Статьи наших авторов
THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF A DUTAR
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 05 мая
- Просмотров: 655
Yunusov U.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Yunusov Ulugbek Abdulkhoshimovich - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: historically, Central Asia, including Uzbekistan, is rich in science, art and culture, due to the fact that the main tributaries of the Great Silk Road pass through this region. The analysis of each field shows that the past has shown that our science, art and culture, while deeply rooted in history, have had an impact on other cultures, especially in these lands. The works and writings of our scholars, who created in the 19th century, are a clear example of this.
From time immemorial, dutors have been widespread in Uzbekistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, and Uyghuristan. despite the fact that the principles in execution were very close to each other. The development of the art of music led to an increase in the demand for musical instruments, which in turn led to the development of the art of composition.
Keywords: culture, art, science, history, music, instrument, dutar.
СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР
Юнусов У.А.
Юнусов Улугбек Абдулхошимович - старший преподаватель,
кафедра исполнительства на народных инструментах,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: из истории известно, что в Центральной Азии, включая Узбекистан, богато развивались наука, искусство и культура, которые являлся основным центром Великого шелкового пути. Анализируя каждую область, видим, что наши наука, искусство и культура, будучи глубоко укоренившимися в истории, оказали влияние на другие культуры. Работы и сочинения наших ученых, которые творили в XIX веке, – яркий тому пример.
Испокон веков музыкальный инструмент дутар был широко распространен в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Уйгуристане, несмотря на то, что принципы их исполнения были очень близки друг к другу. Развитие музыкального искусства привело к увеличению спроса на музыкальные инструменты, что, в свою очередь, привело к развитию искусства композиции.
Ключевые слова: культура, искусство, наука, история, музыка, инструмент, дутар.
References / Список литературы
- Darvesh Ali Changiy. “Risolai Musiqiy”. Institute of Oriental Studies at the Academy of Sciences Republic of Uzbekistan. Inv.468.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Yunusov U.А. THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF A DUTAR // Проблемы современной науки и образования № 5 (162), 2021. - С. {см. журнал}. |
DEVELOPMENT OF MUSICAL INTELLIGENCE AT DIFFERENT STAGES OF CHILD’S ONTOGENESIS INCLUDING PRENATAL AGE
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 04 мая
- Просмотров: 609
Karimova N.M., Karimova K.V.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Karimova Naila Minnigayanovna – Senior Lecturer;
Karimova Kamilla Vyacheslavovna – Teacher,
DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION,
TERMEZ STATE UNIVERSITY,
TERMEZ, UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the current topic of the impact of musical art on the development of the child in the prenatal period. The period when the psychophysiological foundations of the child’s personality are laid, affects his life in the future. The use of international and domestic studies on prenatal education allows you to create an active sound environment that stimulates the psychophysiological development of the child by means of musical art. The main purpose of the article is to study theoretical and experimental research of scientists, the result of which is aimed at the formation and development of the musical intelligence of the child. Expanding and deepening research on the patterns of intrauterine development of a child.
Keywords: musical intelligence, genetics, ontogenesis, prenatal and postnatal periods, perinatal psychology.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО ОНТОГЕНЕЗА, ВКЛЮЧАЯ ДЕНАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Каримова Н.М., Каримова К.В.
Каримова Наиля Миннигаяновна – старший преподаватель;
Каримова Камилла Вячеславовна – преподаватель,
кафедра музыкальное образование,
Термезский государственный университет,
г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена актуальной теме воздействия музыкального искусства на развитие ребёнка в пренатальный период. Задачами статьи является обзор исследований, посвященных формированию и развитию музыкального интеллекта на разных стадиях детского онтогенеза. Использование международных и отечественных исследований по пренатальному воспитанию позволяет создать активную звуковую среду, стимулирующую психофизиологическое развитие ребёнка средствами музыкального искусства. Основная цель статьи является изучение теоретических и экспериментальных исследований ученых, результат которых нацелен при формировании и развитии музыкального интеллекта ребенка. Расширение и углубление исследований закономерностей внутриутробного развития ребенка.
Ключевые слова: музыкальный интеллект, генетика, онтогенез, пренатальный и постнатальный периоды, перинатальная психология.
References / Список литературы
- Mirziyoyev Sh.M. Address by the President of the Republic of Uzbekistan to the Oliy Majlis on January 25, 2020.
- Brekhman G.I. Perinatal Psychology: Opening Opportunities. Sat. materials of the international conference. “Perinatal psychology in obstetrics.” SPb., 1997. Р. 6.
- Bertin A. Raising in the womb or the story of missed opportunities. SPb.: MNPO "Life", 1992. Р. 30.
- Vygotsky L.S. Questions of child psychology. SPb., 1997. Р. 20.
- Gardner G. The structure of mind: the theory of multiple intelligences. M., 2007.
- Dobzhansky F. Myths about genetic predestination and about tabula rasa. Human, 2000. № 1. Р 11-24.
- Dobryakov I.V. Perinatal psychology. SPb. Peter, 2010. Р. 272.
- Ryzhavsky G.Ya. The development of the brain in the early periods of ontogenesis: the consequences of some influences. Soros educational journal, 2000. Vol. 6. № Рp. 37-43.
- Filippova G.G. Perinatal psychology and psychology of parenting - new areas of research in psychology. Electronic periodical “Perinatal psychology and psychology of the reproductive sphere” 1/2010. Р 4-17.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Karimova N.M., Karimova K.V. DEVELOPMENT OF MUSICAL INTELLIGENCE AT DIFFERENT STAGES OF CHILD’S ONTOGENESIS INCLUDING PRENATAL AGE // Проблемы современной науки и образования № 5 (162), 2021. - С. {см. журнал}. |
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ СКОРОПОРТЯЩЕЙСЯ ПРОДУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
- Категория: 08.00.00 Экономические науки
- 04 мая
- Просмотров: 1136
Омонов Б.Ш., Шомирзаев Э.Х.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Омонов Баходир Шомирзаевич – кандидат экономических наук, доцент,
кафедра транспортной логистики;
Шомирзаев Эргаш Хурсандович – старший преподаватель,
кафедра транспортных систем и технологических машин,
Ташкентский государственный технический университет,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье проведён анализ научных исследований по проблеме перевозок скоропортящейся продукции и на основе этого анализа авторами предложена методология определения оптимальных маршрутов доставки скоропортящейся продукции на основе проведения анкетного опроса ведущих специалистов и учёных, занимающихся данной проблематикой. Авторы предлагают использовать метод экспертных оценок, достоверность которого обеспечивается с использованием специальных приёмов и методов экспертного опроса. При обработке анкетных данных определяется коэффициент весомости каждого показателя и строится их ряд по важности (ранжирование). Пропорционально рангам определяется весомость мнений экспертов и далее рассчитывается общий критерий оценки уровня транспортного обслуживания клиентуры. С помощью рассчитанного общего критерия определены оптимальные маршруты доставки скоропортящейся продукции автомобильным транспортом.
Ключевые слова: транспортабельность продукции, экспертная оценка, транспортное обслуживание, агропромышленный комплекс (АПК), сортировочный пункт (СП), общий критерий, скоропортящиеся продукция.
DEVELOPMENT OF OPTIMAL ROUTES FOR DELIVERY PERISHABLE PRODUCTS BY ROAD TRANSPORT
Omonov B.Sh., Shomirzaev E.Kh.
Omonov Bakhodir Shomirzaevich – Doctor (PhD) in Economics, Docent,
DEPARTMENT OF TRANSPORT LOGISTICS;
Shomirzaev Ergash Khursandovich – Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF TRANSPORT SYSTEMS END TECHNOLOGICAL MACHINES,
TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the following article analyzes scientific research on the problem of transportation of perishable products. On the basis of this analysis, the authors propose a methodology for determining the optimal routes for the delivery of perishable products based on a questionnaire survey of leading experts and scientists dealing with this issue. The authors assume to use the method of expert assessments, the reliability of which is ensured using special techniques and methods of expert survey. While processing personal data, the weight coefficient of each indicator is determined and a series of them is built in order of importance (ranking). In proportion to the ranks, the weight of the opinions of experts is determined and then a general criterion for assessing the level of transport services for the clientele is calculated. Using the calculated general criterion, the optimal routes for the delivery of perishable products by road have been determined.
