ИЗ ИСТОРИИ МАКОМНОГО ИСКУССТВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 сен
- Просмотров: 824
Собиров Н.Х.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Собиров Наврузбек Хакимжон угли – преподаватель, отдел традиционного исполнения, Ташкентский колледж культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: культура ислама органично интегрировала в свою ценностную систему античное наследие, составившее в будущем фундамент европейской науки и культуры. Оно воспринималось почти как мусульманское, не сопровождаясь оговорками и ссылками на чужеродность происхождения. Напротив, помещалось в список имен рядом с собственными великими учеными и мыслителями. Аристотель – и «Второй учитель» после него – Фараби. Гален – и Ибн Сина. Или дополнялось почетными среди мусульман титулами и эпитетами: хазрат (высочество, господин), авлиё (святой, чудотворец)…
Этот благодатный край, воспетый великим мыслителем Востока, дает богатейший материал для изучения исторических корней и научных основ узбекской классической музыки.
Ключевые слова: классическая музыка, традиция, макомы, истоки, наука, культура, теория, ученые, мыслители, искусство.
FROM HISTORY MAKOM ART
Sobirov N.Kh.
Sobirov Navruzbek Khakimjon ugli – Teacher, DEPARTMENT TRADITIONAL EXECUTION, TASHKENT CULTURE COLLEGE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: сulture of the islam it is limited integrated in its valuable system antique heritage, formed in the future foundation of the european science and cultures. It was perceived nearly as muslem, not being accompanied clause and reference to someone else sort origins. Opposite, fitted in list of the names near by own great scientist and thinker. Aristoteli – and "Second teacher" after – Farabi. Galen – and Ibn Sino. Or was complemented honourable amongst muslim titles and epithet: khazrat (the highness, mister), avliyo (saint, miracle worker).
This is noble edge, sings by great thinker of the Orient, gives the most rich material for study history cortex and scientific основ of the uzbek classical music.
Keywords: classical music, tradition, макомы, headwaterses, science, culture, theory, scientist, thinkers, art.
Список литературы / References
- Suyunova Zamira. An’anaviy ijrochilik (Alla – mehr qo‘shig‘i). T., 2016.
- Ашуров Б. Неизвестный трактат о музыке журнал “Moziydan Sado”. 3 (71), 2016.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Собиров Н.Х. ИЗ ИСТОРИИ МАКОМНОГО ИСКУССТВА // Проблемы современной науки и образования №31 (113), 2017. - С. {см. журнал}. |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ОРКЕСТРОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 14 сен
- Просмотров: 750
Куватов И.И.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Куватов Илёс Исраилович - cтарший преподаватель, кафедра исполнительство на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: начало ХХ века было ознаменовано активизацией исполнительства на народных инструментах в Узбекистане. Уже в первое десятилетие были достигнуты определенные успехи в области музыкального образования, фольклористики, исполнительского искусства.
Народные оркестры создавались при базе ансамблевого исполнения. Ансамбли народных музыкальных инструментов создавались в Фергане, Коканде, Андижане, Самарканде. Ими руководили известные инструменталисты: Усто Олим Камилов, Тохтасин Джалилов, Ахмаджан Умурзаков, Юсуф-Кызык Шакарджанов, Усто Рузимат Исабаев, Матъюсуф Харратов, Усто Тайир, Маъруфжан Ташпулатов, Мухитдин Мавлянов. Благодаря их творчеству исполнительское искусство на узбекских народных инструментах стало всеобщим достоянием многих людей.
Искусство исполнительства в Узбекистане немыслимо без репертуара и процесс его развития это одновременно и процесс развития композиторского творчества. Эти сферы неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимодействии.
Ключевые слова: оркестр, музыкальное искусство, консерватория, музыкальный инструмент, исполнение, образование, форма.
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOLK ORCHESTRS
Kuvatov I.I.
Kuvatov Ilyos Israilovich - Senior Teacher, DEPARTMENT PERFOR ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: beginning of ХХ of century was marked activation of carrying out on the Uzbek folk instruments. Already in the first decade certain successes were attained with the area of musical education, folklor, carrying out art.
