ON SOME FEATURES OF THE TRADITIONS OF DASTANS
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 17 мая
- Просмотров: 387
Ilyasova D.D.
Ilyasova Dilorom Donievna – Lecturer,
DEPARTMENT OF GENERAL PIANO,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in Uzbek traditional music, there are typologically specific types of each region. For example, songs, terma, lapar, yalla, dastan have the structure, common features of each regional local style, as well as a variety of dialects and local variants, as they are clearly marked by common bases. In addition, each region has its own genre of cultural center. Let's take, for example, the "katta ashula", popular in the Ferghana Valley and Tashkent. Some of the features characteristic of “katta ashula”, or some of their parts, can be found in Khorezm, Bukhara, Kashkadarya, Surkhandarya and other regions. But this is typical for the Ferghana-Tashkent musical tradition.
Keywords: music, melody, genre, creativity, dastan, folklore, tradition, bakshi, word.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАДИЦИЙ ДАСТАНОВ
Ильясова Д.Д.
Ильясова Дилором Дониевна – преподаватель,
кафедра общего фортепиано,
Государственная консерватория Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в узбекской традиционной музыке существуют типологически специфические виды каждого региона. Например, песни, терма, лапар, ялла, дастан имеют структуру, общие черты каждого регионального местного стиля, а также разнообразие диалектов и местных вариантов, так как они четко заметны общими основами. Кроме того, каждый регион имеет свой жанр культурного центра. Возьмем, к примеру, популярную в Ферганской долине и Ташкенте «катта ашула». Некоторые черты, характерные для “катта ашула”, или отдельные их части можно встретить в Хорезме, Бухаре, Кашкадарье, Сурхандарье и других регионах. Но это типично для Фергано-Ташкентской музыкальной традиции.
Ключевые слова: музыка, мелодия, жанр, творчество, дастан, фольклор, традиция, бакши, слово.
References / Список литературы
- Matyakubov В. Doston navolari. Toshkent, 2009.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ilyasova D.D. ON SOME FEATURES OF THE TRADITIONS OF DASTANS//Проблемы современной науки и образования № 4 (173), 2022. - С. {см. журнал}. |
REFLECTION OF MONODIC TRADITIONS IN COMPOSERS CREATIVITY OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF OSTINATO FORMS)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 17 мая
- Просмотров: 401
Boysinova M.F., Mukhtarova F.Sh.
Boysinova Mushtariy Farkhadovna - Independent PhD applicant, Lecturer;
Mukhtarova Flora Shaakhmedovna - - Candidate of Art History, Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses ostinato forms in the modern work of composers of Uzbekistan. The purpose of the article is to highlight these forms from the standpoint of reflecting monodic traditions in them. In accordance with this some prerequisites for metro-rhythmic, textural, formative and figurative-semantic ostinato, contained in the musical traditional heritage of the Uzbek people are described at the beginning, and then their embodiment in composers’ opuses. At the same time, considerable attention is paid to impact of new current trends.Based on the analysis, a conclusion is made about the synthesis of modern and monodic traditions in the sphere of ostinato forms.
Keywords: polyphony, ostinato, monody, rhythm formula, usul, texture, metrorhythm, thematism, form formation.
ОТРАЖЕНИЕ МОНОДИЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ОСТИНАТНЫХ ФОРМ)
Бойсинова М.Ф., Мухтарова Ф.Ш.
Бойсинова Муштарий Фархадовна - самостоятельный соискатель PhD, преподаватель,
Мухтарова Флора Шаахмедовна - кандидат искусствоведения, профессор,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистан,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются формы остинато в современном творчестве композиторов Узбекистана. Цель статьи - выделить эти формы с точки зрения отражения в них монодических традиций. В соответствии с этим вначале описываются некоторые предпосылки метроритмического, фактурного, формообразующего и образно-смыслового остинато, содержащиеся в музыкальном традиционном наследии узбекского народа, а затем их воплощение в композиторских опусах. При этом значительное внимание уделяется влиянию новых современных тенденций. На основе анализа делается вывод о синтезе современной и монодической традиций в сфере форм остинато.
Ключевые слова: полифония, остинато, монодия, ритмическая формула, усул, фактура, метроритм, тематизм, формообразование.
References / Список литературы
- Levando M. Ob ostinatnosti v muzyke KHKH veka. // V kn.: Analiz, kontseptsiya, kritika. Stat'i molodykh muzykovedov // M., 1977. S. 66-78.
- Karomatov F. Uzbekskaya instrumental'naya muzyka (naslediye). T., 1972. 360 s.
- Kyuregyan T. Novyye individual'nyye formy. Glava KHKH // Teoriya sovremennoy kompozitsii (pod redaktsiyey V. Tsenovoy). M., 2007. S. 576-617.
- Mukhtarova F.SH. O predposylkakh k ostinatnosti v uzbekskom fol'klore i ikh pretvoreniye v sochineniyakh kompozitorov Uzbekistana. V kn.: Voprosy sovremennogo muzykoznaniya. T., 1979. 104-117 s.
- Mukhtarova F. Polifoniya v tvorchestve kompozitorov Uzbekistana, Tadzhikistana, Turkmenii. T., 1993.
- Muxtorova F. T., 2007. 240 b.
- Kholopova V. Formy muzykal'nykh proizvedeniy. S-Pb, 2001. 496 s.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Boysinova M.F., Mukhtarova F.Sh. REFLECTION OF MONODIC TRADITIONS IN COMPOSERS CREATIVITY OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF OSTINATO FORMS)//Проблемы современной науки и образования № 4 (173), 2022. - С. {см. журнал}. |
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 17 мая
- Просмотров: 454
Хасанова Г.Д.
Хасанова Гузаль Джамалиддиновна - старший преподаватель,
кафедра истории и теории узбекского макома,
Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: маком – это профессиональная музыка устной традиции и появилась примерно в IV веке нашей эры, но история макома как отдельной среднеазиатской традиции начинается в XI—XII веках, когда сформировался цикл из 12 макомов. На сегодняшний день он состоит из 6 макомов. Развитием этого жанра занимались учёные, музыканты и философы такие как: аль-Фараби, Ибн Сина (Авиценна), дервиш Али Чанги, Барбад, Нажмиддин Кавкаби, Алишер Наваи и многие другие.
Ключевые слова: маком, лад, музыка, наука, «Школа макома» («Маком мактаби»), традиции.
THE PROCESS WENT
Khasanova G.J.
Khasanova Guzal Jamaliddinovna - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF HISTORY AND THEORY OF UZBEK MAКOM,
UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: makom is professional music of oral tradition, and appeared approximately in the 4th century AD, but the history of makom as a separate Central Asian tradition begins in the 11th-12th centuries, when a cycle of 12 maqoms was formed. Today it consists of 6 makom s. Scientists, musicians and philosophers such as al-Farabi, Ibn Sina (Avicenna), dervish Ali Changi, Barbad, Najmiddin Kavkabi, Alisher Navai and many others were engaged in development of this genre.
Keywords: makom, modus, music, science, "Makom school" ("Maqom maktabi"), traditions, makam.
Список литературы / References
- Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3391 от 17.11.2017 «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком».
- Указ Президента Республики Узбекистан № УП-60 от 28.01.2022. «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы»
- Раджабов И. Мақомлар. Ташкент, 2006.
- Матякубов О. Додекафония. Ташкент, 1986.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Хасанова Г.Д. ПРОЦЕСС ПОШЕЛ//Проблемы современной науки и образования № 4 (173), 2022. - С. {см. журнал}. |
ДРЕВНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - ДУТОР
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 20 апр
- Просмотров: 375
Махмудова Ф.Н.
Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи – старший преподаватель,
кафедра макомного инструментального исполнительства,
Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: наряду с тем, что узбекское музыкальное искусство красиво и уникально, оно также очень древнее. Музыкальные инструменты также создавались и развивались с древних времен и дошли до наших дней. Узбекская музыка настолько богата, что почти для каждого музыкального инструмента создано более 100 произведений. Инструмент дутор - один из таких древних инструментов. Узбекский народ любит дутор с древних времен. На основе музыкальных нот дутора сочинены крупные макомы, мелодии. Сегодня проводятся научные исследования по инструменту дутор. Данная статья также посвящена инструменту дутор. В ней есть информация о нём в древних трактатах. В то же время здесь можно узнать о знаменитых дутаристах, живших в 17 веке.
Ключевые слова: дутор, маком, дутарист, музыкальный инструмент, народное творчество, звук дутора.
ANCIENT MUSICAL INSTRUMENT - DUTAR
Mahmudova F.N.
Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF MAKOMIC INSTRUMENTAL PERFORMANCE,
UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: along with the fact that Uzbek musical art is beautiful and unique, it is also very ancient. Musical instruments have also been created and developed since ancient times and have survived to the present day. Uzbek music is so rich that more than 100 pieces have been created for almost every musical instrument. The dutar instrument is one of such ancient instruments. The Uzbek people have loved the dutor since ancient times. On the basis of the musical notes of the composer, large makoms and melodies are composed. Today, scientific research is being conducted on the instrument dutor. This article is also devoted to the dutor tool. It contains information about him in ancient treatises. At the same time, here you can learn about famous guitarists who lived in the 17th century.
Keywords: dutor, makom, dutarist, musical instrument, folk art, sound of a dutar.
Список литературы / References
- Махмудова Ф.Н. Роль инструмента дутар в ансамбле в XX-XXI веках. «Вестник науки и образования». № 7(110), 2021.
- Матякубов Ш. Анъанавий хонандалик асослари. Учебное пособие. Ташкент, 2022.
- Фитрат. Ўзбек классик мусиқаси ва унинг тарихи. “Фан” нашриёти. Т., 1993.
- Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.д
- Семенов А.А. Среднеазиатский трактат музыке Дарвиша Али 17-века. Т., 1946.
- Махмудова Ф.Н. Макомы на дутаре. «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Махмудова Ф.Н. ДРЕВНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - ДУТОР//Проблемы современной науки и образования № 3 (172), 2022. - С. {см. журнал}. |