Статьи наших авторов
ОБЗОР МЕТОДОВ РАСЧЁТА ПРОФИЛЯ СТВОЛА НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННОЙ СКВАЖИНЫ
- Категория: 05.00.00 Технические науки
- 09 июнь
- Просмотров: 1288
Кондров Н.С., Щевелёв А.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кондров Никита Сергеевич – магистрант;
Щевелёв Андрей Александрович – аспирант,
кафедра бурения нефтяных и газовых скважин, горно-нефтяной факультет,
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа
Аннотация: в статье описаны наиболее распространённые методы, применяемые для расчёта профиля ствола наклонно-направленной скважины. Рассматриваются их преимущества и недостатки. Производится расчёт плановой траектории двух скважин по данным инклинометрических исследований. Вычисление координат точек замера осуществляется автоматически, посредством построения сравнительной таблицы в программе Microsoft Excel. На основании результатов вычислений осуществляется выбор метода для промышленных расчётов, в соответствии с современными отраслевыми требованиями. Также приводится доказательство состоятельности метода минимальной кривизны при определении траектории наклонно-направленной скважины.
Ключевые слова: наклонно-направленное бурение, инклинометрия, кривизна, тангенциальный метод, сбалансированный тангенциальный метод, метод средних углов, метод радиуса кривизны, метод минимальной кривизны, ствол скважины, проектирование скважин.
DIRECTIONAL DRILLING CALCULATION METHODS REVIEW
Kondrov N.S., Shchevelev A.А.
Kondrov Nikita Sergeevich – master’s student;
Shchevelev Andrei Alexandrovich – PhD Candidate,
OIL AND GAS WELLS DRILLING DEPARTMENT, OIL MINING FACULTY,
UFA STATE PETROLEUM TECHNOLOGICAL UNIVERSITY,
UFA
Abstract: this article analyzes the most common directional drilling calculation methods. Most of the advantages and disadvantages of these methods are taken into account. Planned trajectories of two deviated wellbores are calculated in accordance with inclination survey data. Calculation of the coordinates of survey points are provided automatically, by means of relative table in Microsoft Excel program. According to modern industrial requirements and resulting calculation data, the selection of directional calculation method is made. The article also contains the proof of minimum curvature method consistency.
Keywords: directional drilling, directional survey, tangential method, balanced tangential method, average angle method, radius of curvature method, minimum curvature method, wellbore, well design process.
Список литературы / References
- Левинсон Л.М., Акбулатов Т.О., Левинсон М.Л., Хасанов Р.А. Строительство и навигация сложнопрофильных скважин. Учебное пособие. Уфа, 2013. 157 с.
- Доровских И.В., Живаева В.В., Воробьев С.В. Построение проектного и фактического профилей скважины: методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов специальности 130504. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. 50 с.: ил.
- Steven J. Sawaryn, John L. Thorogood. / A Compendium of Directional Calculations Based on the Minimum Curvature Method – SPE Drilling and Completion, 2005.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Кондров Н.С., Щевелёв А.А. ОБЗОР МЕТОДОВ РАСЧЁТА ПРОФИЛЯ СТВОЛА НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННОЙ СКВАЖИНЫ // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |
РОЛЬ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
- Категория: 22.00.00 Социологические науки
- 09 июнь
- Просмотров: 1672
Ситник И.Е.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ситник Ирина Евгеньевна – студент, кафедра политологии и социальных наук, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Аннотация: в статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков. Анализируются особенности школьного класса как малой неформальной группы и возможные нарушения процесса социализации в рамках классного коллектива. Представлены результаты социометрического исследования по методу Д. Морено в четырех школьных классах школы г. Рязани, на основе которого рассматривается вопрос целенаправленного использования референтной группы в качестве средства социализации.
Ключевые слова: социализация, референтная группа.
THE ROLE OF REFERENCE GROUPS IN THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS
Sitnik I.E.
Sitnik Irina Evgenievna – Student, DEPARTMENT OF POLITOLOGY AND SOCIAL WORK, RYAZAN STATE RADIO ENGINEERING UNIVERSITY, RYAZAN
Abstract: in the article the influence of the phenomenon of the reference group on the process of socialization of adolescents is analyzed. The role of informal groups in the formation of values and norms in adolescents is considered. The features of the school class as a small informal group and possible violations of the socialization process within the classroom are analyzed. The results of a sociometric study by the method of D. Moreno in four school classes of the Ryazan school are presented, on the basis of which the question of the purposeful use of the reference group as a means of socialization is considered.
Keywords: socialization, reference group.
Список литературы / References
- Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент – студент» и «преподаватель – студент» в современном российском вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2006. 152 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Ситник И.Е. РОЛЬ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |
ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 09 июнь
- Просмотров: 1337
Сайдалиев Ю.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сайдалиев Юсуфхон Аслонович - старший педагог, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в целом художественный смысл узбекской классической музыки в том, что это высокое в понимании подтекста искусство (красота, гармония) для восприятия. Чем совершеннее исполнитель (музыкант) и слушатель, тем больше будет удовольствия, наслаждения в этом процессе постижения музыки и стиха.
В эпоху мусульманского Ренессанса (X - XI вв.) музыка входила в систему математических наук: единицы музыкального измерения – тона и интервалы, определялись с помощью числовых соотношений. При этом постоянной и неотъемлемой частью музыкознания была наука о музыкальных инструментах. Различные их описания имеют место в больших и малых трактатах о музыке, начиная с Аль-Кинди, Фараби, Ибн Сины – вплоть до последних музыкальных сочинений традиционного характера.
Ключевые слова: инструмент, выразительные возможности, классическая музыка, традиция, мелодия, звук, тон.
FROM HISTORY OF UZBEK MUSIC
Saydaliev Yu.А.
Saydaliev Yusufkhon Aslonovich - Senior Teacher, DEPARTMENT “PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENT”, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: but as a whole artistic sense of the uzbek classical music in that it high in understanding the underlying theme art (the beauty, harmony) for perception. Than совершеннее performer (the musician) and listener, that will more be a pleasures, enjoyments in this process of the understanding of the music and verse.
In epoch of the moslem Renaissance (X-XI vv.) music logined the mathematical sciences: units of the music measurement - a tone and intervals, were defined by means of numeric correlations. Herewith constant and integral part музыкознания was a science about music instrument. Different their descriptions exist in greater and small disquisition about music, as from scarlet-Kindi, Farabi, Ibn Sina - up to the last music compositions of the traditional nature.
Keywords: instrument, expressivenesses, classical music, tradition, tune, sound, tone.
Список литературы / References
- Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность // Ф. Кароматов. Исполнительские традиции народов Ближнего и Среднего Востока в условиях современности. Москва, 1987.
- Фитрат А. Узбекская классическая музыки и её история. Ташкент, 1993.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Сайдалиев Ю.А. ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |
THEORETICAL BASE PERFORM BUHARIAN SHASHMAKOM
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 09 июнь
- Просмотров: 1166
Turapov Z.Z.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Turapov Zulkhorbek Zaynabidinovich - Assistant Professor, DEPARTMENT OF PERFOR ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the rhythmical basis of the Shashmaqom is built in exactly the same systematic and rational way. The rhythmic modi of this collection are not simply spontaneous metro-rhythmical formulas. All of them are coordinated in conformity with the laws of symmetry and harmony of the whole. But this a special subject and its consideration goes beyond this communication.
To this date, the degree of research of the primary sources does not allow us to trace the exact chronology of the Shashmaqom formation as an integral musical corpus. Our common teacher, I.R. Radjabov, hypothetically determined the time of the Shashmaqom origin as the end of the 18th century. Though there were other opinions on that score. Specifically, his teacher, A.A. Semyonov, supposed that threads of the Shashmaqom genesis extended to the early 16th century.
Keywords: Shashmaqom, maqom, musical culture, tradition, daromad, nasr.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА
Турапов З.З.
Турапов Зулхорбек Зайнабидинович – доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: систематично и рационально обустроена ритмическая основа Шашмакома. Ритмические модусы этого свода – это не просто спонтанное окончание метроритмических формул. Все они согласованы по законам симметрии и гармонии целого. Специальное рассмотрение этого вопроса - отдельная тема, выходящая за пределы настоящей статьи.
На эту дату, степень исследования первичных источников не позволяет нам прослеживать точную хронологию формирования Шашмакома как целого музыкального произведения. Учитель И. Раджабов, гипотетически определивший время становления Шашмакома как конец XVIII столетия. Все же были другие мнения в этой оценке. Особо его учитель, А.А. Семенов, предполагал, что зарождение Шашмакома относится к XVI столетию.
Ключевые слова: Шашмаком, маком, музыкальная культура, традиция, даромад, наср.
References / Список литературы
- Matyakubov О. Buxoro Shashmaqomiga yana bir nazar. Toshkent, 2014.
- Fitrat A. O‘zbek klassik musiqasi va uning tarixi. Toshkent, 1993.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Турапов З.З. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |
О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФИТРАТА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 09 июнь
- Просмотров: 1211
Абдуллаев Р.М.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Абдуллаев Рустам Мамаражабович – доцент, кафедра фольклора и этнографии, Узбекский государственный институт культуры и искусства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: общеизвестно, что макомы Хорезма и Фергано-Ташкентские макомные мелодии в своей основе восходят к Бухарскому Шашмакому. В связи с систематизацией внутренней структуры Шашмакома обращает на себя внимание и деление макома на жанрово-стилистические направления: инструментальное (мушкилот), вокально-инструментальное (наср) и танцевальное (уфар). Фитрат их обобщенно называет буток (ветвь). Думается, что в этом понятии, которое, к сожалению, не прижилось в последующей научной практике, на наш взгляд имеется большой резон. В русскоязычной литературе о Шашмакоме эти жанрово стилистические направления внутри макома почему-то стали называть «разделами». Тогда как фактически инструментальные и вокально-инструментальные сферы внутри макома не находятся в отношениях ряда положенного, а представляются самостоятельными жанровыми формами одного макома как общей ладовой системы. То есть маком как целое представляет единую ладовую основу, а формы ее мелодического проявления разные: инструментальная, вокально-инструментальная и танцевальная. Каждая из жанровых сфер, в свою очередь, внутри может делиться на разделы и части.
Ключевые слова: макомы, мелодия, музыка, традиция, национальная, лад, ритм, жанр, систематически, наука.
ABOUT THE CREATIVE HERITAGE OF THE FITRATE
Abdullaev R.М.
Abdullaev Rustam Mamarajabovich - Assistant Рrofessor, DEPARTMENT “FOLKLORE AND ETHNOGRAPHY”, UZBEK STATE INSTITUTE OF THE CULTURE AND ART. TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the well-known, that makoms Horezm and Fergano-Tashkent makoms tunes in its base comes to Shashmakom. In connection with systematization of the internal structure Shashmakoma turns on itself attention and fission макома on genre-stylistic directions: instrumental (the mushkilot), voice-instrumental (nasr) and dance (ufar). Fitrat their обобщенно names butok (branch). It is thought that in this notion, which, regrettably, did not become acclimated in the following scientific practical person, there is big reason on our glance. In russian-language literature about Shashmakom, these genre stylistic directions inwardly makom, why-that started to name “sections”. Then practically instrumental and вокально-instrumental spheres inwardly макома are not found in relations of the row prescribed, but introduce the independent genre forms one макома as the general modal of the system. That is to say may as integer presents united modal base, but the forms her(its) melody manifestations different: instrumental, voice-instrumental and dance. Each of genre spheres, in turn, inwardly can divide themselves into sections and part.
Keywords: makoms, tune, music, tradition, national, harmony, rhythm, genre, systematically, science.
Список литературы / References
- Фитрат А. Узбекская классическая музыка и её история. Ташкент, 1993.
- Мальмберг И. Узбекская музыкальная культура / Макомы. Рукопись. Т., 31.03.1954.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Абдуллаев Р.М. О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФИТРАТА // Проблемы современной науки и образования №22 (104), 2017. - С. {см. журнал}. |