Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru

publication foto Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 6 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 6(193) 2024 г. Выйдет - 07.06.2024 г. Статьи принимаются до 04.06.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




МЕТРО-РИТМ В ДУТАРНОЙ МУЗЫКЕ

Хикматуллаева М.Р.

Хикматуллаева Муминахон Равшан кизи - преподаватель,

Республиканский специализированный академический лицей музыки Национальной гвардии Республики Узбекистан,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложенно определение метро-ритма в дутарной музыке. Для изучения анализируемые несколько мелодий условно разделили на группы.

Изучена организация формы дутарной музыки, то есть степень суммирования в периоде или в форме.

В данной статье рассматривается продолжительность мелодии в реальном времени, в том числе сравниваются показатели продолжительности в реальном времени в пределах одного произведения.

Ключевые слова: ритм, метр, ийко, период, форма, суммирование, дробление, каденция.

METRO RHYTHM IN DUTAR MUSIC

Khikmatullaeva M.R.

KHIKMATULLAEVA MUMINAKHON RAVSHAN KIZI - TEACHER,

 REPUBLICAN SPECIALIZED ACADEMIC LYCEUM OF MUSIC OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article sets out the definition of the metro rhythm in dutar music. To study the analyzed, several melodies were conditionally divided into groups.

The organization of the form of dutar music, that is, the degree of summation in the period or in the form, has been studied.

This article examines the duration of a melody in real time, including comparing the duration indicators in real time in the limit of one piece.

Keywords: rhythm, meter, iko, period, form, summation, fragmentation, cadence.

Список литературы / References

  1. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М., 1980.
  2. Назаров А. Форобий ва ибн Сино мусиқий ритмика хусусида. Диссиртация. Т., 1995. 35-36 стр.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Хикматуллаева М.Р. МЕТРО-РИТМ В ДУТАРНОЙ МУЗЫКЕ//Проблемы современной науки и образования  № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА МЕТРО-РИТМ

Хикматуллаева М.Р.

Хикматуллаева Муминахон Равшан кизи - преподаватель,

 Республиканский специализированный академический лицей музыки Национальной гвардии Республики Узбекистан,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе анализа мелодий было выясненно что формирование ритмического рисунка в дутарной музыке непосредственно связано с исполнительским штрихом. Иногда наблюдалось, что штрих приводит к переменности и сдвигу метра.

В вокальной музыке исследовательские работы, посвященные вопросу метро-ритма, существуют более чем в инструментальной музыке, а также вопросы и научные работы по изучению своеобразных сторон и метод анализа метро-ритмической стороны инструментальной музыки до сих пор не существует.

В данной статье изложены основные дутарные исполнительские штрихи и их особенность. А также рассматривается связь между метром и инструментальными штрихами дутара.   

Ключевые слова: ритм, метр, штрих, акцентность, синхронность, переменность, зарб, тескари зарб, пирранг.

INFLUENCE OF DUTAR PERFORMANCE STROKES ON METRO-RHYTHM

Khikmatullaeva M.R.

KHIKMATULLAEVA MUMINAKHON RAVSHAN KIZI - TEACHER,

 REPUBLICAN SPECIALIZED ACADEMIC LYCEUM OF MUSIC OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN 

Abstract: in the process of analyzing the melodies, it was found out that the formation of a rhythmic pattern in dutar music is directly related to the performing stroke. Sometimes it was observed that the stroke leads to variability and shift of the meter.

In vocal music, research works devoted to the issue of metro-rhythm exist more than in instrumental music, as well as questions and scientific works on the study of the peculiar sides and the method of analyzing the metro-rhythmic side of instrumental music still does not exist.

This article sets out the main dutar performing touches, and their peculiarity. It also examines the connection between the meter and the instrumental strokes of the dutar.

Keywords: rhythm, meter, stroke, accent, synchronicity, variability, zarb, teskari zarb, pyrrang.

Список литературы / References 

  1. Расултоев. Ж. Узбек дутор ижрочилиги. Т., 1997.
  2. Эргашев М. Кунгил гулдастаси. Т., 2005.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Хикматуллаева М.Р. ВЛИЯНИЕ ДУТАРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШТРИХОВ НА МЕТРО-РИТМ//Проблемы современной науки и образования  № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

NAVOI RUBAI IN MUSTAFA BAFOEV’S VOCAL SERIES “RUBOIY”

Makharov N.Т. 

Makharov Nodirdek Tolkunovich - Senior Lecturer,

 DEPARTMENT OF COMPOSING AND INSTRUMENTATION,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: to show how great the image of Alisher Navoi is, Uzbek composers have also turned to chamber music genres. It should be noted that the composers used mainly the romance genre. After all, the advantage of this genre over other genres is that it has the ability to use a poetic text. In particular, in the works of A. Navoi one can observe a number of poetic forms such as rubai, ghazal, qita, tuyuk, which are found in the classical literature of the East. This creates ample opportunities for the composer to write works in the romance genre. In particular, M.Burkhanov's "You never smiled", D.Zokirov's "I did not see", S.Yudakov's "Basandast", M.Leviev's "Dilistonim sen mening", M.Ashrafi's "My soul" and a number of other romances A.Navoi's ghazals created on the basis of. The form of these works is mainly two-part (with repetition) or a simple three-part. These composers paid special attention to the intonational structure of the romantic artistic fabric, the natural tone of the vocal tone. The musical rhythm of the romances is brought closer to the poetic rhythm. The melody is written on the basis of natural modes and is enriched with the peculiarities of Uzbek music (gradual movement of the melody, development, quartet-quintet jumps) and national color.

Keywords: music, melody, melody, romance, genre, ghazal, philosophy, color.

РУБАИ НАВОИ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ МУСТАФЫ БАФОЕВА «РУБОИЁТ»

Маxаров Н.Т.

Маxаров Нодирбек Толкунович - старший преподаватель,

 кафедра композиции и инструментовки,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: чтобы показать, насколько велик имидж Алишера Навои, узбекские композиторы также обратились к жанрам камерной музыки. Следует отметить, что композиторы использовали преимущественно романтический жанр. Ведь преимущество этого жанра перед другими жанрами в том, что в нем есть возможность использовать поэтический текст. В частности, в произведениях А. Навои можно наблюдать ряд поэтических форм, таких как рубай, газель, кита, туюк, которые встречаются в классической литературе Востока. Это открывает перед композитором широкие возможности для написания произведений в жанре романса. В частности, «Ты никогда не улыбался» М. Бурханова, «Я не видел» Д. Зокирова, «Басандаст» С. Юдакова, «Дилистоним сен менинг» М.Левьева, «Моя душа» М. Ашрафи и ряд других. романсы, созданные на основе газелей А. Навои. Форма этих произведений в основном двухчастная (с повторением) или простая трехчастная. Особое внимание эти композиторы уделяли интонационной структуре романтической художественной ткани, естественности тембра вокала. Музыкальный ритм романсов приближен к поэтическому ритму. Мелодия написана на основе естественных ладов и обогащена чертами узбекской музыки (постепенное движение, развитие мелодии, прыжки квартет-квинтет) и национальным колоритом.

Ключевые слова: музыка, мелодия, мелодия, романс, жанр, газель, философия, колорит.

References / Список литературы

  • Jabborov А. Composers and musicologists of Uzbekistan. T., 2004.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Маxаров Н.Т. РУБАИ НАВОИ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ МУСТАФЫ БАФОЕВА «РУБОИЁТ»//Проблемы современной науки и образования  № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

THE IMAGE OF ALISHER NAVOI IN THE WORKS OF UZBEK COMPOSERS

Makharov N.Т.

Makharov Nodirdek Tolkunovich - Senior Lecturer,

 DEPARTMENT OF COMPOSING AND INSTRUMENTATION,

STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the image of Alisher Navoi has a special place in the symphonic works of Uzbek composers. In this case, the interpretation of the image not only in words, but also on the basis of the characteristics of musical instruments opens up a wide range of possibilities for the creative imagination of the composer. For example, it is good to express the image of A. Navoi by adding to the symphony orchestra oud, tanbur or other national instruments, which are considered to be the musical instruments of the peoples of the East. Or the theme of the great figure can also be highlighted in solo form on separate instruments in a symphony orchestra. How to apply them, as mentioned above, depends on the creative imagination of the composer, the ideological structure, the form of the work being written.

There is also an interest in the use of certain components of poetry in the symphonic genre in compositional creativity. This, in turn, led to the creation of a number of vocal-symphonic works, operas.

Keywords: music, creativity, art, composer, instrument, symphony, song, ghazal, poem.

ОБРАЗ АЛИШЕРА НАВОИ В ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Маxаров Н.Т.

Маxаров Нодирбек Толкунович - старший преподаватель,

 кафедра композиции и инструментовки,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: образ Алишера Навои занимает особое место в симфонических произведениях узбекских композиторов. В этом случае интерпретация изображения не только на словах, но и на основе характеристик музыкальных инструментов, открывает широкие возможности для творческой фантазии композитора. Например, образ А. Навои хорошо выразить, включив в состав симфонического оркестра уд, танбур или другие национальные инструменты, которые считаются музыкальными инструментами народов Востока. Или тема великой фигуры также может быть выделена в сольной форме на отдельных инструментах в симфоническом оркестре. Как их применять, как уже было сказано выше, зависит от творческой фантазии композитора, мировоззренческого уклада, формы написанного произведения.

Также есть интерес к использованию отдельных компонентов поэзии симфонического жанра в композиционном творчестве. Это, в свою очередь, привело к созданию ряда вокально-симфонических произведений, опер.

Ключевые слова: музыка, творчество, искусство, композитор, инструмент, симфония, песня, газель, стихотворение.

 References / Список литературы

  1. Pekker Ya. Georgiy Mushel. , 1966.
  2. Yanov-Yanovskaya N. Uzbekskaya simfonicheskaya muzika. T., 1979.
  3. Karimova Z. Navoiy v muzike. Izd-vo lit. i iskusstva,1988
  4. Karimova Z. Glazami sovremennika // M., 1973. №
  5. Qodirova N. Mirsodiq Tojievning ijodiy faoliyati // Kompozitori soyuznix respublik. M., 1976.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Маxаров Н.Т. ОБРАЗ АЛИШЕРА НАВОИ В ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ//Проблемы современной науки и образования  № 9 (166), 2021. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная Статьи 13.00.00 Педагогические науки