РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
- Категория: 19.00.00 Психологические науки
- 31 окт
- Просмотров: 642
Каримова Ш.К., Дадаходжаева М.Ф.
Каримова Шахноза Камаловна – старший преподаватель;
Дадаходжаева Мукаддас Фархадовна – кандидат психологических наук, доцент,
кафедра управления персоналом,
Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается значение психологии в профессиональном самоопределении и всестороннем развитии личности. Отмечены основные этапы становления психологической службы в Узбекистане, условия формирования ее структуры, правил, основных целей, начиная с древних времен. Подчеркнута значимая роль древней традиции «устоз — шогирд» в психологической подготовке мастеров-ремесленников, распространенной на территории Средней Азии. Раскрыты основные задачи, стоящие перед психологическими службами в системе профессионального образования Республики Узбекистан.
Ключевые слова: психологическая служба, система профессионального образования, Республика Узбекистан, профессиональное становление, развитие личности
DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SERVICE IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Karimova Sh.K., Dadakhodjaeva M.F.
Karimova Shakhnoza Kamalovna – Senior Lecturer;
Dadakhodjaeva Mukaddas Farhadovna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT,
INSTITUTE FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT, ADVANCED TRAINING AND RETRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the importance of psychology in professional self-determination and comprehensive development of personality. The main stages of the formation of the psychological service in Uzbekistan, the conditions for the formation of its structure, rules, main goals, starting from ancient times, are noted. The significant role of the ancient tradition “master - apprentice” in the psychological training of craftsmen, which is common in Central Asia, is emphasized. The main tasks facing psychological services in the system of vocational education of the Republic of Uzbekistan are revealed.
Keywords: psychological service, vocational education system, Republic of Uzbekistan, professional development, personality development
Список литературы / References
- Абдимуминова Д. А., Амануллаев А. А. Использование традиций этики" устоз-шогирд"(мастер и ученик) на занятиях прикладного искусства //NovaInfo. Ru. – 2018. Т. 2. №. 85. С. 203-206.
- Баротов Ш.Р. Из опыта внедрения концепции психологической службы в Узбекистане / Psixologiya. 2020. – № 1. С. 6-14.
- Каримова Ш. К. Непрерывное личностное и профессиональное развитие персонала образовательных учреждений //Научный журнал. – 2019. №. 3 (37). С. 64-65.
- Баротов Ш.Р. Психологическая служба образования: от теории к практике. Учебно-методическое пособие – Бухара 2017. С. 90-98.
- Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Приложение №1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847 / Национальная база данных законодательства, 09.10.2019 г., № 06/19/5847/3887.
- Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах. Приложение №1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 / Национальная база данных законодательства, 16.10.2017 г., № 06/17/5204/0114.
- Баратов Ш. Р. Методологические основы и стратегии развития психологической службы в Узбекистане // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. Т. 1. №. 1. С. 94-100.
- Об утверждении Концепции развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 13.02.2019 г. № ПП-4190 / Национальная база данных законодательства, 15.02.2019 г., № 07/19/4190/2614.
- Мирзахмедова Ш. А., Илхомова Г. З. Симуляционное обучение как условие формирования технических и нетехнических профессиональных навыков //Проблемы современной науки и образования. – 2022. №. 2 (171). С. 37-40.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Каримова Ш.К., Дадаходжаева М.Ф. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН//Проблемы современной науки и образования № 8 (177), 2022. - С. {см. журнал}. |
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Категория: 19.00.00 Психологические науки
- 29 авг
- Просмотров: 3315
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ
- Категория: 19.00.00 Психологические науки
- 08 июль
- Просмотров: 657
Усик Д.А.
Усик Дмитрий Андреевич – психолог,
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: увеличение средней продолжительности жизни, цифровизация различных отраслей жизнедеятельности и COVID-19 стали причиной повышения когнитивных расстройств среди разных возрастных групп. В связи с этим становится целесообразным провести изучение когнитивных расстройств, выделив на примере несколько возрастных диапазонов: детский-подростковый возраст, молодой возраст, средний возраст, пожилой и старческий возраст. Целесообразно мы исключаем долголетие, т. к. средняя продолжительность жизни в России и других странах СНГ едва превышает 67 лет.
Ключевые фразы: когнитивные расстройства, дети, взрослые, COVID-19, цифровизация, возрастные группы.
COGNITIVE DISORDERS OF DIFFERENT AGE GROUPS OVER THE PAST 10 YEARS
Usik D.А.
Usik Dmitriy Andreevich – Psychologist,
ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF MANAGEMENT TECHNOLOGIES AND ECONOMICS, ST. PETERSBURG
Abstract: an increase in life expectancy, digitalization of various sectors of life and COVID-19 have caused an increase in cognitive disorders among different age groups. In this regard, it becomes advisable to conduct a study of cognitive disorders, highlighting several age ranges by example: childhood-adolescence, young age, middle age, elderly and senile age. It is advisable to exclude longevity, because the average life expectancy in Russia and other CIS countries barely exceeds 67 years.
Keywords: cognitive disorders, children, adults, COVID-19, digitalization, age groups.
Список литературы / References
- AAP COUNCIL ON COMMUNICATIONS AND MEDIA. Media and Young Minds. Pediatrics, 2016;138(5):e20162591. doi:10.1542/peds.2016-2591.
- Cockshell S.J., Mathias J.L. Cognitive deficits in chronic fatigue syndrome and their relationship to psychological status, symptomatology, and everyday functioning. Neuropsychology, 2013;27(2):230–242. DOI: 10.1037/a0032084.
- Townsend L., Dyer A., Jones K. et al. Persistent fatigue following SARS-CoV-2 infection is common and independent of severity of initial infection. PLoS One. 2020;15(11):e0240784. DOI: 10.1371/journal. pone.0240784.
- Камчатнов П.Р., Соловьева Э.Ю., Хасанова Д.Р., Фатеева В.В. Астенические и когнитивные нарушения у пациентов, перенесших COVID-19. РМЖ. Медицинское обозрение, 2021;5(*):1–7. DOI: 10.32364/2587-6821-2021-5-*-1-7.
- Когнитивные нарушения и деменция / Е.И. Гулев, А.Н. Боголепова. М.: МК, 2019. 120.
- Нарушения развития и когнитивные дисфункции у детей с заболеваниями нервной системы: научно-практическое рук. / Н.Н. Заваденко, С.А. Немкова; М-во здравоохранения России, ГБОУ ВПО РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России. М.: МК, 2017. 360 c.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Усик Д.А.КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ//Проблемы современной науки и образования № 5 (174), 2022. - С. {см. журнал}. |
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
- Категория: 19.00.00 Психологические науки
- 10 дек
- Просмотров: 645
Михайлова О.В.
Михайлова Олеся Владимировна – студент,
кафедра непрерывного психолого-педагогического образования,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Ивановский государственный университет, г. Иваново
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме воздействия визуальной культуры на ребенка, которая не может восприниматься им критично в силу возрастных особенностей. Рассматриваются причины повышенного интереса детей школьного возраста к различного рода телекоммуникациям. Особое внимание уделено возможным нарушениям, которые могут возникнуть при частом использовании различных гаджетов. В статье представлены рекомендации для родителей. Сделан вывод о том, что визуальная культура может оказывать положительное влияние при условии избирательного подхода к потребляемому контенту.
Ключевые слова: телекоммуникация, педагогическая психология, школьный возраст, детско-родительские отношения.
INFLUENCE OF TELECOMMUNICATIONS ON EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF SCHOOLS
Mikhailova O.V.
Mikhailova Olesya Vladimirovna - Student,
DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY,
FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
IVANOVO STATE UNIVERSITY, IVANOVO
Abstract: the article is devoted to the actual problem of the impact of visual culture on a child, which cannot be perceived critically by him due to age characteristics. The reasons for the increased interest of schoolchildren in various kinds of telecommunications are considered. Particular attention is paid to possible violations that may arise with the frequent use of various gadgets. This article provides guidelines for parents. It is concluded that visual culture can have a positive impact on the condition of a selective approach to the content consumed.
Keywords: telecommunications, educational psychology, school age, parent-child relationships.
Список литературы / References
- Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования,2012. № 3.
- Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // ЗНиСО, 2015. № 8 (269). С. 38-42.
- Усольцева Д.Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников // Международный школьный научный вестник, 2016. № 1.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Михайлова О.В. ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ//Проблемы современной науки и образования № 12 (169), 2021. - С. {см. журнал}. |