24.00.00 Культурология
ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ УЗБЕКСКИХ ЛИРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И КИНОКОМЕДИЙ 1920-1980-Х ГОДОВ
- Категория: 24.00.00 Культурология
- Создано: 10.11.2025, 12:56
- Просмотров: 25
Миррахимова Ш.Р.
Миррахимова Шахноза Рустамовна – преподаватель,
кафедра дизайна одежды,
Ташкентский международный университет КИМЁ,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется эволюция визуальных кодов национальной идентичности в узбекских лирических фильмах и кинокомедиях 1920-1980-х годов. На материале знаковых картин «Узбекфильма» рассматривается, как одежда, прически, макияж и аксессуары героев отражали диалектику между советской идеологией и локальной культурой. Выделены ключевые этапы: от этнографической фиксации и фольклорной стилизации до городской гибридизации 1960-х и нео-традиционализма 1980-х.
Ключевые слова: узбекское кино, национальная идентичность, костюм, лирический фильм, кинокомедия, фольклорный код, городская гибридизация, гендерные репрезентации, визуальная семиотика, цвето-фактурная палитра, 1920-1980-е.
MANIFESTATIONS OF NATIONAL DISTINCTIVENESS IN THE VISUAL IMAGES OF PROTAGONISTS IN UZBEK LYRICAL FILMS AND FILM COMEDIES, 1920s-1980s
Mirrahimova Sh.R.
Mirrahimova Shahnosa Rustamovna – lecturer,
DEPARTMENT OF FASHION DESIGN, TASHKENT INTERNATIONAL UNIVERSITY KIMYO, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the evolution of visual codes of national identity in Uzbek lyrical films and film comedies from the 1920s to the 1980s. Drawing on iconic productions of the Uzbekfilm studio, it examines how costume, hairstyles, make-up, and accessories encoded the dialectic between Soviet ideology and local culture. The study identifies key phases: from ethnographic recording and folkloric stylization to the urban hybridization of the 1960s and the neo-traditionalism of the 1980s.
Keywords: Uzbek cinema; national identity; costume; lyrical film; film comedy; folkloric code; urban hybridization; gender representations; visual semiotics; color-texture palette; 1920s-1980s.
Список литературы / References
- Красина О. Кинематограф Узбекистана 1920-х годов: зарождение национальной кинематографической школы // Этнодиалоги. – 2020. – №. 3 (61). – С. 204-219.
- Кадыров Б.Б. Становление операторского искусства узбекских художественных фильмов // Творчество в объективе научных исследований. – 2020. – С. 256-260.
- Кучкаров М.М. Экранное воплощение легенды о Тахире и Зухре // Вестник ВГИК. – 2025. – Т. 17. – №. 1 (63). – С. 6-15.
- Sabatos C. Nasreddin Hodja’s foolish wisdom: Slavic literary adaptations of a Turkish folk hero // World Literature Studies. – 2016. – Т. 8. – №. 4. – С. 35-46.
- Mirraximova Sh.R. Costume as Visual Expression of Uzbek Cinema (1920–1980) // European Journal of Arts. 2024. No 4. pp. 101–105.
- Меликузиев И.М. Визуальное решение и качество в фильмах (прорыв отечественных кинооператоров) // Oriental Art and Culture. – 2023. – Т. 4. – №. 5. – С. 21-32.
- Van der Straeten J., Petrova M. The Soviet city as a landscape in the making: planning, building and appropriating Samarkand, c. 1960s–80s // Central Asian Survey. – 2022. – Т. 41. – №. 2. – С. 297-321.
- Меликузиев И.М. Проявление элементов неореализма в операторском искусстве Узбекистана // Science and innovation. – 2022. – Т. 1. – №. 1. – С. 336-348.
- Мелиқўзиев И.М. Ўзбек бадиий киносида операторлик санъатининг ривожланиш босқичлари // Oriental Art and Culture. – 2023. – Т. 4. – №. 2. – С. 594-611.
Ссылка для цитирования данной статьи
| Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
|
Миррахимова Ш.Р. ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ УЗБЕКСКИХ ЛИРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И КИНОКОМЕДИЙ 1920-1980-Х ГОДОВ // Проблемы современной науки и образования №11 (210) 2025. - С. {см. журнал}. |
||
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
| Tweet |
