19.00.00 Психологические науки
Феномен адаптации как предмет научной рефлексии
- Категория: 19.00.00 Психологические науки
- Создано: 15.01.2016, 11:52
- Просмотров: 5067
Содержание материала
Никонова Л. П. Феномен адаптации как предмет научной рефлексии // Проблемы современной науки и образования № 01 (43), 2016 { см. журнал}
Никонова Лидия Павловна / Nikonova Lidia Pavlovna – студент,
профиль подготовки: «Психология организационно-управленческой деятельности», квалификация (степень): магистр,
психолого-педагогический факультет заочного отделения,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Аннотация: в статье анализируются различные точки зрения на проблему и понятие адаптации. Рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.
Abstract: this article analyzes the different perspectives on the problem and the concept of adaptation. The factors influencing the process of adaptation.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, трудовая адаптация.
Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, adaptation of labor.
Впервые понятия адаптация появилось в 19 веке и было использовано в биологии. Проблему адаптации рассматривали ученые Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк, Ж. Сент-Илером. В Большом Энциклопедическом словаре понятие адаптация описывается так: «адаптация (лат. adaptatio — приспособление), в биологии — совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Так как наука не стоит на месте, проблема адаптации стала рассматриваться не только в биологии, но и в таких науках, как медицина, социальная психология и социология.
Философская энциклопедия описывает определение адаптации так: «Адаптация – это приспособление, т. е. нахождение соответствия (а также процесс, приводящий к такому соответствию) между живой системой (или ее частью) и внешним по отношению к ней условиям» [9].
Большая советская энциклопедия дает определение такое: «От позднелат. adaptation – приспособление, прилаживание – это процесс приспособления функций и строения организма (особи, популяции, виды) и их органов к условиям среды».
Понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования.
Существует несколько форм проявления феномена «адаптация», которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны - динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой - свойство любой живой саморегулируемой системы [3].
Адаптация долгое время рассматривалась как односторонний процесс приспособления личности, группы к социальным условиям. Сейчас исходят из того, что одновременно происходит и преобразующее влияние личности на социальную среду. Под этим понимается, что человек при поступлении на работу занимает определенную пози¬цию в организации, соглашаясь с предъявляемыми к нему требова¬ниями, ценностями, нормами, правилами поведения и согласовы¬вая свои цели и задачи с целями и интересами организации [3].
Трудовая адаптация — многоаспектное явление, которое включает:
1. Социальную адаптацию, т. е. получение информа¬ции о ценностях, нормах организации, ее формальных и нефор¬мальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе.
2. Организационную адаптацию, при которой проис¬ходит осознание служащим своей роли в общем производствен¬ном процессе.
4. Профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием необходимых качеств и позитивного отношения к своему труду.
Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.
Профессиональная адаптация. Это адаптация к рабочему месту, орудиями и средствами труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектом труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда. Другими словами, профессиональная адаптация – это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметными и временными составляющими.
На процесс профессиональной адаптации оказывают влияния три следующих фактора:
- факторы среды, к которой осуществляется адаптация (это рабочее место, технологический процесс и т. д.);
- факторы, которые могут быть названы индивидуально–личностными, т. е. связанные с особенностями самого адаптанта;
- факторы управления процессом адаптации [7].
Некифоров Г. С. пишет: «Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность».
А. Я. Кибанов выделяет два направления трудовой адаптации:
− первичная – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
− вторичная – при последующей смене работы.
Виды адаптации:
1. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.
2. Психофизиологическая адаптация - происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различные психофизиологические воздействия на работника во время труда.
3. Социально-психологическая адаптация - происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
4. Организационно–административная адаптация - работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целой и в организационной структуре.
5. Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Санитарно–гигиеническая адаптация - работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка [5].
Согласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина, условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
3. Действенная адаптация. Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе [1].
Для психологов важную роль имеет определение психической адаптации человека, т. е. такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все уровни существования личности.
Исследования адаптации человека в последнее время приобретают особую актуальность в связи с возрастанием интенсивности действия и увеличением числа факторов, которые усиливают динамичность соотношения человека и окружающей его среды и обуславливают повышенные требования к адаптационным механизмам [4].
При анализе профессиональной эффективности адаптация оценивается на уровне той микросоциальной среды, в которой непосредственно реализуется поведение. В этом случае четко проявляется адаптационное значение адекватности микросоциального взаимодействия [4].
Основной средой взаимодействия человека является социальная среда, часто в отношении вопроса об адаптации человека говорят о социально-психологической адаптации.
Филипов А. В. описывает социально-психологическую адаптацию. Как вид адаптации связан с вхождением нового работника в первичный коллектив.
Управлением социально-психологической адаптацией в равной мере заняты и руководитель первичного коллектива, и сам первичный коллектив, причем именно первичный коллектив оказывает наиболее сильное социально-психологическое влияния на адаптанта.
Среди качеств коллектива, выполняющих роль регуляторов адаптационного процесса, следует отметить:
• морально-психологический климат;
• идейную общность;
• сплоченность вокруг общественно значимых целей;
• взаимную требовательность и ответственность;
• взаимопомощь [8].
При рассмотрении социально-психологической адаптации О. И. Зотов и И. К. Кряжев говорят о взаимодействии личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.
Из всего сказанного можно выделить, что адаптация можно трактоваться в различных концепциях как в динамическом, так и в статическом аспекте. При рассмотрении различных концепций можно сделать вывод, что адаптация человека это поддержание равновесия личности с требованиями внешнего окружения, другие исследователи понимают адаптацию как положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Можно говорить, что если развитие личности это стратегия жизни, то адаптация это тактика.
Литература
1. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 270 с
3. Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. – Новосибирск, 1980. – 190 с.
5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 695 с.
6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник дл я вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 60.
7. Турчинова А. И. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А. И. Турчинова. — М.: Изд-во РАГС, 2009. - 488 с.
8. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. – М.: Экономика, 1990. – 168 с.
8. Фролова И. Т. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |