07.00.00 Исторические науки
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ УЗБЕКОВ ТАШКЕНТА: ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ ТКАНЫХ ИЗДЕЛИЙ
- Категория: 07.00.00 Исторические науки
- Создано: 23.09.2020, 11:23
- Просмотров: 1117
Зунунова Г.Ш.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Зунунова Гульчехра Шавкатовна – доктор исторических наук,
Междисциплинарный отдел,
Национальный Центр археологии
Академия Наук Республики Узбекистан,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются поверья узбеков Ташкента, связанные с защитными функциями тканых изделий. Автор прослеживает идею о том, что их обережные свойства можно трактовать как невербальный код коммуникации в том числе. Обрядово-ритуальная одежда и другие элементы тканых изделий интерпретируются как апотропейный пласт средств, направленный на отвращение вредоносных сил. Показано, что обережные функции одежды и тканей охватывают гетерогенные явления, уходящие своими корнями в магию, фетишизм и другие формы религии, а самобытные поверья объединены в веру в сверхъестественные силы и в то, что их можно «укрощать». Отмечается, что многие представления, связанные с ритуально-обрядовой одеждой и другими ткаными изделиями в настоящее время забыты, но тем не менее ее апотропейная суть продолжает иметь значение.
Ключевые слова: поверья, одежда, узбеки, махалля, обряд, ритуал, оберег.
PECULIARITIES OF NON-VERBAL SEMIOTICS OF UZBEKS OF TASHKENT: PROTECTIVE FUNCTIONS OF WOVEN PRODUCTS
Zununova G.Sh.
Gulchekhra Shavkatovna Zununova - Doctor of Historical Sciences,
INTERDISCIPLINARY DEPARTMENT
NATIONAL CENTER FOR ARCHEOLOGY
ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the beliefs of the Uzbeks in Tashkent related to the protective functions of woven products. The author traces the idea that their protective properties can be interpreted as a non-verbal communication code as well. Ritual clothing and other elements of woven products are interpreted as an apotropaic layer of means aimed at averting harmful forces. It is shown that the protective functions of clothing and fabrics embrace heterogeneous phenomena rooted in magic, fetishism and other forms of religion, and original beliefs are united in the belief in supernatural forces and the fact that they can be «tamed». It is noted that many ideas associated with ritual and ceremonial clothing and other woven products are now forgotten, but nevertheless, its apotropaic essence continues to be significant.
Keywords: beliefs, clothing, Uzbeks, mahalla, rite, ritual, amulet.
-
Список литературы / References
- Гирц К. Интерпретация культур. Москва. РОСПЭН 2004. Электронная версия.
- Килькеев В.Н. Теоретико-методологические принципы культурной антропологии Клиффорда Гирца. Дис. ... канд. филос. наук. Смоленск 2009. [Электронный ресурсhttps://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodologicheskie-printsipy-kulturnoi-antropologii-klifforda-girtsa/ (дата обращения: 20.07.2020).
- Сухарева О.А. Древние черты в формах головных уборов народов Средней Азии // Среднеазиатский этнографический сборник. М., 1954. Вып. 1. С. 299-353.
- Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX – начало ХХ в.). М., 1982.
- Рассудова Р.Я. Сравнительная характеристика мужской одежды населения Фергано-Ташкентского региона (ХIX – ХХ вв.) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., 1989.
- Кармышева Б.X. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды верования и культы народов Средней Азии Историко-этнографические очерки. М., Наука, 1986.
- Бикжанова М.А. Одежда узбечек Ташкента конца XIX – начала ХХ в. // Костюм народов Средней Азии (Историко-этнографические очерки). М., 1979.
- Рузиева М. Посмертная и траурная одежда узбеков г. Ташкента // Костюм народов Средней Азии (Историко-этнографические очерки). М., 1979. С. 169-174.
- Ибрагимова М.Ю. Традиционная одежда и украшения населения Сурхандарьинского оазиса (конец Х1Х – начало ХХ вв.). Автореферат на соискание ученой степени кандидата историчеких наук. Ташкент. 2004.
- Давлатова С.Т. Традиционная и современная одежда узбеков Кашкадарьи. Ташкент, 2006 (на узб. языке).
- Нуруллаева Ш.К. Традиционная одежда одежда узбеков Хорезмского оазиса (конец XIX – первая половина XX века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ташкент, 2011.
- Зунунова Г.Ш. Материальная культура узбеков Ташкента: трансформация традиций (ХХ – начало ХХI в.). Ташкент, 2013.
- Горшунова О.В. Узбекская женщина. Социальный статус, семья, религия. По материалам Ферганской долины. Москва, 2006.
- Дынин В.И. Обережные функции жилища и одежды в русской народной культуре XIX–ХХ веков Filo Ariadne, 2018. № 2. [Электронный ресурсhttp://filoariadne.esrae.ru/pdf/2018/2/216.pdf/ (дата обращения: 20.07.2020).
- Чвырь Л.А. Три «чилла» у таджиков // Этнография Таджикистана. Сборник статей. Душанбе 1985.
- Снесарев Г.П. Реликты до мусульманских верований у узбеков Хорезма. М., 1969.
- Горб К. Г., Пугачевский А.А. Собака в мировых религиях // Собаки и религия; мифы, суеверия и магия // [Электронный ресурсhttps://www.setter.dog/stati/2302-sobaki-i-religija-mify-sueverija-magija.html/ (дата обращения: 23.09.2020).
- ПМА. г. Ташкент. Махалля Куштут, 1996.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля Оклон, 1996.
- Топорков П.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Самарканд Дарвоза», 2009.
- Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения северо-западного Кавказа. Л., 1990.
- ПМА. г. Ташкент. Махалли «Куштут», «Самарканд Дарвоза», «Чукур куприк», 2009.
- Орлов П.А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры): Дисс. … канд. ист. наук. Ижевск, 1999.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Янги шахар», 1998. Махалля Самарканд Дарвоза» 2009 год.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Янги шахар», 1998.
- Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана: формирование принципов изобразительности. М.: Наука, 1989.
- Смирнова Е.Ю. Магия в традиционном мировоззрении: по материалам традиционной одежды сибирских татар // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
- ПМА. Республика Узбекистан. Кашкадарьинская область. Село Окробат, 2006.
- ПМА г. Ташкент. Махалли «Сагбон», «Кукча», «Самарканд Дарвоза», «Чукур куприк» и др. 1999, 2000, 2003, 2009 годы.
- Шарапов В.Э. «Концепция» человеческого тела в традиционном мировоззрении коми // Гендерная теория и историческое знание. Материалы семинаров. Сыктывкар, 2004.
- Губаева С.С. Путь в зазеркалье // Среднеазиатский этнографический сборник. М., 2001.
- Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Амударьи). Сталинабад: АН Таджикской ССР, 1958. Вып. II.
- Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX - начало XX вв.). Алма-Ата: Галым, 1991.
- Губаева С.С. Инициационные обряды в погребально – поминальном обряде) // Этнографическое Обозрение. № 6. 2005.
- Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Второе издание. Москва, 1987.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Турккургон», «Бахор», 2009.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. С. 217-223.
- Бабаева Н., Бахтоваршоева Л. Саван // Костюм народов Средней Азии. М., 1979.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Себзор», 2011.
- ПМА. г. Ташкент. Махалля «Кукча», 1998.
- Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000.
- Гура А.В. Брак // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т. I. (А-Г). М.: Международные отношения, 1995.
- Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа, 1998.
- Косменко А.П. Функция и символика вепсского полотенца // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1983.
- Лавонен Н.А. Карельская скатерть: ее функции в народном быту и традиционной обрядности // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1994.
- Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1984.
- Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (начало ХХ – 90-е гг. ХХ в.). Ижевск, 1998.
- Schneider Jane and Weiner Annette B. Cloth and the Organization of Human Experience // Current Anthropology. Vol. 27. № 2 (Apr., 1986). P. 178-184.
- ПМА. г. Ташкент. Махалли «Турккургон», «Бахор», «Самарканд Дарвоза», 2009.
- ПМА. г. Ташкент. Махалли «Куштут», «Самарканд Дарвоза», «Чукур куприк», «Турккургон», «Бахор», 2009.
- ПМА. г. Ташкент. Махалли «Сагбон», «Самарканд Дарвоза», «Катта Бог», «Кукча», 1998, 2000, 2009 годы.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Зунунова Г.Ш. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ УЗБЕКОВ ТАШКЕНТА: ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ ТКАНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Проблемы современной науки и образования №9 (154), 2020. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |