13.00.00 Педагогические науки
NAVOI RUBAI IN MUSTAFA BAFOEV’S VOCAL SERIES “RUBOIY”
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- Создано: 13.10.2021, 09:27
- Просмотров: 561
Makharov N.Т.
Makharov Nodirdek Tolkunovich - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF COMPOSING AND INSTRUMENTATION,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: to show how great the image of Alisher Navoi is, Uzbek composers have also turned to chamber music genres. It should be noted that the composers used mainly the romance genre. After all, the advantage of this genre over other genres is that it has the ability to use a poetic text. In particular, in the works of A. Navoi one can observe a number of poetic forms such as rubai, ghazal, qita, tuyuk, which are found in the classical literature of the East. This creates ample opportunities for the composer to write works in the romance genre. In particular, M.Burkhanov's "You never smiled", D.Zokirov's "I did not see", S.Yudakov's "Basandast", M.Leviev's "Dilistonim sen mening", M.Ashrafi's "My soul" and a number of other romances A.Navoi's ghazals created on the basis of. The form of these works is mainly two-part (with repetition) or a simple three-part. These composers paid special attention to the intonational structure of the romantic artistic fabric, the natural tone of the vocal tone. The musical rhythm of the romances is brought closer to the poetic rhythm. The melody is written on the basis of natural modes and is enriched with the peculiarities of Uzbek music (gradual movement of the melody, development, quartet-quintet jumps) and national color.
Keywords: music, melody, melody, romance, genre, ghazal, philosophy, color.
РУБАИ НАВОИ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ МУСТАФЫ БАФОЕВА «РУБОИЁТ»
Маxаров Н.Т.
Маxаров Нодирбек Толкунович - старший преподаватель,
кафедра композиции и инструментовки,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: чтобы показать, насколько велик имидж Алишера Навои, узбекские композиторы также обратились к жанрам камерной музыки. Следует отметить, что композиторы использовали преимущественно романтический жанр. Ведь преимущество этого жанра перед другими жанрами в том, что в нем есть возможность использовать поэтический текст. В частности, в произведениях А. Навои можно наблюдать ряд поэтических форм, таких как рубай, газель, кита, туюк, которые встречаются в классической литературе Востока. Это открывает перед композитором широкие возможности для написания произведений в жанре романса. В частности, «Ты никогда не улыбался» М. Бурханова, «Я не видел» Д. Зокирова, «Басандаст» С. Юдакова, «Дилистоним сен менинг» М.Левьева, «Моя душа» М. Ашрафи и ряд других. романсы, созданные на основе газелей А. Навои. Форма этих произведений в основном двухчастная (с повторением) или простая трехчастная. Особое внимание эти композиторы уделяли интонационной структуре романтической художественной ткани, естественности тембра вокала. Музыкальный ритм романсов приближен к поэтическому ритму. Мелодия написана на основе естественных ладов и обогащена чертами узбекской музыки (постепенное движение, развитие мелодии, прыжки квартет-квинтет) и национальным колоритом.
Ключевые слова: музыка, мелодия, мелодия, романс, жанр, газель, философия, колорит.
References / Список литературы
- Jabborov А. Composers and musicologists of Uzbekistan. T., 2004.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Маxаров Н.Т. РУБАИ НАВОИ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ МУСТАФЫ БАФОЕВА «РУБОИЁТ»//Проблемы современной науки и образования № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |