Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru



Статьи наших авторов

ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА

Рахимов Б.М.

Рахимов Ботир Матякубович - заведующий кафедрой, доктор философии по искусствоведению (PhD).

кафедра музыкальное образование,

Ургенчского государственного университета,

г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в современных условиях песнопения сувора являются  олицетворением старинных музыкально- поэтических традиций Хорезма. Как известно, Хорезм наряду с Согъдой и Бактрией является одним из древнейших очагов цивилизации на территории Средней Азии. Если взглянуть на карту Великого шёлкового пути, соединяющий Восток и запад, то увидим города Ургенч, Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент и Термез которые и сегодня являются составными частями нашей современной культуры.

В статье рассматриваются исполнительские традиции в узбекском песенном искусстве духовные песнопения сувора Хорезма.

Ключевые слова: сувора, хамнафаслик (соголосие), “дийралишма” (состязяние) катта ашула, хонакои, музыка, традиция, голос, дыхание.

SPIRITUAL CHANTS OF SUVOROV KHOREZM

Rakhimov B.M.

Rakhimov Botir Matyakubovich - Head of the Department, Doctor of Philosophy in Art History (PhD).

DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION,

URGENCH STATE UNIVERSITY,

URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in modern conditions, Suvorov's chants are the personification of the ancient musical and poetic traditions of Khorezm. As you know, Khorezm, along with Soda and Bactria, is one of the oldest centers of civilization in Central Asia. If you look at the map of the Great Silk Road connecting East and West, you will see the cities of Urgench, Khiva, Bukhara, Samarkand, Tashkent and Termez, which are still integral parts of our modern culture.

The article examines the performing traditions in the Uzbek song art, the spiritual chants of Suvorov Khorezm.

Keywords: suvorah, hamnafaslik (consonance), "diyralishma" (competition) katta ashula, honakoi, music, tradition, voice, breathing.

Список литературы / References

  1. Матякубов О. Макомат. – Т.,
  2. Эшчанов Ғофуржон, Эшчанов Ғуломжон. “Хоразм ҳофизлик мактаби” – Т.:

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Рахимов Б.М. ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СТИЛЯ В ТРИО А.Ю.ЭРГАШЕВА

 Султанова Е.Р.

 Султанова Екатерина Ростиславовнапреподаватель,

 кафедра “Камерный ансамбль»,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан.

 Аннотация: статья посвящена разбору трио композитора А.Ю.Эргашева и содержит некоторые методические рекомендации по его исполнению.

Анвар Юлдашевич Эргашев – выдающееся явление музыкальной культуры Узбекистана рубежа ХХ – ХХI вв., яркий представитель композиторской школы страны. Его исключительная индивидуальность наполнена неустанным творческим трудом и интересна для исследования и изучения. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Ключевые слова: композитор, камер, музыка, ансамбль, трио, концерт, жанр, театр, песня.

PROBLEMS OF FORM AND STYLE IN A.YU.ERGASHEV'S TRIO

Sultanova E.R.

Sultanova Ekaterina Rostislavovnateacher,

DEPARTMENT “CHAMBER ENSEMBLE”,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.

Abstract: the article is devoted to the analysis of the trio of the composer A.Yu. Ergashev and contains some methodological recommendations for its performance.

Anvar Yuldashevich Ergashev is an outstanding phenomenon of the musical culture of Uzbekistan at the turn of the 20th – 21st centuries, a bright representative of the country's composer school. His exceptional personality is filled with tireless creative work and is interesting for research and study. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films.

Keywords: composer, camera, music, ensemble, trio, concert, genre, theater, song.

 Список литературы / References

  1. Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.commus.uz/index.php/ru/35-struktura/russian/93-ergashev-anvar/(дата обращения: 28.11.2022).

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Султанова Е.Р.ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СТИЛЯ В ТРИО А.Ю.ЭРГАШЕВА //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО

Султанова Е.Р.

 Султанова Екатерина Ростиславовнапреподаватель,

 кафедра “Камерный ансамбль»,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан.

 Аннотация: статья посвящена творческой биографии выдающегося узбекского композитора А.Ю. Эргашева, а также знакомит с его камерной музыкой, анализирует стилистические особенности сонаты-поэмы и выносит некоторые методические рекомендации по ее исполнению. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Ключевые слова: композитор, камерная музыка, камерный ансамбль, соната, поэма, музыка, культуры, анализ.

STYLISTIC FEATURES IN THE ANALYSIS OF THE CHAMBER SONATA-POEM A.YU. ERGASHEVA FOR VIOLIN AND PIANO

Sultanova E.R.

Sultanova Ekaterina Rostislavovnateacher,

DEPARTMENT “CHAMBER ENSEMBLE”,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.

Abstract: the article is devoted to the creative biography of the outstanding Uzbek composer A.Yu. Ergashev, and also introduces his chamber music, analyzes the stylistic features of the sonata-poem and makes some methodological recommendations for its performance. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films.

Keywords: composer, chamber music, chamber ensemble, sonata, poem, music, cultures, analysis. 

