Статьи наших авторов
Формирование коллегии присяжных в судах Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики: общее, особенное
- Категория: Статьи авторов
- Создано: 14.01.2016, 12:13
- Просмотров: 3362
Содержание материала
Батырбаев Б. С. Формирование коллегии присяжных в судах Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики: общее, особенное // Проблемы современной науки и образования № 01 (43), 2016 { см. журнал}
Батырбаев Бактыбек Сулайманович / Batyrbaev Baktybek Sulajmanovich – кандидат юридических наук, доцент,
кафедра уголовного права и процесса, юридический факультет,
Кыргызский национальный университет, г. Бишкек
Аннотация: в статье анализируются некоторые вопросы формирования коллегии присяжных заседателей в Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. На основе сравнительно-сопоставимого анализа процедуры отвода кандидатов в присяжные заседатели излагается роль администратора суда, формирования коллегии присяжных заседателей.
Abstract: the article analyzes analyzes some of the issues of formation of the jury in the Russian Federation, Kazakhstan and the Kyrgyz Republic. On the basis of a comparative analysis of comparable procedures removal of jurors, sets out the role of the court administrator form the jury.
Ключевые слова: Кыргызская республика, кандидаты в присяжные заседатели, отвод, предварительные списки, свойственник, администратор суда.
Keywords: Kyrgyz Republic, candidates for jurors, challenged the preliminary lists, connexion, court administrator.
На сегодня в республике с момента принятия Закона «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики» от 2009 г. несколько раз откладывались решения введения данного института. Суды присяжных заседателей являются независимым институтом демократических государств, в которых право на выражение правосудия является реальным, а не только декларируется на бумаге и неоднократное откладывание введения данного института является противоречием Основному Закону – Конституции Кыргызской Республики.Основной причиной тому является не только затянувшая реформа судебной системы, обусловленная в первую очередь складывающееся политической ситуацией в республике за последнее десятилетие, а еще сомнение со стороны практикующих юристов возможности формирования качественного состава присяжных заседателей. Об этом свидетельствует интервью председателя Верховного суда КР Ф. Джамашева в 2013 г. «Участие присяжных предусматривает рассмотрение тяжких уголовных дел, где речь идет о возможном пожизненном заключении подсудимого. Если мы включим рассмотрение таких дел в межрайонные суды, то получится каша, в которой нам всем будет сложно разобраться. Еще одна проблема – сами присяжные. На каждом процессе по закону должны присутствовать 9 присяжных. Где в такой маленькой республике мы найдем столько объективных, не связанных общими целями или родством людей» [5]. Отчасти такое заявление соответствует действительности, хотя, в отличие от Российской Федерации (далее РФ) и Республики Казахстан (далее РК), суду с участием присяжных подсудны всего лишь несколько категорий преступлений.
В связи с этим в данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы формирования состава присяжных заседателей согласно уголовно-процессуального законодательства РФ, РК и КР. Сравнительный анализ порядка формирования коллегии присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве в КР, РК и РФ показало, что есть определенные расхождения, которые могут повлиять на качественный состав присяжных, и рассмотрим некоторые из них.