Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru

publication foto Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 6 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 5(192) 2024 г. Выйдет - 11.05.2024 г. Статьи принимаются до 10.05.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Мирпаязов Б.А.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мирпаязов Баходир Алимович - и.о. профессора,

кафедра исполнительства на народных инструментах,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: в годы независимости активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров – пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии. Весьма интересны попытки композиторов соединить народные инструменты с инструментами симфонического оркестра, найти новые тембровые краски звучания народных инструментов в необычных сочетаниях.

Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.

Ключевые слова: трактовка, традиция, музыка, музыкальный инструмент, произведение, концерт, поэма, партия, исполнение.

CREATIVE APPROACHES COMPOSER UZBEKISTAN IN PRODUCT FOR PUBLIC INSTRUMENT

Mirpayazov B.А.

Mirpayazov Bakhodir Alimovich - Acting Professor,

DEPARTMENT PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENTS,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: interest composer Uzbekistan was actuated аt years of independence to public instrument, for which write much products of the different genres - a plays, сюиты, concertoes, poems, symphonies. The more interesting attempt composer to connect the public instruments with instrument of the symphonic orchestra, find the new тембровые of the paint звучания public instrument in unusual combination.

One of the significant positive trends in the period of independence is undoubtedly the entry of Uzbekistan into the world information space. Thanks to the disappearance of information borders, the republic began to participate in cultural exchange with the entire international community, and became involved in the world cultural process. Great prospects have opened up for disclosing the creative potential of musical youth: an opportunity has appeared to participate in international competitions. In new historical conditions, the traditions of the Great Silk Road are being revived as a unique phenomenon of the relationship between the civilizations of the East and West.

Keywords: interpretation, tradition, music, music instrument, product, concerto, poem, party, performance.

Список литературы / References

  • Бударина А. Принципы синтеза искусств в восточной музыки // Журнал «Проблемы современной науки и образования». М., 2018. № 11 (131).
  • Tashmatova Azatgul. Ijrochilik san’ati tarixi. T., 2017.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Мирпаязов Б.А. ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // Проблемы современной науки и образования  № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

О ПРЕПОДАВАНИИ МАКОМНОГО СОЛЬФЕДЖИО

Матякубова С.К.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,

кафедра теории музыки,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: идея разработки проекта учебной дисциплины «Макомное сольфеджио» и создание комплексного учебного пособия возникла в русле реформы музыкального образования и прогрессивных тенденций развития современной узбекской музыкальной культуры. Открытие за последнее время в Узбекистане школ макома, института Узбекского национального музыкального искусства имени Ю. Раджаби, а также внедрение изучения макомного искусства в начальных, средних и высших учебных заведениях Узбекистана свидетельствуют о возросшей потребности в сознательном восприятии национальных музыкальных ценностей, углублённых научными и практическими знаниями.

Ключевые слова: маком, усуль, Мушкилот, Намуд, модальные лады, модальная функциональность, Сарахбор, Намуд, Аудж.

ABOUT TEACHING MAKOMNO SOLFEGGIO

Matyakubova S.K.

Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the idea of developing a draft of the academic discipline "Makomnoe Solfeggio" and the creation of a comprehensive textbook arose in the mainstream of the reform of music education and progressive trends in the development of modern Uzbek musical culture. The recent opening of maqom schools in Uzbekistan, the Institute of Uzbek National Musical Art named after Y. Rajabi, as well as the introduction of the study of maqom art in primary, secondary and higher educational institutions of Uzbekistan testifies to the increased need for a conscious perception of national musical values, enhanced by scientific and practical knowledge.

Keywords: makom, usul, Mushkilot, Namud, modal modes, modal functionality, Sarakhbor, Namud, Audj.

Список литературы / References

  • Холопова В.Н. Теория музыки. Санкт–Петербург, 2002.
  • Успенский В.А. Шесть музыкальных поэм (маком). Редакция Фитрата и Н.Н. Миронова. Народный Назарат Просвещения Бухреспублики, 1924.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Матякубова С.К. О ПРЕПОДАВАНИИ МАКОМНОГО СОЛЬФЕДЖИО // Проблемы современной науки и образования  № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ

Матякубова С.К.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,

кафедра теории музыки,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: при анализе форм инструментальных и вокальных частей макомов выявляется определённая «планировка» – особая композиция внутри частей. Реализуется она во всей совокупности средств музыкальной выразительности, прежде всего лада и ритма. Для удобства изложения воспользуемся некоторыми устоявшимися терминами, такими как композиция, функция, типы изложения. Сразу оговоримся об условности применения некоторых терминов, возможно в дальнейшем появятся более приемлемый для восточной монодии аппарат понятий.

Как известно, модальность – это ладовый универсум как европейской, так и восточной монодии. И там и здесь ладообразованию присущи родовые черты, т.е. основные принципы модальной организации звуковысотности – стабильность звукоряда, при возможном смещении опоры, неразрывная связь лада и мелодики, ритма, лада и формообразования и др. При этом особую роль играет специфическая модальная функциональность на основе линеарного соотношения ступеней.

Ключевые слова: маком, танбурная нотация, лад, усуль, модальность, типы изложения, Сарахбор, Талкин, Наср, намуд, аудж, хона, бозгуй.

COMPOSITIONAL MODEL OF PARTS OF UZBEK MAQOMS

Matyakubova S.K.

Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: when analyzing the forms of the instrumental and vocal parts of the maqoms, a certain "layout" is revealed - a special composition within the parts. It is realized in the totality of the means of musical expression, first of all the harmony and rhythm. For the convenience of presentation, we will use some well-established terms, such as composition, function, presentation types. Let's immediately stipulate the conventionality of the use of some terms, perhaps in the future there will be more acceptable concepts for Eastern monody.

As you know, modality is the modal universe of both European and Eastern monody. In both instances, generic features are inherent in the formation of modes, that is, the basic principles of the modal organization of pitch are the stability of the scale, with a possible displacement of the support, the inextricable connection of mode and melody, rhythm, mode and shaping, etc. In this case, a specific modal functionality plays a special role based on a linear ratio of steps.

Keywords: makom, tanbur notation, mode, usul, modality, types of presentation, Sarakhbor, Talkin, Nasr, namud, audj, hona, bozgui.

Список литературы / References

  • Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт–Петербург, 2001.
  • Кюрегян Т. Неомодальность и музыкальная форма. // Музыкальное искусство ХХ века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. М., 1992.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Матякубова С.К. КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ // Проблемы современной науки и образования  № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Каримов Ф.У.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Каримов Файзулла Убайдуллаевич - старший преподаватель,

 кафедра исполнительства на народных инструментах,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор освещает основные этапы пройденного исторического пути, отбор, систематизацию и обобщение материалов, посвящённых становлению исполнительского искусства на узбекских народных инструментах от истоков до настоящего времени.

Исполнительство на народных инструментах составляет важную и неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана. Оно опирается на многовековые традиции, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Его современное состояние отличается многообразием исполнительских школ и локальных особенностей интерпретации. Необходимость обращения к данной теме продиктована тем обстоятельством, что до недавнего времени вопросы истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах не получали должного освещения и, фактически, оставались вне поля зрения системы обучения в музыкальных ВУЗах.

Ключевые слова: народное искусство, народные инструменты Узбекистана, исполнительское искусство на народных инструментах, национальное исполнительское искусство.

FROM THE HISTORY OF PERFORMING ON THE UZBEK PEOPLE'S INSTRUMENTS

Karimov F.U.

Karimov Fayzulla Ubaydullaevich - Senior Teacher,

DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the author of the article highlights the main stages of the historical path, selection, systematization and generalization of the materials devoted to the development of performing arts on Uzbek folk instruments starting from the roots to the present time.

Performing folk instruments is an important and integral part of the musical culture of Uzbekistan. It is based on centuries-old traditions that are constantly developing and improving. Its current state is distinguished by a variety of performing schools and local features of interpretation. The need to address this topic is dictated by the fact that, until recently, the history and theory of performance on Uzbek folk instruments did not receive proper coverage and, in fact, remained outside the field of vision of the educational system in music universities.

Keywords: folk art, folk instruments of Uzbekistan, performing arts on folk instruments, national performing arts.

Список литературы / References

  • Одилов А. История исполнительства на узбекских народнқх инструментах. Т., 1996.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Каримов Ф.У. ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ // Проблемы современной науки и образования  № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи 17.00.00 Искусствоведение