Статьи наших авторов
О ПРЕПОДАВАНИИ МАКОМНОГО СОЛЬФЕДЖИО
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 дек
- Просмотров: 937
Матякубова С.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: идея разработки проекта учебной дисциплины «Макомное сольфеджио» и создание комплексного учебного пособия возникла в русле реформы музыкального образования и прогрессивных тенденций развития современной узбекской музыкальной культуры. Открытие за последнее время в Узбекистане школ макома, института Узбекского национального музыкального искусства имени Ю. Раджаби, а также внедрение изучения макомного искусства в начальных, средних и высших учебных заведениях Узбекистана свидетельствуют о возросшей потребности в сознательном восприятии национальных музыкальных ценностей, углублённых научными и практическими знаниями.
Ключевые слова: маком, усуль, Мушкилот, Намуд, модальные лады, модальная функциональность, Сарахбор, Намуд, Аудж.
ABOUT TEACHING MAKOMNO SOLFEGGIO
Matyakubova S.K.
Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the idea of developing a draft of the academic discipline "Makomnoe Solfeggio" and the creation of a comprehensive textbook arose in the mainstream of the reform of music education and progressive trends in the development of modern Uzbek musical culture. The recent opening of maqom schools in Uzbekistan, the Institute of Uzbek National Musical Art named after Y. Rajabi, as well as the introduction of the study of maqom art in primary, secondary and higher educational institutions of Uzbekistan testifies to the increased need for a conscious perception of national musical values, enhanced by scientific and practical knowledge.
Keywords: makom, usul, Mushkilot, Namud, modal modes, modal functionality, Sarakhbor, Namud, Audj.
Список литературы / References
- Холопова В.Н. Теория музыки. Санкт–Петербург, 2002.
- Успенский В.А. Шесть музыкальных поэм (маком). Редакция Фитрата и Н.Н. Миронова. Народный Назарат Просвещения Бухреспублики, 1924.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. О ПРЕПОДАВАНИИ МАКОМНОГО СОЛЬФЕДЖИО // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |
КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 дек
- Просмотров: 1038
Матякубова С.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: при анализе форм инструментальных и вокальных частей макомов выявляется определённая «планировка» – особая композиция внутри частей. Реализуется она во всей совокупности средств музыкальной выразительности, прежде всего лада и ритма. Для удобства изложения воспользуемся некоторыми устоявшимися терминами, такими как композиция, функция, типы изложения. Сразу оговоримся об условности применения некоторых терминов, возможно в дальнейшем появятся более приемлемый для восточной монодии аппарат понятий.
Как известно, модальность – это ладовый универсум как европейской, так и восточной монодии. И там и здесь ладообразованию присущи родовые черты, т.е. основные принципы модальной организации звуковысотности – стабильность звукоряда, при возможном смещении опоры, неразрывная связь лада и мелодики, ритма, лада и формообразования и др. При этом особую роль играет специфическая модальная функциональность на основе линеарного соотношения ступеней.
Ключевые слова: маком, танбурная нотация, лад, усуль, модальность, типы изложения, Сарахбор, Талкин, Наср, намуд, аудж, хона, бозгуй.
COMPOSITIONAL MODEL OF PARTS OF UZBEK MAQOMS
Matyakubova S.K.
Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: when analyzing the forms of the instrumental and vocal parts of the maqoms, a certain "layout" is revealed - a special composition within the parts. It is realized in the totality of the means of musical expression, first of all the harmony and rhythm. For the convenience of presentation, we will use some well-established terms, such as composition, function, presentation types. Let's immediately stipulate the conventionality of the use of some terms, perhaps in the future there will be more acceptable concepts for Eastern monody.
As you know, modality is the modal universe of both European and Eastern monody. In both instances, generic features are inherent in the formation of modes, that is, the basic principles of the modal organization of pitch are the stability of the scale, with a possible displacement of the support, the inextricable connection of mode and melody, rhythm, mode and shaping, etc. In this case, a specific modal functionality plays a special role based on a linear ratio of steps.
Keywords: makom, tanbur notation, mode, usul, modality, types of presentation, Sarakhbor, Talkin, Nasr, namud, audj, hona, bozgui.
Список литературы / References
- Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт–Петербург, 2001.
- Кюрегян Т. Неомодальность и музыкальная форма. // Музыкальное искусство ХХ века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. М., 1992.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |
ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 дек
- Просмотров: 843
Каримов Ф.У.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Каримов Файзулла Убайдуллаевич - старший преподаватель,
кафедра исполнительства на народных инструментах,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье автор освещает основные этапы пройденного исторического пути, отбор, систематизацию и обобщение материалов, посвящённых становлению исполнительского искусства на узбекских народных инструментах от истоков до настоящего времени.
Исполнительство на народных инструментах составляет важную и неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана. Оно опирается на многовековые традиции, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Его современное состояние отличается многообразием исполнительских школ и локальных особенностей интерпретации. Необходимость обращения к данной теме продиктована тем обстоятельством, что до недавнего времени вопросы истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах не получали должного освещения и, фактически, оставались вне поля зрения системы обучения в музыкальных ВУЗах.
Ключевые слова: народное искусство, народные инструменты Узбекистана, исполнительское искусство на народных инструментах, национальное исполнительское искусство.
FROM THE HISTORY OF PERFORMING ON THE UZBEK PEOPLE'S INSTRUMENTS
Karimov F.U.
