О СТРУКТУРЕ ШАШМАКОМА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 июнь
- Просмотров: 1013
Арабов И.И.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Арабов Илёс Исматович – преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Бухарский Шашмаком – выдающийся памятник мирового музыкального наследия, который всегда притягивал к себе ученых и музыкантов, этнографов и культурологов. Его незыблемые традиции, дошедшие до нас из глубин веков, представляют настоящий кладезь мысли и творчества в условиях устного бытования музыки. В недрах Бухарского Шашмакома спрессованы такие пласты информации, которые позволяют нам представить музыку многих отзвучавших эпох. Это по существу «живой отголосок» более чем тысячелетней истории Шашмакома.
В связи с изучением Бухарского Шашмакома мы попытались активизировать давнее понятие «практическая теория». Исходя из устной природы бытования Шашмакома, стали использовать и термин «устная теория» в качестве синонима понятия «практическая теория». В истории музыки Востока никогда не было непроходимых барьеров между теоретической и практической наукой. Этой синкретической связью пропитана и «устная теория» Шашмакома.
Ключевые слова: Шашмаком, баяз, трактат, лад, сарахбор, наср, намуд, аудж, Зебо пари.
ABOUT STRUCTURE OF SHASHMAKOM
Arabov I.I.
Arabov Ilyos Ismatovich – Teacher, DEPARTMENTPERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OFUZBEKISTAN
Abstract: Buharian Shashmakom – a prominent monument of the world music heritage, which always attracted to itself scientist and musician, ethnographer and cultures. His firm traditions, дошедшие before us from depths of the ages, present the present well to thoughts and creative activity in condition spoken existence musics. In depths Buharian Shashmakom are pressed such layers to information, which allow us to present the music many отзвучавших epoches. This essentially “alive echo” more then thousand-year history Shashmakom.
In connection with study Buharian Shashmakom we tried to actuate the old notion “practical theory”. Coming from spoken nature existence Shashmakom, started to use and term "spoken theory" as synonym of the notion "practical theory". In histories of the music of the Orient never was an impenetrable barrier between theoretical and practical science. This sincretik by relationship is imbrued and “spoken theory” Shashmakom.
Keywords: Shashmakom, bayaz, disquisition, harmony, sarakhbor, nasr, namud, avj, Zebo pari.
Список литературы / References
- Музыкальный баяз. Рукопись ИВАН РУз № 8827.
- ИВАН РУз. Рукопись. № 1466/I-II.
- Jung Angelika. Der Shashmaqam aus Buchara uberliefert von den alten Meistern notiert von Ari Babakhanov. На немецком языке. Berlin, 2010.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Арабов И.И. О СТРУКТУРЕ ШАШМАКОМА // Проблемы современной науки и образования №25 (107), 2017. - С. {см. журнал}. |
ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИНCТРУМЕНТОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 июнь
- Просмотров: 975
Азимов И.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Азимов Илхом Азимович - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на Востоке прототипом всех инструментов считался человеческий голос. Главным критерием совершенства и красоты певческого инструмента были естественность и соответствие человеческой природе. Ему предписывалось небесное происхождение, в отличие от музыкальных инструментов, сделанных руками.
Посредством голоса с верой в его магическую силу осуществлялись в древности ритуальные песнопения и речитации священных книг.
В этой связи следует обратить внимание на один очень важный момент. Он касается не только самого исполнительского искусства и исполнителей, но и вопросов религии, а также места музыки в обществе. Речь идет о том, что сегодняшнее, широкое понятие мусика, в исламском представлении имело строго определенные и ограниченные рамки.
Ключевые слова: музыка, трактат, звукоряд, музыкальный инструмент, учёный, культура, классическая музыка, танбур, домбра.
FROM HISTORY PERFORMANCE INSTRUMENTS
Azimov I.А.
Azimov Ilhom Azimovich - Senior Teacher, DEPARTMENTPERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the East prototype all instrument was considered human voice. The main criterion perfection and beauties voice instrument were naturally and correspondence to human nature. He was ordered celestial origin, unlike music instrument, made hand.
By means of voice with faith in his magic power were realized in antiquities ritual religious songs and recitative of the holy books.
In this connection follows to pay attention to one very important moment. He concerns not only most исполнительского art and performers, but also questions to religions, as well as place of the music in society. The question is that that present-day, broad notion music, in islamic presentation had strictly determined and limited frames.
Keywords: music, sound row, music instrument, scientist, culture, classical music, tanbur, dombra.
Список литературы / References
- Матякубов Отаназар. Фараби об основах музыки Востока. Т., 1986.
- Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1988.
- Фитрат. Узбекская классическая музыка и её история. Т., 1993.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Азимов И.А. ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИНCТРУМЕНТОВ // Проблемы современной науки и образования №25 (107), 2017. - С. {см. журнал}. |
TARANA – THE PEOPLE OF THE EAST IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL MUSIC (Uzbek status and structure of the Indian raga)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 23 июнь
- Просмотров: 941
Нamdamova N.Т.
Email: @scientifictext.ru
Нamdamova Nargiza Tursunbaevna - Тeacher musicology, State conservatory of Uzbekistan. Tashkent, Republic of Uzbekistan
Аннотация: древняя и богатая культура узбекского народа в течение веков считается мощным источником духовности. «… это сокровище собралось в течение столетий, из чего только в истории это не испытало трудностей. В трудные времена была поддержка людей. Это сокровище следует лелеять как зеницу ока и ещё обогащать».
Тарана на персидском языке означает «музыка, мелодия». И музыка в форме и характере – определённый жанр.
Скорее мелодичные мелодии – эти данные представлены в музыкальных трактатах у древних учённых. Жанровые особенности и своеобразные вечеринки. Данные в исследованиях музыковедов посвящены музыке в частности макома. Мелодии заняли место, в частности в составе группы «Шашмаком».
Взаимосвязь в системе маком, особенности отношений секций, наследие музыки и ценность исполнительных традиций маком. Тарона – музыкальная модель работ и серийная группа.
Эволюционный процесс жанра в восточных национальностях в музыкальных источниках. В некоторых источниках процесс формирования жанра маком изложен в отношении XII века.
Творческое развитие маком в профессиональной музыке приобретение оригинальности в музыке национальностей.
Эти данные доступны в первичных источниках маком. Амир Хусрав Дехлавий – новатор, способный довести жанр тарана до совершенства. Тарана занимал достойное место в традиционном творчестве восточных национальностей как яркая модель избранного музыкального творчества.
Ключевые слова: Амир Хусрав Дехлавий, рага, шашмаком, тарана, тарона, кхаял, дхурпад, тал.
ТАРАНА - ЛЮДИ ВОСТОКА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
(Узбекский статус и структура индийской раги)
Хамдамова Н.Т.
Хамдамова Наргиза Турсунбаевна - преподаватель музыковедения, Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, Республика Узбекистан
Abstract: the ancient and rich culture of the Uzbek people within centuries is considered a powerful source of spirituality. "… this treasure gathered within centuries. Of what only in the history it didn't experience difficulties. In hard times was support for people. This treasure should be cherished as the apple of the eye and still to enrich".
Tarana in the Persian language "music, a melody, a tune" means. And music in the form and character – a certain genre.
Rather melodious tunes – these data are provided in musical treatises at the drevrikh of scientists. Genre features and peculiar parties. The data in researches of musicologists devoted to music, in particular makoma. Melodies took a place, in particular, as a part of group Shashmakom.
Interrelation in system of makom of feature of the relations of sections, heritages of music and value of executive traditions of makom. Tarona-musical model of works and serial group.
Keywords: Amir Khisrav Dehlaviy, raga, shashmakom, tarana, khayal, dxurpad, tal.
References
- Bhatkhande V.N. “Hidustani sangita paddhati” Bombay, 19102 Dhond M.V. The evolution of khyal. New Delhi 1998.
- Fotimi K. Amir Chusro’s contribution to indo-muslim tradition. Islomabad, 1975.
- Willard N. A treatise of music of india. Calcutta, 1962.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Хамдамова Н.Т. ТАРАНА - ЛЮДИ ВОСТОКА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (Узбекский статус и структура индийской раги) // Проблемы современной науки и образования №24 (106), 2017. - С. {см. журнал}. |
ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 09 июнь
- Просмотров: 968
Сайдалиев Ю.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сайдалиев Юсуфхон Аслонович - старший педагог, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в целом художественный смысл узбекской классической музыки в том, что это высокое в понимании подтекста искусство (красота, гармония) для восприятия. Чем совершеннее исполнитель (музыкант) и слушатель, тем больше будет удовольствия, наслаждения в этом процессе постижения музыки и стиха.
В эпоху мусульманского Ренессанса (X - XI вв.) музыка входила в систему математических наук: единицы музыкального измерения – тона и интервалы, определялись с помощью числовых соотношений. При этом постоянной и неотъемлемой частью музыкознания была наука о музыкальных инструментах. Различные их описания имеют место в больших и малых трактатах о музыке, начиная с Аль-Кинди, Фараби, Ибн Сины – вплоть до последних музыкальных сочинений традиционного характера.
Ключевые слова: инструмент, выразительные возможности, классическая музыка, традиция, мелодия, звук, тон.
FROM HISTORY OF UZBEK MUSIC
Saydaliev Yu.А.
Saydaliev Yusufkhon Aslonovich - Senior Teacher, DEPARTMENT “PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENT”, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: but as a whole artistic sense of the uzbek classical music in that it high in understanding the underlying theme art (the beauty, harmony) for perception. Than совершеннее performer (the musician) and listener, that will more be a pleasures, enjoyments in this process of the understanding of the music and verse.
In epoch of the moslem Renaissance (X-XI vv.) music logined the mathematical sciences: units of the music measurement - a tone and intervals, were defined by means of numeric correlations. Herewith constant and integral part музыкознания was a science about music instrument. Different their descriptions exist in greater and small disquisition about music, as from scarlet-Kindi, Farabi, Ibn Sina - up to the last music compositions of the traditional nature.
Keywords: instrument, expressivenesses, classical music, tradition, tune, sound, tone.
Список литературы / References
- Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность // Ф. Кароматов. Исполнительские традиции народов Ближнего и Среднего Востока в условиях современности. Москва, 1987.
- Фитрат А. Узбекская классическая музыки и её история. Ташкент, 1993.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Сайдалиев Ю.А. ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |