17.00.00 Искусствоведение
О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- Создано: 29.11.2022, 11:36
- Просмотров: 408
Ашуров Б.Ш.
Ашуров Бахтиёр Шокирович - PhD , Руководитель отдела по подготовке
научно педагогических кадров,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: уфары – заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла - уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах.
Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели) уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа.
Ключевые слова: музыка, маком, тарона, уфар, ритмика, формула, раздел, жанр.
ABOUT THE RHYTHM OF “TARONA” AND “UFAR” IN CLASSICAL UZBEK MUSIC
Ashurov B.Sh.
Ashurov Bakhtiyor Shokirovich – PhD, Head of training department
scientific teaching staff,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle - uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms.
The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.
Keywords: music, makom, tarona, ufar, rhythm, formula, section, genre.
Список литературы / References
- Фахриддин ар-Рози. Рисолаи мусики. Ташкент, Литография. 1914.
- Ю.Кон. Избранные статьи о музыкальном языке. Санкт-Петербург. 1994
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ашуров Б.Ш.. О ТЕОРЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ //Проблемы современной науки и образования № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |