Статьи наших авторов
Формирование коллегии присяжных в судах Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики: общее, особенное
- Категория: Статьи авторов
- Создано: 14.01.2016, 12:13
- Просмотров: 3367
Содержание материала
Во-первых, предварительный отбор необходимых кандидатов в присяжные заседатели, согласно ст. 6. Закону «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики», должен осуществляться, в отличие от суда присяжных РФ и РК, специальным институтом – администратором суда, который будет нести ответственность за составление списка присяжных, руководствуясь составлением предварительного и окончательного списка, исправлять неточности и решать организационные вопросы, а также нести ответственность за рассылку информационных бюллетеней [1]. При этом следовало бы предусмотреть уголовную ответственность администратора суда за нарушение процедуры составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Тем самым введение специального института администратора суда в последующем является очень важным звеном в судебном процессе и снизит риск расформирования коллегии присяжных и нуллификации уголовных законов со стороны присяжных.
Во-вторых, список предварительного состава кандидатов в присяжные заседатели в КР составляется администратором суда с указанием фамилий, имен, отчеств в том порядке, в каком происходила случайная выборка в присутствии государственного обвинителя и защитника подсудимого. Список кандидатов в присяжные заседатели подписывается администратором суда и обеими сторонами [2, с. 210]. Такой порядок составления предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели позволяет, чтобы все стороны судебного процесса изначально принимали участие в формировании состава присяжных заседателей, чтобы в последующем исключить претензии со стороны участников процесса к персональному составу.
В-третьих, анализ выявил особенность в отношении численности включенных кандидатов в предварительный список. Как известно, согласно конституционным законам РФ суд присяжных состоит из 12 и 2 запасных присяжных заседателей, в РК – из 10 и 2 запасных, а в КР – из девяти присяжных заседателей основного состава и присяжных заседателей запасного состава [2, с. 212]. Согласно п. 3 ст. 8 статьи 331-5 УПК КР, администратор суда формирует предварительный состав кандидатов в присяжные заседатели в количестве не менее пятидесяти [2, с. 210]. Для формирования коллегии присяжных, согласно УПК КР, достаточно тридцать пять кандидатов в присяжные заседатели, явившихся на судебное заседание [3, с. 210], в РФ – не менее двадцати кандидатов в присяжные заседатели (ч. 3. ст. 327 УПК РФ) [3], а в РК – не менее 25 (ч. 8 ст. 551 УПК РК) [4]. На наш взгляд, наиболее приемлемым является норма в КР, где приглашаются в судебное заседание от 35 до 50 кандидатов в присяжные, что законодательно создает больше вероятности на мотивированный и немотивированный отвод участниками процесса. В определенной мере будет снижен риск нуллификации уголовного закона коллегией присяжных заседателей.