The public orchestras were created at the base ensembl performances. The Ensembles public music instrument were created in Fergane, Kokande, Andizhane, Samarkande. They managed known instrumentals: Usto Olim Kamilov, Tohtasin Dzhalilov, Ahmadzhan Umurzakov, YUsuf-Kyzyk SHakardzhanov, Usto Ruzimat Isabaev, Mat'yusuf Harratov, Usto Tayir, Ma'rufzhan Tashpulatov, Muhitdin Mavlyanov. Due to their creative activity исполнительское art on uzbek public instrument became general available many people.
The art performance in Uzbekistan impossible without repertoire and process of his(its) development this simultaneously and process of the development композиторского creative activity. These spheres inseparable friend from friend and are found in constant interaction.
Keywords: orchestra, music art, conservatory, music instrument, performance, formation, the form.
Список литературы / References
- Ахмедова Назира. Редактор Н. Янов-Яновская. Т., 2016.
- Ташматова Азатгул. Государственный оркестр народных инструментов имени Дани Закирова. Т., 2015.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Куватов И.И. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ОРКЕСТРОВ // Проблемы современной науки и образования №31 (113), 2017. - С. {см. журнал}. |
ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 23 авг
- Просмотров: 834
Рахимов Ш.Н.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Рахимов Шавкат Норматович - и.о. профессора, кафедра музыкального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, узбекское исполнительское искусство является одним из путей сообщения с мировым культурным пространством и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль.
Обретение Узбекистаном независимости отразилось не только в политической и экономической жизни республики, но и в немалой степени в культуре и, в частности, в тенденциях развития исполнительства на узбекских народных инструментах. Преобладающая из них – бурное возрождение национальных традиций, всего комплекса традиционной культуры узбекского народа, уклада жизни, культурных, художественных и духовных ценностей [1, 3]. Оно происходит на основе народных истоков, активизации этно-национального, художественного и мифопоэтического сознания. В музыкальном искусстве возрождаются яркие локальные традиции, в частности, огромный интерес к национальной, классической музыке – Шашмакому, Хорезмским макомам, Фергано-Ташкентским макомам.
Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.
Ключевые слова: культура, исполнительство, творчество, традиция, сочинение, жанр, направление, концерт, фольклор.
FROM HISTORY PERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT
Rahimov Sh.N.
Rahimov Shavkat Normatovich – Acting Professor, Department of Music formation, Tashkent State Pedagogical university of the name Nizami, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract: the modern music исполнительское art on public instrument lives the full-blooded life. It develops, finds the new forms, answers the spiritual requests of time. Being integral part of the national culture uzbek performance art is one of the ways of the message with world cultural space and public instruments game of this process background role.
With independence Uzbekistan independence was reflected in political not only and economic life of the republic, but also in considerable degree in culture and, in particular, in trend of the development performance on uzbek public instrument. Dominating of them – a tempestuous rebirth national tradition, the whole complex of the traditional culture of uzbek folk, mode to lifes, cultural, artistic and spiritual valuables. It occurs on base public headwaters, activations этно-national, artistic and mythpoetics of the consciousness. In music art are revived bright local traditions, in particular, enormous interest national, classical music – Shashmakom, Khorezmian makoms, Fergano-Tashkent makom melodies.
One of the significant positive trend of the period to independence, certainly, is an entering Uzbekistan in world information space. Due to disappearance of the information borders republic beginning to participate in cultural exchange with all international community, was comprised of world cultural process. The greater outlook were Opened for opening the creative potential music youth: appeared the possibility of the participation in international contest. Traditions of the Great Silk way are revived In new history condition as unique phenomena intercoupling civilization of the Orient and West.
Keywords: the culture, performance, creative activity, tradition, composition, genre, direction, concerto, folklore.
Список литературы / Referеnces
- Tursunov R. Jamoa boshqaruvi va uslubiyoti. T., 2010.
- Согдиана: измерения мастерства. Редактор-составитель Ш. Ганиханова. T., 2013.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Рахимов Ш.Н. ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // Проблемы современной науки и образования №29 (111), 2017. - С. {см. журнал}. |
О МАКОМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 03 авг
- Просмотров: 686
Джалилов А.Х.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Джалилов Абдукаххор Хакимович - старший преподаватель, кафедра традиционного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: как многим учёным известно, что современная пятилинейная нотация не предназначена для фиксации тончайших интонационных нюансов с микроинтерваликой. Поэтому мы не имеем возможности наглядно демонстрировать проявление хроматики и энгармоники. Но они вполне ощутимы на слух.
Изучая макомы, нетрудно обнаружить эти качества в живой музыкальной ткани. Но все дело в вопросе фиксации этих нюансов. И тут необходимо отчетливо осознать, что макомы, в сущности, система, не ведающая нотной записи, понять, что любая теория это лишь приближение к музыкальной сути.
Долгие годы в макомоведении существовало приватное мнение о свободной контаминации поэтических текстов. Большинством исследователей полагалось, что без ущерба для смыслового содержания можно один поэтический текст легко заменить другим, лишь бы не было противоречия между музыкальной и стихотворной метрикой. Вовлечение в научный обиход аутентичных текстов макомов, особенно бухарского Шашмакома, дает основание говорить о несколько иной картине. С одной стороны, поэтические тексты макомов оседали в системе после длительного естественного отбора. Иными словами, они на протяжении веков проходили как бы испытание на благозвучность, на органическое переплетение с музыкальной семантикой той или иной части макома. С другой стороны, певцы целенаправленно выискивали стихотворения на музыкальную тематику, независимо от того, что это культово-возвышенный сарахбор, лирический талкин-наср, народно-жанровые тарона или жизнеутверждающие уфары – везде встречаются тексты, так или иначе связанные с музыкальной тематикой. Все это позволяет по-новому осветить процесс вхождения музыки в поэзию и поэзии в музыку в контексте макомов.
Ключевые слова: маком, певец, инструменталист, поэзия, творчество, теория, философия, мастер, слушатель, запись.
ABOUT MAKOM PERFORMANCE
Dzhalilov A.H.
Dzhalilov Abdukahhor Hakimovich - Senior Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL CHANT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: as many scientist known that modern five linear notation is not intended for record the most fine intonation nuance with microinterval. So we have a no possibility graphically to demonstrate the manifestation an xromatik and engarmonik. But they wholly appreciable on rumour.
Studying makoms, not difficult find these quality in alive music fabrics. But all deal in question record these nuance. And here necessary distinctly to realize that makoms, inherently, system, not ведающая music record, understand that any theory this only approximation to music essence.
The long years in musicology existed the private opinion about free kontamination poetical text. The majority of the researchers relied on that without prejudice to semantic contents possible one poetical text easy to change others, only was not a contradictions between music and poetical metrics. Involvement in scientific everyday life authentical text makoms, particularly Bukhara Shashmakom, affords ground speak of several other pictures. On the one hand, poetical texts makoms settled in system after long natural selection. Other word, they on length of the ages passed as it were test on euphony, on organic entanglement with music semantics of one or another part макома. On the other hand, singer goal-directed nosed the poems on music themes regardless of whether this elevated sarakhbor, lyrical talkin-nasr, is given birth-genre tarona or ufars - everywhere meet the texts, anyway connected with music themes. All this allows newly to illuminate the process of the entering the music in poetry and poetries in music in context makoms.
Keywords: makom, singer, performance, poetry, creative activity, theory, philosophy, master, listener, record.
Список литературы / References
- Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1988.
- Раджабов И. Краткий словарь Восточных музыкальных терминов. Рукопись (библиотека НИИИ АН РУз. Инв. Р-12/ № 954)/ Ташкент, 1997.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Джалилов А.Х. О МАКОМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ // Проблемы современной науки и образования №28 (110), 2017. - С. {см. журнал}. |