Статьи наших авторов
Постижение времени
- Категория: Статьи авторов
- Создано: 14.01.2016, 12:11
- Просмотров: 5354
Содержание материала
В данном утверждении Кант говорит о том, что структура времени представляет собой одномерную систему координат, в которой допустимо движение только в двух направлениях, тогда как в пространстве возможна полная свобода перемещения. Все события во времени выстраиваются в последовательность, тогда как объекты или наблюдатели, участвующие в данных событиях, существуют одновременно. Данное априорное основоположение предполагает исследование в дальнейшем типов восприятия и воздействия времени на объекты и пространство.
г. Время есть не дискурсивное, или, как его называют, общее понятие, а чистая форма чувственного созерцания. Различные времена суть лишь части одного и того же времени. Но представление, которое может быть дано лишь одним предметом, есть созерцание. К тому же положение о том, что различные времена не могут существовать вместе, нельзя вывести из какого-либо общего понятия. Это положение синтетическое и не может возникнуть из одних только понятий. Следовательно, оно непосредственно содержится в созерцании времени и в представлении о нем [1. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, 2009. 736 с.].
В данном высказывании отображен способ наблюдения человеком процесса течения времени. Время неразрывно с точки зрения человеческого восприятия, все события вытекают одно из другого, сохраняя строгую хронологическую последовательность в обоих направлениях рассмотрения. Но в то же время допускается разбиение общей временной цепи на составные части, для подробного исследования, что является искусственно заданным самим человеком правилом, которое помогает сортировать по порядку подлежащие изучению временные периоды.
д. Бесконечность времени означает не что иное, как то, что всякая определенная величина времени возможна только путем ограничений одного, лежащего в основе времени. Поэтому первоначальное представление о времени должно быть дано как неограниченное. Но если части предмета и всякую величину его можно представить определенными лишь путем ограничения, то представление в целом не может быть дано через понятия (так как понятия содержат только подчиненные представления): в основе понятий должно лежать непосредственное созерцание [1. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, 2009. 736 с.].
В этом абзаце говорится о том, что бесконечность времени можно определить только при помощи рассмотрения какого-либо процесса, который характером своего протекания даст возможность считать его бесконечным по отношению к наблюдателю. Времяобразующий фактор является в данном вопросе наиболее точным показателем бесконечности времени, указывая возможную точку отсчета, но не может быть рассмотрен всецело с позиции наблюдения общей протяженности времени. При сегментном рассмотрении времени, абстрагированном от общих понятий, становится доступен детальный анализ конкретных явлений, заключенных в один бесконечный процесс.