17.00.00 Искусствоведение
ЧЕРТЫ ЦИКЛИЧНОСТИ В ЖЕНСКОЙ ОБРЯДОВОЙ МУЗЫКЕ БУХАРЫ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- Создано: 02.10.2023, 21:25
- Просмотров: 226
Матякубова С.К.
Матякубова Светлана Кахаровна – кандидат искусствоведения, и.о.профессора,
кафедра “Теория музыки”,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистаан
Аннотация: в статье анализируется черты цикличности свойственные уникальному искусству бухарских «созанда». Это синкретическое явление было широко распространено в женской среде двуязычных городов Бухары и Самарканда. Непременным атрибутом была «дойра» (ударный инструмент) и «занг» (колокольчики). Многочастная композиция сопровождала семейные торжества. Искусство созанда объединяет пение, танец, игру на музыкальных инструментах. В современных условиях бытования этого жанра используются и иные инструменты (рубаб, гиджак, аккордеон и т.д.)
Ключевые слова: созанда, занг-бози, субцикл. архицикл, цикличность, содержание, форма, жанр.
FEATURES OF CYCLICITY IN THE FEMALE RITUAL MUSIC OF BUKHARA
Matyakubova S.K.
Matyakubova Svetlana Kakharovna – Candidate of Art History, Acting Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the features of cyclicity characteristic of the unique art of Bukhara "sozanda". This syncretic phenomenon was widespread in the female environment of the bilingual cities of Bukhara and Samarkand. An indispensable attribute was "doira" (percussion instrument) and "zang" (bells). The multi-part composition accompanied family celebrations. The art of sozanda combines singing, dancing, and playing musical instruments. In modern conditions of existence of this genre, other instruments are also used (rubob, gidzhak, accordion, etc.)
Keywords: sozanda, zangbozi, subcycle. archicycle, cyclicity, content, form, genre.
Список литературы / References
- Нурджанов Н.Х. Традиция создана в музыкально-танцевальной культуре таджиков на рубеже XIX-XX веков. //Музыка народов Азии и Африки. М., 1980.
- Цикличность как универсальный принцип художественного структурирования. // Матякубова С.К. Проблемы современной науки и образования 2021. №1 (158).
- Принцип цикличности как специфический аспект художественного формообразования. // Матякубова С.К. Проблемы современной науки и образования 2021. №3 (160).
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. ЧЕРТЫ ЦИКЛИЧНОСТИ В ЖЕНСКОЙ ОБРЯДОВОЙ МУЗЫКЕ БУХАРЫ// Проблемы современной науки и образования №7 (185)2023. - С.{см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |