Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru



Статьи наших авторов

FROM THE HISTORY OF THE PARDA SYSTEM IN UZBEK MUSIC

Ruzmetov A.G.

Ruzmetov Alisher Ganievich – Lecturer,

 DEPARTMENT OF PERFORMING ARTS AND CULTURE,

TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in Uzbek music, the place of each tone is indicated by a certain letter. The locations of tones in music revealed in this way are called the scale (pardalar). It is difficult for a person who is able to understand the subtlest mathematical operations of our music theorists on the way to determining the system of parda (scales - pardalar), it is difficult to refrain from the assertion of individual "smart heads" that oriental music has no theoretical foundations.

Scales based on pard structure are not just abstract melodies. Rather, it is an expression of guiding principles that reflect the rules, regulations that have arisen in the course of a long process of development of musical thinking.

Keywords: music, history, art, melody, sound, process, form, order.

ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМЫ ПАРДА В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ

Рузметов А.Г.

Рузметов Алишер Ганиевич – преподаватель,

 кафедра исполнительского мастерства и культуры,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в узбекской музыке место каждого тона обозначается определенной буквой. Выявленные таким образом местоположения тонов в музыке называются звукорядом (пардалар). Человеку, способному понять тончайшие математические операции наших теоретиков музыки на пути определения системы парда (звукорядов – пардалар), трудно воздержаться по поводу утверждения отдельных «умных голов» о том, что восточная музыка не имеет теоретических основ.

Звукоряды, основанные на структуре парда – это не просто абстрактные мелодии. Скорее, это выражение руководящих принципов, отражающих правила, предписания, возникшие в ходе длительного процесса развития музыкального мышления.

Ключевые слова: музыка, история, искусство, мелодия, звук, процесс, форма, порядок.

References / Список литературы

  1. Darvish Ali Changi. Risolai musiqiy. Manuscript. № 449, 1611.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Ruzmetov A.G. FROM THE HISTORY OF THE PARDA SYSTEM IN UZBEK MUSIC//Проблемы современной науки и образования  № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

HISTORICAL ASPECTS OF THE RHYTHM OF UZBEK MUSIC

Rakhimov Sh.N.

Rakhimov Shavkat Normatovich - Associate Professor,

DEPARTMENT OF PERFORMING ARTS AND CULTURE,

TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the basis of music is rhythm. If the parda (mode) represents the low-frequency relationships of sounds, the rhythm represents their temporal relationships. From the combination of the foundations of the curtain and the rhythm, the general flow of the melody, the process, arises. In Greek, the word “rhythm” literally means “flow”. In the definition of oriental melodies, special expressions such as “iyqo” (literally meaning time, process) are used to describe the flow of music, and special terms such as “vazn” and “method” are used to summarize its internal laws.

Keywords: music, rhythm, melody, sound, process, method, basis, science.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИТМА УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ

Рахимов Ш.Н.

Рахимов Шавкат Норматович – доцент,

 кафедра исполнительского мастерства и культуры,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: основой музыки является ритм. Если парда (лад) представляет низкочастотные отношения звуков, ритм представляет их временные отношения. Из сочетания звуков и ритма возникает общее течение мелодии, процесс. В переводе с греческого слово «ритм» буквально означает «поток». В определении восточных мелодий специальные выражения, такие как «ийко» (буквально означающее время, процесс), используются для описания течения музыки, а специальные термины, такие как «вазн» и «метод», используются для обобщения ее внутренних законов.

Ключевые слова: музыка, ритм, мелодия, звук, процесс, метод, основа, наука.

References / Список литературы

  1. Safi al-Din al-Ormavi. Ketab al-advar fi al-musiqa. Tehran, 2001. 5.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Rakhimov Sh.N. HISTORICAL ASPECTS OF THE RHYTHM OF UZBEK MUSIC//Проблемы современной науки и образования  № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Махмудов М.

Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,

кафедра композиции и инструментовки,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекская симфоническая музыка нынешнего времени представлена разнообразием жанров, форм, стилей. В этой сложнейшей области творчества композиторы смело экспериментируют и открывают новые пути возможности выразительных средств.

В статье рассматриваются жанровые и стилевые тенденции симфонического творчества узбекских композиторов нашего времени. В числе приоритетных жанров автор статьи выделяет симфонический, в котором выявляет черты стилевого обновления, новой интерпретации классического жанра.

Ключевые слова: симфоническая музыка, жанр, форма, стиль, национальное своеобразие, оркестр, творчество, маком.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK SYMPHONIC MUSIC AT THE PRESENT STAGE

Mahmudov М.

Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer,

 DEPARTMENT OF СOMPOSITIONS AND INSTRUMENTATIONS,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: uzbek symphonic music of the present time is represented by a variety of genres, forms, styles. In this most complex area of creativity, composers boldly experiment and open up new ways of expressive means.

The article deals with the genre and style trends of the symphonic creativity of Uzbek composers of our time. Among the priority genres, the author of the article highlights the symphonic, in which he reveals the features of a stylistic renewal, a new interpretation of the classical genre.

Keywords: symphonic music, genre, form, style, national identity, orchestra, creativity, poppy.

Список литературы / References

  1. Абдуллаев Р. Композиторское творчество Узбекистана: тенденции XXI века // Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы узбекского музыкального искусства». Ташкент, 2020.
  2. Гафурбеков Т. Музыкальная палитра Узбекистана рубежа XX - XXI столетий в реалиях Евразии // Тухтасин Гафурбеков в воззрениях современников. Ташкент, 2021.
  3. Махмудов Мирхалил. Композитор и маком в узбекской музыке // Проблемы современной науки и образования. Москва, 2022.
  4. Давыдова Т. Современное состояние симфонического творчества (на примере жанра симфонии) // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Ташкент, 2008.
  5. Сафаров А. Особенности использования макомов в композиторском творчестве (на примере анализа отдельных частей авторской симфонии) // Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ташкент, 2018.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Махмудов М. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ//Проблемы современной науки и образования  № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

КОМПОЗИТОР И МАКОМ В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ

Махмудов М.

Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,

кафедра композиции и инструментовки,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: сочинение музыки - процесс весьма сложный и во многом таинственный. Творчество композитора питается разными источниками, среди которых фольклор, джаз, ретро-стили, этническая музыка, литература, живопись, архитектура, события жизни, явление природы.

В статье рассматриваются вопросы работы композитора с макомом как источником творческих ресурсов сочинения музыки. На примере собственного творчества автор статьи раскрывает методы работы с макомом, подчеркивая важность изучения макома молодыми композиторами в формировании национального музыкального стиля.

Ключевые слова: композитор, маком, музыка, испровизация, музыкальный стиль, монодия, усуль, форма.

COMPOSER AND POPPY IN UZBEK MUSIC

Mahmudov М.

Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer,

 DEPARTMENT OF СOMPOSITIONS AND INSTRUMENTATIONS,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: composing music is a very complex and mysterious process. The composer's work is fed by various sources, including folklore, jazz, retro styles, ethnic music, literature, painting, architecture, life events, natural phenomena.

The article deals with the issues of the composer's work with maqom as a source of creative resources for composing music. Using the example of his own work, the author of the article reveals the methods of working with maqom, emphasizing the importance of studying maqom by young composers in the formation of a national musical style.

Keywords: composer, poppy, music, improvisation, musical style, monody, usul, form.

Список литературы / References

  1. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. Книга 1. Ташкент, 2015.
  2. Бирюков С. Обаяние импровизации // Музыкальный современник. Сборник статей. Москва, 1984.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Махмудов М. КОМПОЗИТОР И МАКОМ В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ//Проблемы современной науки и образования  № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ

Махмудов М.

Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,

кафедра композиции и инструментовки,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: история возникновения и развития узбекской оперы приближается к столетию. За этот период было создано много сочинений, лучшие из которых утвердились на оперной сцене и стали национальной музыкальной классикой.

В статье рассматриваются тенденции развития оперного жанра в Узбекистане на современном этапе. Автор статьи акцентирует внимание на факторах обновления оперы в соответствии с духовно-эстетическими требованиями времен, раскрывает причины тяготения композиторов к синтезу узбекской оперы с другими жанрами искусства.

Ключевые слова: опера, вохрождение, традиция, новация, синтез, маком, драматургия, история, классик.

UZBEK OPERA AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

Mahmudov М.

Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer,

 DEPARTMENT OF СOMPOSITIONS AND INSTRUMENTATIONS,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the history of the emergence and development of the Uzbek opera is approaching a century. During this period, compositions were created, the best of which established themselves on the opera stage and became national musical classics.

The article discusses the development trends of the opera genre in Uzbekistan at the present stage. The author of the article focuses on the factors of updating the opera in accordance with the spiritual and aesthetic requirements of the times, reveals the reasons for the composers' inclination to synthesize Uzbek opera with other genres of art.

Keywords: opera, rebirth, tradition, innovation, synthesis, poppy, dramaturgy, history, classic.

Список литературы / References

  1. Пеккер Я.Б. Узбекская опера от возникновения до конца шестидесятых годов ХХ века. Второе издение. Москва, 1984.
  2. Сафаров Ф.С. Встреча, ознаменованная творчеством и дружбой // Композитор Рустам Абдуллаев. Жизнь в музыке. Ответственный редактор и составитель Бахтиёр Ашуров. Ташкент, 2019.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Махмудов М. УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ//Проблемы современной науки и образования  № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи