сидоров А. М. Искусство и истина (об эстетической теории Т. Адорно) // Наука, техника и образование, 2015. № 1 (7). С. 41-44.
- Сидоров А. М. Онтология образа в современной видеосфере // Вестник науки и образования, 2015. №1 (3). С. 55-58
- Сидоров А. М. Фрагментарный императив романтизма // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (32). С. 52-57.
- Онтология нигилизма (Дж. Ваттимо и «преодоление метафизики») // International Scientific Review, 2016. № 2 (12). С. 131-132.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Сидоров А. М. «СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА»: НИГИЛИЗМ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕКОНСТРУКЦИИ // Проблемы современной науки и образования № 6 (88), 2017. - С. {см. журнал}. |