Статьи наших авторов
Постижение времени
- Категория: Статьи авторов
- Создано: 14.01.2016, 12:11
- Просмотров: 5355
Содержание материала
Дискурсивное познание - это познание, приобретаемое не из чувственных восприятий, а путем логического мышления, из соединения понятий в суждения. Познания противопоставляются интуитивному познанию как покоящемуся на внешнем или внутреннем созерцании [свободная энциклопедия 2009 г. Wiki].
а. Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы вовсе не лежало бы априорное представление о времени. Только при этом условии можно представить себе, что события происходят в одно и то же время (вместе) или в различное время (последовательно) [1. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, 2009. 736 с.].
Данное утверждение повествует о том, что течение времени происходило всегда, независимо от людей, которые до сих пор не в состоянии дать конкретное определение времени и объяснить условия его возникновения, а лишь способны воспринимать его таким, какое оно есть, и подчинятся его правилам.
б. Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний. Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не можем устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени. Следовательно, время дано a priori. Только в нем возможна вся действительность явлений. Все явления могут исчезнуть, само же время (как общее условие их возможности) устранить нельзя [1. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, 2009. 736 с.].
В этом разделе говорится о том, что человек может судить о наличии течения времени только по динамически изменяющимся процессам, которые окружают наблюдателя. Последовательность изменений состояния наблюдаемых объектов без времени невозможна, тогда как само время, представляемое фактором, присутствующим во всех механических процессах и природных явлениях, может существовать.
в. На этой априорной необходимости основывается также возможность аподиктических основоположений об отношениях времени или аксиом о времени вообще. Время имеет только одно измерение: различные времена существуют не вместе, а последовательно (различные пространства, наоборот, существуют не друг после друга, а одновременно). Эти основоположения нельзя получить из опыта, так как опыт не дал бы ни строгой всеобщности, ни аподиктической достоверности. На основании опыта мы могли бы только сказать: «Так свидетельствует обыкновенное восприятие, но не могли бы утверждать, что так должно быть». Эти основоположения имеют значения правил, по которым вообще возможен опыт; они наставляют нас до опыта, а не посредством опыта [1. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, 2009. 736 с.].