СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 нояб
- Просмотров: 330
Султанова Е.Р.
Султанова Екатерина Ростиславовна – преподаватель,
кафедра “Камерный ансамбль»,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан.
Аннотация: статья посвящена творческой биографии выдающегося узбекского композитора А.Ю. Эргашева, а также знакомит с его камерной музыкой, анализирует стилистические особенности сонаты-поэмы и выносит некоторые методические рекомендации по ее исполнению. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.
Ключевые слова: композитор, камерная музыка, камерный ансамбль, соната, поэма, музыка, культуры, анализ.
STYLISTIC FEATURES IN THE ANALYSIS OF THE CHAMBER SONATA-POEM A.YU. ERGASHEVA FOR VIOLIN AND PIANO
Sultanova E.R.
Sultanova Ekaterina Rostislavovna – teacher,
DEPARTMENT “CHAMBER ENSEMBLE”,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.
Abstract: the article is devoted to the creative biography of the outstanding Uzbek composer A.Yu. Ergashev, and also introduces his chamber music, analyzes the stylistic features of the sonata-poem and makes some methodological recommendations for its performance. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films.
Keywords: composer, chamber music, chamber ensemble, sonata, poem, music, cultures, analysis.
Список литературы / References
- Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.commus.uz/index.php/ru/35-struktura/russian/93-ergashev-anvar/(дата обращения: 28.11.2022).
- Скончался известный композитор и дирижер ГАБТ им. А. Навои Анвар Эргашев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/sobytiya/1162626-skonchalsya-izvestnyj-kompozitor-i-dirizher-gabt-im-a-navoi-anvar-ergashev.html/(дата обращения: 28.11.2022).
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Султанова Е.Р. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО //Проблемы современной науки и образования № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}. |
СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО МУХАММАДА АТАДЖАНОВА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 нояб
- Просмотров: 353
Матвеева Е.Н.
Матвеева Елена Николаевна - и.о. доцента,
кафедра струнные инструменты,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена исполнительскому анализу оригинального сочинения узбекского композитора Мухаммада Атаджанова, представляющего большой интерес для музыкантов-исполнителей. Анализируя данную сонату, автор статьи раскрывает образный мир, стилевые особенности, национальный характер музыки и предлагает направления исполнительской интерпретации. На основе рассмотрения сонаты делается вывод о её высокой художественной ценности.
Ключевые слова: соната, скрипка, фортепиано, ансамбль, виртуозность, мелодика, выразительность, энергетика, лирика, цикл, кульминация.
SONATA FOR VIOLIN AND PIANO BY MUHAMMAD ATAJANOV IN THE ASPECT OF PERFORMING INTERPRETATION
Matveeva E.N.
Matveeva Elena Nikolaevna - Acting Associate Professor,
DEPARTMENT OF STRING INSTRUMENTS,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the performing analysis of the original composition of the Uzbek composer Muhammad Atajanov, which is of great interest to performing musicians. Analyzing this sonata, the author of the article reveals the figurative world, stylistic features, the national character of music and suggests directions of performing interpretation. Based on the consideration of the sonata, a conclusion is made about its high artistic value.
Keywords: sonata, violin, piano, ensemble, virtuosity, melody, expressiveness, energy, lyrics, cycle, climax.
Список литературы / References
- Мамаджанова Э.У. Творчество композиторов Узбекистана в эпоху глобализации: традиции в цифровую эру// Актуальные вопросы узбекского музыкального искусства. Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции. – Ташкент: Музыка, 2020.
- Атаджанов М.А. Композитор Абдушариф Атаджанов (штрихи к творческому наследию). – Ташкент, 2020.
- Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Ленингрд: Музыка, 1988.
- Ширинский А.А. Штриховая техники скрипача. – Москва: Музыка, 1983.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матвеева Е.Н. О СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО МУХАММАДА АТАДЖАНОВА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ //Проблемы современной науки и образования № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}. |
О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 нояб
- Просмотров: 407
Ашуров Б.Ш.
Ашуров Бахтиёр Шокирович - PhD , Руководитель отдела по подготовке
научно педагогических кадров,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: уфары – заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла - уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах.
Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели) уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа.
Ключевые слова: музыка, маком, тарона, уфар, ритмика, формула, раздел, жанр.
ABOUT THE RHYTHM OF “TARONA” AND “UFAR” IN CLASSICAL UZBEK MUSIC
Ashurov B.Sh.
Ashurov Bakhtiyor Shokirovich – PhD, Head of training department
scientific teaching staff,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle - uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms.
The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.
Keywords: music, makom, tarona, ufar, rhythm, formula, section, genre.
Список литературы / References
- Фахриддин ар-Рози. Рисолаи мусики. Ташкент, Литография. 1914.
- Ю.Кон. Избранные статьи о музыкальном языке. Санкт-Петербург. 1994
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ашуров Б.Ш.. О ТЕОРЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ //Проблемы современной науки и образования № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}. |
ON THE CHOICE OF REPERTOIRE IN ORCHESTRA
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 29 нояб
- Просмотров: 298
Akmaljanova M.V.
Akmaljanova Manzura Vasikdjanovna - Acting professor ,
DEPARTMENT «ORCHESTRAL CONDUCTOR»,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.
Abstrast: performing skills, culture, spirituality, worldview and the level of each performing group can be seen in the repertoire program as in its mirror. The repertoire is a set of works of a certain creative team. At each manufacturing plant, products are aimed at a specific purpose and are produced taking into account quality, usability and consumer requirements. Professional orchestras are similar, each musician in the group must have a musician who graduated from a certain educational institution or is finishing it, who can meet the requirements of the performing culture in the group. At the same time, the head of the group - the conductor, taking into account the direction of the creative activity of the orchestra, selects the repertoire program based on the requirements of the time. Unlike professional orchestras, there are several stages in the preparation of the orchestral team that trains them.
Keywords: music, culture, orchestra, work, tradition, ensemble, team, conductor, melody.
О ВЫБОРЕ РЕПЕРТУАРА В ОРКЕСТРАХ
Акмалжанова М.В.
Акмалжанова Манзура Васикджановна - И.о.профессора,
кафедра «Оркестровое дирижирование»
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Abstract: исполнительское мастерство, культура, духовность, мировоззрение и уровень каждого исполнительского коллектива можно увидеть в репертуарной программе как в ее зеркале. Репертуар это совокупность произведений определенного творческого коллектива. На каждом производственном предприятии продукция направлена на определенную цель и выпускается с учетом качества, удобства использования и требований потребителей. Профессиональные оркестры аналогичны, у каждого музыканта в коллективе должен быть музыкант, окончивший определенное учебное заведение или заканчивающий его, который может соответствовать требованиям исполнительской культуры в коллективе. При этом руководитель группы – дирижер с учетом направления творческой деятельности оркестра выбирает репертуарную программу исходя из требований времени. В отличие от профессиональных оркестров, существует несколько этапов подготовки оркестровой команды, которая их готовит.
Ключевые слова: музыка, культура, оркестр, произведение, традиция, ансамбль, коллектив, дирижёр, мелодия.
References / Список литературы
- Sh. Umarov. Creation of an orchestra of uzbek folk instruments // “Problems of modern science and education”. Moscow, 2022, №8 (177).
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Akmaljanova M.V. ON THE CHOICE OF REPERTOIRE IN ORCHESTRA //Проблемы современной науки и образования № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}. |