Karimov Fayzulla Ubaydullaevich - Senior Teacher,
DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the author of the article highlights the main stages of the historical path, selection, systematization and generalization of the materials devoted to the development of performing arts on Uzbek folk instruments starting from the roots to the present time.
Performing folk instruments is an important and integral part of the musical culture of Uzbekistan. It is based on centuries-old traditions that are constantly developing and improving. Its current state is distinguished by a variety of performing schools and local features of interpretation. The need to address this topic is dictated by the fact that, until recently, the history and theory of performance on Uzbek folk instruments did not receive proper coverage and, in fact, remained outside the field of vision of the educational system in music universities.
Keywords: folk art, folk instruments of Uzbekistan, performing arts on folk instruments, national performing arts.
Список литературы / References
- Одилов А. История исполнительства на узбекских народнқх инструментах. Т., 1996.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Каримов Ф.У. ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |
V. USPENSKIY, V. BELYAYEV AND A. SEMYONOV SCIENTIFIC HERITAGE OF UZBEK MUSIC
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 дек
- Просмотров: 646
Bagamanova A.Т.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Bagamanova Adilya Talkhaevna - Teacher,
DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the 20th century has left a noticeable mark on mankind development. It was a period of radical changes. The political, economic, and spiritual changes during that period, especially during the world wars, gave rise to new ideologies and perspectives. Moreover, this process became even more intense at the end of the 20th century when science and technology (in the field of electronics, aviation, television, computers, etc.), have seen unprecedented innovations. These global developments have been also reflected in the cultural and artistic spheres. In European music, in particular, the outburst of information in the 20th century led to the introduction of individual experiments, abandoning universal traditions and classical patterns.
Keywords: music, culture, medium, research, style, layer, genre, source.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В. УСПЕНСКОГО, В. БЕЛЯЕВА, А. СЕМЕНОВА ОБ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ
Багаманова А.Т.
Багаманова Адиля Тальхаевна - преподаватель,
кафедра эстрадного инструментального исполнительства,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: ХХ век оставил яркий след в развитии человечества как период радикальных перемен. Изменения в мировом политическом, экономическом и духовном мире в этот период, особенно две мировые войны, породили новые идеологии и взгляды в умах человечества. К тому же, как век науки и техники, беспрецедентных инноваций в двадцатом веке (в области электроники, авиации, телевидения, компьютеров и т.д.) этот процесс стал еще более интенсивным, особенно в конце века. Эти глобальные события отражаются также в культурной и художественной сферах. В частности, в европейской музыке информационный взрыв двадцатого века привел к внедрению в практику индивидуальных экспериментов, отказу от универсальных традиций и классических образцов.
Ключевые слова: музыка, культура, среда, исследование, стиль, пласт, жанр, источник.
References / Список литературы
- Fitrat. Uzbek klassik musiqasi va uning tarixi (Uzbek classical music and its history). Toshkent, 1993.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Bagamanova A.Т. V. USPENSKIY, V. BELYAYEV AND A. SEMYONOV SCIENTIFIC HERITAGE OF UZBEK MUSIC // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |
РАЗМЕР И РИТМ В ТРАДИЦИОННОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 дек
- Просмотров: 673
Ашуров Б.Ш.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ашуров Бахтиёр Шокирович - руководитель отдела,
отдел по подготовке научно-педагогических кадров,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в сплетении метра и ритма, певучести и гармонии рождается песня как символ единства истоков поэзии и музыки. Простой напев – начальная стадия этих связей. А в контексте высокопрофессионального искусства традиционной узбекской музыки, на новом уровне синтеза исходных основ соразмерное слово, стих, распетый и облагороженный музыкальной интонацией, усиливается выразительностью, полётностью, устремленностью к высотам духовного осмысления мира.
Известно, что в узбекской и таджикской поэзии получили распространение две системы стихосложения. Одна, относящаяся к силлабическому разряду, в узбекской поэзии известна под названием бармак (букв. “палец”), а в таджикской - хижо (“слог”). Оба слова эти используются в значении единицы счёта. Другая система стихосложения – квантитативная, во всей арабской, персидской и тюркской поэзии известная под общим термином аруз.
Ключевые слова: музыка, традиция, метр, ритм, поэзия, жанр, текст, мастер.
METER AND RHYTHM IN TRADITIONAL UZBEK MUSIC
Ashurov B.Sh.
Ashurov Bakhtiyor Shokirovich - Head of Department,
TRAINING DEPARTMENT SCIENTIFIC TEACHING STAFF,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the interweaving of meter and rhythm, melodiousness and harmony, a song is born as a symbol of the unity of the origins of poetry and music. A simple melody is the initial stage of these connections. And in the context of the highly professional art of traditional Uzbek music, at a new level of synthesis of the initial foundations, a commensurate word, verse, sung and ennobled by musical intonation, is enhanced by expressiveness, flight, aspiration to the heights of spiritual comprehension of the world.
It is known that two systems of versification have spread in Uzbek and Tajik poetry. One, belonging to the syllabic category, is known in Uzbek poetry as barmak (literally “finger”), and in Tajik poetry - hizho (“syllable”). Both of these words are used in the meaning of the unit of account. Another system of versification is quantitative, in all Arabic, Persian and Turkic poetry known under the general term aruz.
Keywords: music, tradition, meter, rhythm, poetry, genre, text, master.
Список литературы / References
- Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Ашуров Б.Ш. РАЗМЕР И РИТМ В ТРАДИЦИОННОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |