ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 13 окт
- Просмотров: 448
Бегматова Н.С.
Бегматова Наргиза Саибджан кизи – преподаватель,
Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: представители узбекского искусства хафизов (певцов) являются хранителями, (создателями) творцами, исполнителями и учителями нематериального культурного наследия нашего народа. В искусстве хафизов обнаружена прекрасная гармония с рядом важных философских факторов человеческой мысли: запоминание (заучивание); сохранение в памяти; творческое исполнение (интерпретация). Эти аспекты важны как основы узбекского пения. Среди народа использовались такие термины как «Хафиз Коран» и «Хафиз». Владение искусством исполнительского мастерства хафиза, произношение слов, мелодичность напевов, творческие отношения были установлены как основные правила исполнения.
Ключевые слова: хафиз, искусство, музыка, напев, мелодия (мелодичность), нематериальный, наследие, интерпретация, бастакор, певец (исполнитель).
THE UZBEK ART OF HAFIZ
Begmatova N.S.
Begmatova Nargiza Saibjon kizi – Teacher,
UZBEK NATIONAL INSTITUTE MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: representatives of the Uzbek art of hafiz are the custodians, creators, performers and teachers of the intangible cultural heritage of our people. In Hafiz art is found a beautiful harmony of a number of important philosophical factors of human thought: memorization (learning); remembering; creative interpretation. Such aspects are important as the foundations of Uzbek singing (national vocal art). The terms "hafiz Qur'an" and "hafiz" were used among the people. The mastery of the Hafiz art, the pronunciation of words, the melody of tunes, the creative approach have been established as the basic rules of performance.
Keywords: hafiz, art, music, melody, tune, intangible, heritage, interpretation, composer, singer.
Список литературы / References
- Национальная энциклопедия Узбекистана. Том 11. Т., 2005.
- Бегматов С.Искусство Хафизов. Т., 2007.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Бегматова Н.С. ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА//Проблемы современной науки и образования № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}. |
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПЕВЦА-АКТЁРА ФЁДОРА ШАЛЯПИНА В РАБОТЕ НАД ОПЕРНОЙ ПАРТИЕЙ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 08 окт
- Просмотров: 706
Мухамедова Г.И.
Мухамедова Галина Иминовна - и.о. профессора,
кафедра академического пения и оперной подготовки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются новаторские для своего времени установки великого русского оперного певца-актёра Фёдора Шаляпина в ходе изучения оперной партии и создания вокально-сценического образа в оперном спектакле, изучается его удивительная способность отрешаться от себя и перевоплощаться в образ, делается попытка раскрытия секретов его исполнительского мастерства, заключающегося в огромной силе артистического воздействия на зрителя. Автор пытается проследить как рождались, развивались и художественно воплощались его сценические образы - оперные партии в музыкальных спектаклях.
Ключевые слова: вокально-сценическое творчество, певец-актёр, художественная правда, перевоплощение, образ.
THE CREATIVE METHOD OF THE SINGER-ACTOR FYODOR CHALIAPIN IN WORKING ON THE OPERA PART
Mukhamedova G.I.
Mukhamedova Galina Iminovna - Acting Professor,
DEPARTMENT OF ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the innovative installations of the great Russian opera singer-actor Fyodor Shaliapin for his time during the study of the opera part and the creation of a vocal and stage image in an opera performance, studies his amazing ability to detach himself and transform into an image, an attempt is made to reveal the secrets of his performing skill, which consists in the enormous power of artistic influence on the viewer. The author tries to trace how his stage images were born, developed and artistically embodied - opera parts in musical performances.
Keywords: vocal and stage creativity, singer-actor, artistic truth, reincarnation, image.
Список литературы / References
- Левик Ю. Записки оперного певца. М., 1962.
- Пазовский А. Записки дирижёра. Советский композитор. М., 1968.
- Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1983.
- Тимс Е. Дорога в искусство. ВТО. М. –Л., 1962.
- Шаляпин Ф.И. М., 1957. Т. 1.
- Шаляпин Ф.И. М., 1960. Т. 2.
- Шаляпин Ф. Маска и душа. М., 1983.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Мухамедова Г.И. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПЕВЦА-АКТЁРА ФЁДОРА ШАЛЯПИНА В РАБОТЕ НАД ОПЕРНОЙ ПАРТИЕЙ//Проблемы современной науки и образования № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}. |
БАЯН И АККОРДЕОН В УЗБЕКИСТАНЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 10 сен
- Просмотров: 501
Тихонов А.С.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тихонов Анатолий Степанович - старший преподаватель,
кафедра исполнительства на народных инструментах,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: большой и сложный путь прошла гармоника от возникновения до появления современных баянов и аккордеонов. Для сравнения: скрипка, духовые инструменты и современный орган существуют с XVI века, фортепиано с XVIII века, а баяну и аккордеону чуть больше 120 лет. За такой небольшой срок эти два инструмента от примитивной гармоники доросли до концертных баянов и аккордеонов, пользующихся большой популярностью во всем мире. В наше время баян и аккордеон звучат на крупных концертных сценах наравне со скрипкой, фортепиано и другими классическими инструментами.
Ключевые слова: баян, аккордеон, гармоника, инструмент, звукоизвлечение, музыка, мелодия, мастер, строй.
BAYAN AND ACCORDION IN UZBEKISTAN
Tikhonov A.S.
Tikhonov Anatoliy Stepanovich - Senior Lecturer,
DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the harmonica has traveled a long and difficult path from its inception to the appearance of modern button accordions and accordions. For comparison: the violin, wind instruments and the modern organ have existed since the 16th century, the piano from the 18th century, and the button accordion and accordion are just over 120 years old. In such a short period of time, these two instruments have grown from a primitive harmonica to concert button accordions and accordions, which are very popular all over the world. Nowadays, button accordion and accordion sound on large concert stages along with violin, piano and other classical instruments.
Keywords: button accordion, accordion, harmonica, instrument, sound production, music, melody, master, tuning.
Список литературы / References
- Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. Москва, 1994.
- Имханицкий М. Из истории баянного и аккордеонного искусства. Москва, 2006.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Тихонов А.С. БАЯН И АККОРДЕОН В УЗБЕКИСТАНЕ//Проблемы современной науки и образования № 8 (165), 2021. - С. {см. журнал}. |
ОБ УЗБЕКСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ В ТРАКТАТАХ-БАЯЗАХ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 10 сен
- Просмотров: 427
Игамбердиева Г.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Игамбердиева Гуллола Абдувохидовна - старший преподаватель,
кафедра подготовки педагогов по вокалу и инструментальному исполнительству,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в трактатах-баязах, составленных самими носителями традиций и знатоками - практиками узбекской традиционной музыки, понятие шуъбе как раз таки имело смысл только части, которая идентифицируется по ритмической основе – усулю («для каждой части определили отдельный усуль»). Тогда как все многочастные структуры – инструментальная и вокальная сферы, разделы и группы частей внутри макомного цикла определяются только по объединяющему фактору (ладообразованию и ладовой системе), а не расчленяющему усулю.
Ключевые слова: музыка, маком, инструментарий, произведение, вокал, жанр, теория, практика, трактат, баяз.
ABOUT UZBEK TRADITIONAL MUSIC IN TREATISES-BAYAZ
Igamberdieva G.А.
Igamberdieva Gullola Abduvokhidovna - Senior Teacher,
DEPARTMENT TRAINING OF TEACHERS IN VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in treatises-bayaz, compiled by the bearers of traditions and experts in Uzbek traditional music, the concept of shube just made sense only for a part that is identified by a rhythmic basis – usul (“a separate usul was identified for each part”). Whereas, all multi-part structures – instrumental and vocal spheres, sections and groups of parts within the maqom cycle are determined only by the unifying factor (mode formation and modal system), and not by the dismembering usul.
Keywords: music, maqom, instrumentation, work, vocals, genre, theory, practice, treatise, bayaz.
Список литературы / References
- ИВ АН РУз. Рукопись. Инв. № 8827.
- Матякубов О. Бухарский Шашмаком. Ташкент, 2011.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Игамбердиева Г.А. ОБ УЗБЕКСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ В ТРАКТАТАХ-БАЯЗАХ//Проблемы современной науки и образования № 8 (165), 2021. - С. {см. журнал}. |