Список литературы / References

  1. Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.commus.uz/index.php/ru/35-struktura/russian/93-ergashev-anvar/(дата обращения: 28.11.2022).
  2. Скончался известный композитор и дирижер ГАБТ им. А. Навои Анвар Эргашев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/sobytiya/1162626-skonchalsya-izvestnyj-kompozitor-i-dirizher-gabt-im-a-navoi-anvar-ergashev.html/(дата обращения: 28.11.2022).

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Султанова Е.Р. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО МУХАММАДА АТАДЖАНОВА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 Матвеева Е.Н.

 Матвеева Елена Николаевна - и.о. доцента,

кафедра струнные инструменты,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

 Аннотация: статья посвящена исполнительскому анализу оригинального сочинения узбекского композитора Мухаммада Атаджанова, представляющего большой интерес для музыкантов-исполнителей. Анализируя данную сонату, автор статьи раскрывает образный мир, стилевые особенности, национальный характер музыки и предлагает направления исполнительской интерпретации. На основе рассмотрения сонаты делается вывод о её высокой художественной ценности.

Ключевые слова: соната, скрипка, фортепиано, ансамбль, виртуозность, мелодика, выразительность, энергетика, лирика, цикл, кульминация.

SONATA FOR VIOLIN AND PIANO BY MUHAMMAD ATAJANOV IN THE ASPECT OF PERFORMING INTERPRETATION

Matveeva E.N.

Matveeva Elena Nikolaevna - Acting Associate Professor,

 DEPARTMENT OF STRING INSTRUMENTS,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 Abstract: the article is devoted to the performing analysis of the original composition of the Uzbek composer Muhammad Atajanov, which is of great interest to performing musicians. Analyzing this sonata, the author of the article reveals the figurative world, stylistic features, the national character of music and suggests directions of performing interpretation. Based on the consideration of the sonata, a conclusion is made about its high artistic value.

Keywords: sonata, violin, piano, ensemble, virtuosity, melody, expressiveness, energy, lyrics, cycle, climax.

Список литературы / References

  1. Мамаджанова Э.У. Творчество композиторов Узбекистана в эпоху глобализации: традиции в цифровую эру// Актуальные вопросы узбекского музыкального искусства. Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции. – Ташкент: Музыка, 2020.
  2. Атаджанов М.А. Композитор Абдушариф Атаджанов (штрихи к творческому наследию). – Ташкент, 2020.
  3. Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Ленингрд: Музыка, 1988.
  4. Ширинский А.А. Штриховая техники скрипача. – Москва: Музыка, 1983.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

 Матвеева Е.Н. О СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО МУХАММАДА АТАДЖАНОВА В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

О РИТМИКЕ “ТАРОНА” И “УФАР” В КЛАССИЧЕСКОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ

Ашуров Б.Ш.

 Ашуров Бахтиёр Шокирович - PhD , Руководитель отдела по подготовке

научно педагогических кадров,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

 Аннотация: уфары – заключительные части микроциклов, непосредственно танцевальная сфера. А.Фитрат обозначает уфары как отдельный раздел цикла - уйин бутоги. В таком смысле уфары символизируют определённую жанровую направленность в триединстве инструментального, вокального и танцевального начал в макомах.

Жанрово-ритмическая характеристика уфаров сказывается, прежде всего, в шестидольном танцевальном метре. Что касается непосредственно ритмического профиля, то в качестве типичной, трудно выделить какую-то одну определённую формулу. В рамках шестидольного метра (пожалуй, наиболее характерной модели)  уфары макомов обнаруживают удивительное многообразие и творческую фантазию ритма. Даже беглое сравнение отдельных уфаров показывает, что ритмические контуры здесь весьма разнообразны и далеки от какого бы то ни было стереотипа.

Ключевые слова: музыка, маком, тарона, уфар, ритмика, формула, раздел, жанр.

ABOUT THE RHYTHM OF “TARONA” AND “UFAR” IN CLASSICAL UZBEK MUSIC

Ashurov B.Sh.

 Ashurov Bakhtiyor ShokirovichPhD, Head of training department

scientific teaching staff,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ufars are the final parts of microcycles, directly the dance sphere. A. Fitrat designates ufars as a separate section of the cycle - uyin butogi. In this sense, ufars symbolize a certain genre orientation in the trinity of instrumental, vocal and dance principles in maqoms.

The genre-rhythmic characteristic of the ufars affects, first of all, in the six-beat dance meter. As for the rhythmic profile itself, it is difficult to single out any one specific formula as a typical one. Within the framework of a six-beat meter (perhaps the most characteristic model), maqom ufars reveal an amazing variety and creative imagination of rhythm. Even a cursory comparison of individual Ufars shows that the rhythmic contours here are very diverse and far from any stereotype.

Keywords: music, makom, tarona, ufar, rhythm, formula, section, genre.

Список литературы / References

  1. Фахриддин ар-Рози. Рисолаи мусики. Ташкент, Литография. 1914.
  2. Ю.Кон. Избранные статьи о музыкальном языке. Санкт-Петербург. 1994

 

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Ашуров Б.Ш.. О ТЕОРЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ //Проблемы современной науки и образования  № 9 (178), 2022. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

 

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи