13.00.00 Педагогические науки
ЭССЕ-СОЧИНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- Создано: 27.09.2021, 09:22
- Просмотров: 518
Еремеева А.П., Винникова А.М.
Еремеева Ангелина Павловна - доктор педагогических наук, профессор;
Винникова Анна Михайловна - соискатель,
кафедра методики преподавания русского языка,
Институт Филологии
Московский педагогический государственный университет,
г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы жанровой практики на уроках русского языка в школе. Отмечается важность формирования коммуникативной компетенции у школьников. Автор считает первостепенной задачей учителя-словесника обучение школьников созданию сочинения-эссе, поскольку этот вид сочинения развивает связную речь, помогает формировать коммуникативные умения, необходимые на итоговом сочинении в 11 классе и на ЕГЭ по русскому языку. Поэтому автор последовательно раскрывает особенности подготовки обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе, предлагает критерии оценки этого вида творческой письменной работы. Сущность методики заключается в создании комплекса методов и приёмов для активизации личностного опыта обучающихся в процессе подготовки их к написанию сочинения в жанре эссе. В статье отмечается, что умение писать сочинение-эссе создаёт в дальнейшем предпосылки для интеллектуального и духовного развития ученика, повышает уровень его культуры. Применение умений в области данного вида сочинения поможет будущим выпускникам точно выражать мысли, что необходимо для социализации и налаживания коммуникаций, а также совершенствовать навыки письма, повысить уровень общей грамотности, стать образованными, культурными и успешными в жизни людьми.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, общение, речевая деятельность, письменная творческая работа, жанр эссе, сочинение-эссе.
ESSAYS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Eremeeva A.Р., Vinnikova A.М.
Eremeeva Angelina Pavlovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;
Vinnikova Anna Mihailovna – Applicant,
DEPARTMENT OF METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE, INSTITUTE OF PHILOLOGY,
MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
MOSCOW
Abstract: a the article deals with the issues of genre practice in Russian language lessons at school. The importance of the formation of communicative competence among schoolchildren is noted. The author considers the primary task of a verbal teacher to teach schoolchildren to create an essay, since this type of essay develops coherent speech, helps to form the communicative skills necessary for the final essay in the 11th grade and for the USE in the Russian language. Therefore, the author consistently reveals the features of preparing students to write an essay in the essay genre, offers criteria for evaluating this type of creative written work. The essence of the methodology is to create a set of methods and techniques to activate the personal experience of students in the process of preparing them for writing an essay in the essay genre. The article notes that the ability to write an essay creates further prerequisites for the intellectual and spiritual development of a student, increases the level of his culture. The application of skills in the field of this type of essay will help future graduates to accurately express thoughts that are necessary for socialization and establishing communications, as well as improve writing skills, increase the level of general literacy, become educated, cultured and successful people in life.
Keywords: communicative competence, communicative skills, communication, speech activity, written creative work, genre of essay, essay-essay.
Список литературы / References
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (VI-VIII классы): пособие для учителей / под ред. Т.А. Ладыженской. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1978. 283 с.
- Никитина Е.И. Эсе – воспоминание. «Русский язык в школе». N 3, 1999.
- Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогика-Пресс, 1998. 424 с.
- Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. 752 с.
- Еремеева А.П. (Ред.) Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. Для учителя: [Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей]. М.: Просвещение, 1993. 203 с.
- Обернихина Г.А. Обучение написанию сочинений разных жанров: метод. рекомендации / Г.А. Обернихина, Н.Л. Карнаух, Е.В. Мацылка, О.Е. Поремузова. М.: АПК и ПРО, 2001. 63 с.
- Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителей. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. 352 с.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя / А.Д. Дейкина, Ф.А. Новожилова. М.: Флинта: Наука, 1998. 144 с.
- Дресвянина С.Д. Вологодский государственный университет / статья «Опыты жанра: обучение эссе». В., 2016. 8 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Еремеева А.П., Винникова А.М. ЭССЕ-СОЧИНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА//Проблемы современной науки и образования № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |