Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru

publication foto Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 6 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 7(207) 2025 г. Выйдет - 08.07.2025 г. Статьи принимаются до 04.07.2025 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ

Ашуров Б.Ш.

 Ашуров Бахтиёр Шокирович - PhD , Руководитель отдела по подготовке

научно педагогических кадров,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

 Аннотация: уфары – заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла - уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах.

Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели)  уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа.

Ключевые слова: музыка, маком, тарона, уфар, ритмика, формула, раздел, жанр.

ABOUT THE RHYTHM OF “TARONA” AND “UFAR” IN CLASSICAL UZBEK MUSIC

Ashurov B.Sh.

 Ashurov Bakhtiyor ShokirovichPhD, Head of training department

scientific teaching staff,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle - uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms.

The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.

Keywords: music, makom, tarona, ufar, rhythm, formula, section, genre.

Список литературы / References

  1. Фахриддин ар-Рози. Рисолаи мусики. Ташкент, Литография. 1914.
  2. Ю.Кон. Избранные статьи о музыкальном языке. Санкт-Петербург. 1994

 

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Ашуров Б.Ш.. О ТЕОРЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

ON THE CHOICE OF REPERTOIRE IN ORCHESTRA

Akmaljanova M.V.

 Akmaljanova Manzura Vasikdjanovna - Acting professor ,

DEPARTMENT «ORCHESTRAL CONDUCTOR»,

 STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.

 Abstrast: performing skills, culture, spirituality, worldview and the level of each performing group can be seen in the repertoire program as in its mirror. The repertoire is a set of works of a certain creative team. At each manufacturing plant, products are aimed at a specific purpose and are produced taking into account quality, usability and consumer requirements. Professional orchestras are similar, each musician in the group must have a musician who graduated from a certain educational institution or is finishing it, who can meet the requirements of the performing culture in the group. At the same time, the head of the group - the conductor, taking into account the direction of the creative activity of the orchestra, selects the repertoire program based on the requirements of the time. Unlike professional orchestras, there are several stages in the preparation of the orchestral team that trains them.

Keywords: music, culture, orchestra, work, tradition, ensemble, team, conductor, melody.

О ВЫБОРЕ РЕПЕРТУАРА В ОРКЕСТРАХ

Акмалжанова М.В.

Акмалжанова Манзура Васикджановна - И.о.профессора,

кафедра «Оркестровое дирижирование»

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstractисполнительское мастерство, культура, духовность, мировоззрение и уровень каждого исполнительского коллектива можно увидеть в репертуарной программе как в ее зеркале. Репертуар это совокупность произведений определенного творческого коллектива. На каждом производственном предприятии продукция направлена на определенную цель и выпускается с учетом качества, удобства использования и требований потребителей. Профессиональные оркестры аналогичны, у каждого музыканта в коллективе должен быть музыкант, окончивший определенное учебное заведение или заканчивающий его, который может соответствовать требованиям исполнительской культуры в коллективе. При этом руководитель группы – дирижер с учетом направления творческой деятельности оркестра выбирает репертуарную программу исходя из требований времени. В отличие от профессиональных оркестров, существует несколько этапов подготовки оркестровой команды, которая их готовит.

Ключевые слова: музыка, культура, оркестр, произведение, традиция, ансамбль, коллектив, дирижёр, мелодия.

References / Список литературы

  1. Sh. Umarov. Creation of an orchestra of uzbek folk instruments // “Problems of modern science and education”. Moscow, 2022, №8 (177).

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Akmaljanova M.V. ON THE CHOICE OF REPERTOIRE IN ORCHESTRA //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТВОРЧЕСТВО А. КОЗЛОВСКОГО

Эрназаров И.И.

 Эрназаров Исломбек Исмаил угли - ведущий преподаватель,

 кафедра теории музыки,

Самаркандская специализированная художественная школа,

г. Самарканд, Республика Узбекистан

 Аннотация: Алексей Козловский считается одним из композиторов, внесших большой вклад в развитие узбекской симфонической музыки и беззаветно послуживших этому пути. За свою карьеру А. Козловский создал множество произведений в различных направлениях, от небольших миниатюр до оперы, балета и симфонической музыки. Более масштабно рассмотрены и изучены его опера «Улугбек», балет «Тановар», сюита «Лола» и несколько симфонических поэм.

В 20 веке жанр симфонической поэмы получил широкое развитие в странах Средней Азии. Композиторы в этом периоде часто обращались к жанру симфонической поэмы. Становление симфонической музыки и жанра симфонической поэмы в прямом смысле этого слова в Узбекистане связано с творчеством А. Козловского.

Ключевые слова: музыка, симфония, поэма, композитор, мелодия, тановар, стиль, школа.

THEORETICAL VIEWS ON THE WORK OF A.KOZLOVSKY

Ernazarov I.I.

 Ernazarov Islоmbek Ismail ugli - Leading Lecturer,

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,

SAMARKAND SPECIALIZED ART SCHOOL,

SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 Abstract: Aleksey Kozlovsky is considered one of the composers who made a great contribution to the development of Uzbek symphonic music and wholeheartedly served this path. During his career, A. Kozlovsky created many works in various directions, from small miniatures to opera, ballet and symphonic music. His opera “Ulugbek, the ballet “Tanovar, the suite Lola and several symphonic poems are considered and studied on a larger scale.

In the 20th century, the genre of the symphonic poem was widely developed in the countries of Central Asia. Composers in this period often turned to the genre of the symphonic poem. The formation of symphonic music and the genre of symphonic poem, in the truest sense of the word in Uzbekistan, is associated with the work of A. Kozlovsky.

Keywords: music, symphony, poem, composer, melody, tanovar, style, school.

 Список литературы / References

  1. Джаббаров А. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Ташкент, 2004.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Эрназаров И.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТВОРЧЕСТВО А. КОЗЛОВСКОГО //Проблемы современной науки и образования  № 7 (176), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

SYMPHONIC POEM BY A.KOZLOVSKY “AFTER READING AINI”

Ernazarov I.I.

 Ernazarov Islоmbek Ismail ugli - Leading Lecturer,

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,

SAMARKAND SPECIALIZED ART SCHOOL,

SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 Abstract: the symphonic poem “After reading Aini (1952) was created by the composer after reading the book Bukhara by the famous poet and writer Sadriddin Aini. This book widely covers the economic and political situation of the city of Bukhara at that time, the way of life of ordinary people, the difficulties and injustices, experiences and impressions of the author of the work. As the main theme of the poem, the motif Nasrulloi was chosen, recorded by the composer himself in Bukhara from great ustoses. The general mood of the work is lyrical, but at the same time sad. The poem clearly reflects the continuity, all events seem to pass in a “wave”. At the beginning of the work, as an introduction (epigraph), the melody Nasrulloi from the composition of the prose section of the maqam Buzruk is given. At the end of the work, this topic is given again.

Keywords: music, orchestra, poem, makom, theme, culmination, composer, poet. 

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА А. КОЗЛОВСКОГО «ПО ПРОЧТЕНИИ АЙНИ»

Эрназаров И.И.

 Эрназаров Исломбек Исмаил угли - ведущий преподаватель,

 кафедра теории музыки,

Самаркандская специализированная художественная школа,

г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: симфоническая поэма «По прочтении Айни» (1952) создана композитором после прочтения книги «Бухара» известного поэта и писателя Садриддина Айни. В этой книге широко освещается экономическое и политическое положение города Бухары того времени, образ жизни простых людей, трудности и несправедливости, переживания и впечатления автора произведения. В качестве основной темы поэмы был выбран мотив «Насруллоий», записанный самим композитором в Бухаре от великих устозов. Общее настроение произведения лирическое, но в то же время и грустное. В стихотворении ярко отражена непрерывность, все события как бы проходят «волной». В начале произведения в качестве вступления (эпиграфа) дается мелодия «Насруллоий» из композиции прозаического раздела макама «Бузрук». В конце работы эта тема дается повторно.

Ключевые слова: музыка, оркестр, поэма, маком, тема, кульминация, композитор, поэт.

 References / Список литературы

  1. Kozlovskiy Aleksey. Vospominaniya, dokumenti, stixotvoreniya. Redaktor i sostavitel S. Matyakubova. Tashkent, 2020.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Ernazarov I.I. SYMPHONIC POEM BY A.KOZLOVSKY “AFTER READING AINI” //Проблемы современной науки и образования  № 7 (176), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи 17.00.00 Искусствоведение