Keywords: transportability of products, expert assessment, transport services, agro-industrial complex (AIC), sorting point (SP), general criterion, perishable products.
Список литературы / References
- Омонов Б.Ш. Повышение качества транспортных услуг при перевозке сельскохозяйственной продукции. Ташкент. Журнал Автотранспорт Узбекистана. № 5,
- Омонов Б.Ш. Повышение качества перевозок плодоовощной продукции. Ташкент. Журнал Автотранспорт Узбекистана. № 6, 1996.
- Омонов Б.Ш. Экспертный метод оценки качества транспортного обслуживания сельхозпредприятий. Сборник научных трудов ТАДИ. Ташкент, 1996. С. 34-37.
- Кондратьев A.B. Схемы доставки скоропортящихся пищевых продуктов. // «Транспорт: наука, техника, управление». ВИНИТИ Российской Академии Наук, 2007. № 7. С. 39-41.
- Круглова Е.В. Особенности транспортировки скоропортящихся грузов. // Молодой учёный, 2014. № 19 (78). С. 312-316. [Электронный ресурсhttps://moluch.ru/archive/117/28964/ (date of access: 04.05.2021).
- Организация перевозок скоропортящихся грузов. [Электронный ресурсhttp://www.bestreferat.ru/referat-230043.html/ (date of access: 04.05.2021).
- Особенности перевозки скоропортящихся грузов. [Электронный ресурсhttps://studopedia.ru/7_52482_osobennosti-perevozki-skoroportyashchihsya-gruzov.html/ (date of access: 04.05.2021).
- Миротин Л.Б. Новый подход к менеджменту перевозки скоропортящихся грузов в смешанном сообщении / Л.Б. Миротин, И.А. Башмаков, Б.А. Мамедов / Грузовик, 2019. № 6. С. 43–46.
- Илдарханов Р.Ф. Особенности междугородных перевозок скоропортящихся грузов / Р.Ф. Илдарханов, И.Л. Мавлявиев, Д.И. Тухтаев // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация, 2020. № 1 (84). С. 43–50.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Омонов Б.Ш., Шомирзаев Э.Х. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ СКОРОПОРТЯЩЕЙСЯ ПРОДУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ // Проблемы современной науки и образования № 5 (162), 2021. - С. {см. журнал}. |
ОЦЕНКА МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 29 апр
- Просмотров: 1058
Парпиева М.М.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Парпиева Малика Моминовна – старший преподаватель,
кафедра методики профессионального образования,
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена оценке подготовленной модели менеджмента развития профессиональной компетентности преподавателей системы высшего педагогического образования по таким критериям как целесообразность, инновационность, практичность. Подготовленная модель прошла процедуру экспертного оценивания, позволяющая сделать вывод о том, что в совершенствовании процесса развития профессиональной компетентности важна целостная совокупность всех элементов модели, ее системность и направленность на непрерывное развитие преподавателей.
Ключевые слова: модель менеджмента, преподаватели, развитие профессиональной компетентности, система высшего педагогического образования, оценка, целесообразность, инновационность, практичность.
ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION TEACHER EDUCATION
Parpieva M.M.
Parpieva Malika Mominovna – Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF VOCATIONAL EDUCATION METHODS,
TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to evaluating the prepared management model for the development of professional competence of teachers of higher education in such criteria as expediency, innovativeness, and practicality. The prepared model has passed the procedure of expert assessment, which allows us to conclude that in improving the process of developing professional competence, an integral set of all elements of the model, its consistency and focus on the continuous development of teachers are important.
Keywords: management model, teachers, development of professional competence, system of higher pedagogical education, assessment, appropriateness, innovativeness, practicality.
Список литературы / References
- Алексеев С.В. К вопросу экспертной оценки как эффективному методу диагностики в педагогической деятельности // Методист, 2004. № 4. С. 7-11.
- Бордовская Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г.А. Бордовской, A.A. Нестерова, С.Ю. Тряпицын. С-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
- Ефремов Л.Г., Абруков B.C. Проблемы моделирования процессов в системе образования и их оценка. Новые подходы // Известия Российской академии образования, 2002. № 1. С. 139-142.
- Зайниева Н.Б. Экспертная оценка модели образовательного процесса // Молодой ученый, 2017. № 3.2. С. 6-8.
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Парпиева М.М. ОЦЕНКА МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современной науки и образования № 5 (162), 2021. - С. {см. журнал}. |
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
- Категория: 13.00.00 Педагогические науки
- 26 апр
- Просмотров: 895
Алленова И.В., Ташева У.Т.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Алленова Ирина Владимировна – старший преподаватель;
Ташева Умида Темуровна – старший преподаватель,
кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена специфике обучения русскому языку в технических вузах Республики Узбекистан. Выполнен анализ актуальных проблем преподавания русского языка студентам инженерных специальностей. Отмечена важность поддержания мотивации студентов к изучению русского языка как иностранного. Перечислены способы повышения мотивации и интереса к предмету изучения. Рассмотрены приемы использования в процессе преподавания русского языка информационных и коммуникационных технологий. Подчеркнута важность изучения русского языка как на общем уровне, так и на уровне специальной технической и научной терминологии.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, компетентностный подход, нейтральный и научный стили речи, преподавание технических дисциплин, повышении мотивации.
FEATURES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES
Allenova I.V., Tasheva U.T.
Allenova Irina Vladimirovna – Senior Teacher;
Tasheva Umida Temurovna – Senior Teacher,
DEPARTMENT OF LANGUAGES,
TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the specifics of teaching the Russian language in technical universities of the Republic of Uzbekistan. The analysis of actual problems of teaching the Russian language to students of engineering specialties is carried out. The importance of maintaining students' motivation to study Russian as a foreign language is noted. The ways to increase motivation and interest in the subject of study are listed. The methods of using information and communication technologies in the process of teaching the Russian language are considered. The importance of studying the Russian language both at the general level and at the level of special technical and scientific terminology is emphasized.
Keywords: Russian as a foreign language, competence-based approach, neutral and scientific styles of speech, teaching technical disciplines, increasing motivation.
Список литературы / References /
- Альтбах Ф.Дж. Тенденции в глобальном высшем образовании, мониторинг академической революции. Основные тенденции развития высшего образования, глобальные и Болонские измерения. Москва, 2010.
- Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84).
- Тюменцева Е.В. Ионкина Е.С. Харламова Н.В. Харламов О.С. Специфика обучения иностранных студентов инженерных специальностей в условиях современного технического вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2017. Т. 11. №. 1.
- Филимонова Н.Ю., Горьковская В.Д., Харламова Н.В. Подготовка к курсовым работам по НСР с применением информационных технологий // Вестник ТулГУ. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып. 10. Ч. 1. ТулГУ. Тула, 2011. 99 с.
- Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.
- Sharifbaeva H.Y., Abdurazzakova D.A. Technology of blended learning as a condition of formation self-education skills for students // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, 2020. С. 73-75.
- Силкина Т.Г. Привитие навыков самообучения // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сб. науч. ст. УлГТУ. Ульяновск, 2005. С. 102.
- Анопочкина Р.Х. Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе: проблемы и решения // Гуманитарный вестник, 2013. № 2 (4).
- Ионкина Е.С. Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки, 2012. № 1 (65). С. 50-53.
- Корниенко Е.Р., Тенчурина Л.З. Проблемы языковой подготовки иностранных студентов в вузе // Агроинженерия, 2012. № 4-1 (55).
Ссылка для цитирования данной статьи
![]() |
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | |
Алленова И.В., Ташева У.Т. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Проблемы современной науки и образования № 5 (162), 2021. - С. {см. журнал}. |