Статьи наших авторов
ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 18 июнь
- Просмотров: 467
Бабаназарова Г.Ю.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Бабаназарова Гулрух Юнусовна - самостоятельный соискатель (PhD), кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в древности слово бахши означало целителя (шамана-бахши или шамана-гадателя), который каким-то образом изгонял злых духов из тела больного человека с помощью колдовства.
Школа поэзии – центр искусства бакси. В узбекском фольклоре, помимо таких крупных эпических школ, как Булунгур, Нарпай, Когон, Хорезм, Шахрисабз, Камай, Пискент, Кульбокон, Узбеклакай и других, подобные центры также отличаются друг от друга определенными творческими принципами и приемами исполнения. Например, в XIX веке существовала школа эпической поэзии при селе Камай Камашинского района Кашкадарьинской области.
Ключевые слова: бахши, эпос, думбира, исполнитель, композитор, школа, форма, поэзия, бахши.
SHERABAD EPIC SCHOOL
Babanazarova G.Yu.
Babanazarova Gulrukh Yunusovna - Independent Applicant (PhD), DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in ancient times, the word bakhshi meant a healer (shaman-bakhshi or shaman-fortuneteller) who somehow expelled evil spirits from the body of a sick person using witchcraft.
Poetry school – Baksi art center. In Uzbek folklore, in addition to such large epic schools as Bulungur, Narpai, Kogon, Khorezm, Shakhrisabz, Kamai, Piskent, Kulbokon, Uzbeklakai and others, such centers also differ from each other in certain creative principles and techniques of performance. For example, in the 19th century, there was a school of epic poetry near the village of Kamai, Kamashinsky district, Kashkadarya region.
Keywords: bakhshi, epos, dumbira, performer, composer, school, form, poetry, bakhshi.
Список литературы / References
- Эргашев Абдуолим. Кащкадарё-Сурхондарё достончилиги. Ташкент, 2008.
- Турсунов С., Пардаев Т., Турсунова Н., Муртозоев Б. Узбекистонда бахшичилик санъатининг шаклланиши ва тараккиёти тарихи. Тошкент, 2015.
- Каххор бахши Рахимов. “Кодир бахши хакида достон”. Карши, 2019.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Бабаназарова Г.Ю. ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА // Проблемы современной науки и образования № 6 (163), 2021. - С. {см. журнал}. |
ИНВАРИАНТ КЛАССИЧЕСКОЙ СИМФОНИИ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ «ВАРИАНТЫ» В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ (ТЕОРИЯ ВОПРОСА)
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 18 июнь
- Просмотров: 629
Давыдова Т.Ю.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Давыдова Татьяна Юрьевна – кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одной из интереснейших и актуальнейших проблем современного музыкознания является проблема жанра симфонии в современной музыке. Для самого жанра XX век оказался отнюдь не прост, поскольку многие наиболее радикальные направления (например, нововенская школа, авангардисты) вовсе отказываются от нее, так как отрицали традиционную систему музыкального языка вообще. Однако данная тенденция не приобрела глобального характера и не поколебала позиции жанра в целом. Композиторский интерес к симфонии объясняется тем, что она стала носителем универсального содержания, которое получало индивидуальное проявление у композиторов разных стилей, направлений.
Ключевые слова: инвариант, вариант, симфония, жанр, эволюция, стилевые признаки, узбекская музыка, композитор, интерпретация.
INVARIANT OF CLASSICAL SYMPHONY AND ITS MODERN NATIONAL «VARIANTS» IN UZBEK MUSIC (THEORY OF THE QUESTION)
Davydova T.Yu.
Davydova Tatyana Yurievna – doctor of philosophy (PhD) in art criticism, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: one of the most interesting and relevant problems of modern musicology is the problem of the symphony genre in contemporary music. For the genre itself, the 20th century was by no means simple, since many of the most radical directions (for example, the Novovensky school, avant-garde artists) completely abandon it, since they denied the traditional system of the musical language in general. However, this trend did not acquire a global character and did not shake the position of the genre as a whole. The composer's interest in the symphony is explained by the fact that it became the bearer of universal content, which received an individual manifestation among composers of different styles and directions.
Keywords: invariant, variant, symphony, genre, evolution, stylistic features, Uzbek music, composer, interpretation.
Список литературы / References
- Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
- Арановский М.Г. На пути к обновлению жанра // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1971. Вып.10. С. 123-164.
- Арановский М.Г. Симфония и время // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт искусствознания, С. 303-369.
- Асафьев Б.В. Симфония. Избранные труды. В 5-ти т. М.: АН СССР, 1957. Т.5. 388 с.
- Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. В 2 - х ч. М.-Л.: Музгиз, 1948. Ч. 1. 231 с.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. 262 с.
- Налетова И.Н. К проблеме анализа сложных масштабных жанров как целого. Выявление единицы исследования // Проблемы музыкального жанра. М.: Советский композитор, 1981. Вып. 54. С. 21-36.
- Соколов О.И. К проблеме типологии музыкальных форм // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. С. 12-58.
- Шиповалова Л.В. О взаимодействии внутренней и внешней формы в исторической эволюции музыкальной жанровости.: Автореф. дис. ...канд. иск-я. Киев, 1987. 21 с.
- Янов-Яновская Н.С. Узбекская симфоническая музыка. Т.: Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1979. 218 с.
- Янов-Яновская Н.С. Узбекская симфоническая музыка. (Процессы освоения симфонического жанра восточной монодийной культурой - опыт типологизации). Автореф. дис. ...докт. иск-я. Т., 1983. 44 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Давыдова Т.Ю. ИНВАРИАНТ КЛАССИЧЕСКОЙ СИМФОНИИ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ «ВАРИАНТЫ» В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ (ТЕОРИЯ ВОПРОСА) // Проблемы современной науки и образования № 6 (163), 2021. - С. {см. журнал}. |
ВОЗРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПАНОРАМЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УЗБЕКИСТАНА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 18 июнь
- Просмотров: 453
Мелькумова Э.И.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мелькумова Элла Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещается современная панорама культурной жизни Узбекистана. Обозначены стратегические направления государственной политики в области культуры, где возрождение музыкального национального наследия призвано быть приоритетным. Формирование общественного сознания, основываясь на богатейшем пласте знаний художественного наследия Узбекистана, является сегодня объектом деятельности не только специалистов-музыкантов, но и любителей из широких слоев населения. Музыкальное наследие узбекского народа становится достоянием мировой общественности.
Ключевые слова: музыкальное наследие, традиционная музыка, фольклорные жанры, музыкальные фестивали, смотры-конкурсы.
REVIVAL OF THE MUSICAL HERITAGE IN THE MODERN PANORAMA OF THE CULTURAL LIFE OF UZBEKISTAN
Melkumova E.I.
Melkumova Ella Ivanovna – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article highlights the modern panorama of the cultural life of Uzbekistan. The strategic directions of the state policy in the field of culture are outlined, where the revival of the musical national heritage should be a priority. The formation of public consciousness, based on the richest layer of knowledge of the artistic heritage of Uzbekistan, was today the object of activity not only of specialists-musicians, but also of amateurs from a wide range of the population. The musical heritage of the Uzbek people becomes the property of the world community.
Keywords: musical heritage, traditional music, folk genres, music festivals, pageants.
Список литературы / References
- Фестивали Узбекистана 2021-2022. [Электронный ресурсhttps://www.advantour.com/rus/uzbekistan/festivals.htm/ (дата обращения 05.06.2021).
- Праздники и фестивали Узбекистана. [Электронный ресурсhttps://bookatour.me/ru/uzbekistan/guidebook/prazdniki-festivali.html/ (дата обращения 04.06.2021).
- Население и национальные праздники. [Электронный ресурсhttps://interkomitet.uz/ob-uzbekistane/naselenie-i-nacionalnye-prazdniki/ (дата обращения 04.06.2021).
- Основные праздники Узбекистана. [Электронный ресурсhttp://explorers.uz/ru/sights/uzbekistan_holidays/uzbekistan_holidays.html/ (дата обращения 04.06.2021).
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Мелькумова Э.И. ВОЗРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПАНОРАМЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УЗБЕКИСТАНА // Проблемы современной науки и образования № 6 (163), 2021. - С. {см. журнал}. |
ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО БИГ-БЭНДА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 18 июнь
- Просмотров: 577
Янкин С.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Янкин Сергей Александрович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются основные формы работы со студенческим биг-бэндом. На материале творческой деятельности биг-бэнда делается вывод о важности роли данного коллектива в педагогике и исполнительском искусстве.
Художественный руководитель и дирижер студенческого биг-бэнда применяет в своей работе современные педагогические и исполнительские технологии, отвечающие современным требованиям социокультурной жизни общества, духовно-нравственным, эстетическим запросам молодежи.
Ключевые слова: биг-бэнд, студент, оркестр, джазовый стиль, репертуар, концерт, репетиция, импровизация.
CREATIVE ASPECTS OF STUDENT BIG BAND ACTIVITIES
Yankin S.A.
Yankin Sergey Alexandrovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the main forms of working with a student big band. Based on the material of the creative activity of the big band, a conclusion is made about the importance of the role of this group in pedagogy and performing arts.
The artistic director and conductor of the student big band uses in his work modern pedagogical and performing technologies that meet the modern requirements of the socio-cultural life of society, the spiritual, moral, and aesthetic needs of young people.
Keywords: big band, student, orchestra, jazz style, repertoire, concert, rehearsal, improvisation.
Список литературы / References
- Кадыров Р.Г. Музыкальная психология. Ташкент, 2014.
- Ньютон Ф. Джазовая сцена. Новосибирск, 2007.
- Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. Ростов-на-Дону, 2008.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Янкин С.А. ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО БИГ-БЭНДА // Проблемы современной науки и образования № 6 (163), 2021. - С. {см. журнал}. |
РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- 18 июнь
- Просмотров: 732
Янкин С.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Янкин Сергей Александрович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме эстетического воспитания молодежи посредством одного из востребованных видов музыкального искусства – гитарной музыки. Автор статьи стремится показать, что гитара - это один из самых прекрасных инструментов, обучая игре на котором мы воспитываем эстетику восприятия мира. Педагог акцентирует внимание на духовных ценностях гитарного искусства и предлагает пути совершенствования обучения игре на этом инструменте.
Гитарное академическое исполнительство принципиально отличается от любительского музицирования, тем самым ставит перед педагогом класса гитары ряд сложных задач, которые возникают в процессе обучения юных гитаристов.
Ключевые слова: гитара, музыка, исполнительство, репертуар, концерт, мастерство, эстетическое воспитание.
THE ROLE OF GUITAR ART IN THE AESTHETIC EDUCATION OF YOUTH
Yankin S.A.
Yankin Sergey Alexandrovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE,STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the actual problem of aesthetic education of young people through one of the demanded types of musical art - guitar music. The author of the article seeks to show that the guitar is one of the most beautiful instruments, teaching to play on which we bring up the aesthetics of the perception of the world. The teacher focuses on the spiritual values of the guitar art and suggests ways to improve learning to play this instrument.
Academic guitar performance is fundamentally different from amateur music-making, thereby posing a number of difficult tasks for the guitar class teacher that arise in the process of teaching young guitarists.
Keywords: guitar, music, performance, repertoire, concert, skill, aesthetic education.
Список литературы / References
- Выготский Л. «Педагогическая психология». Москва, 2008.
- Вайсборд М. «Андрес Сеговия». Москва, 1981.
- Гинзбург Л.С. «О музыкальном исполнительстве». Москва, 1972.
- Сохор А. «Музыка как вид искусства». Москва, 1970.
- Яфасова Э. Пространство массовых жанров / Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.: тенденции, проблемы). Т., 2008.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Янкин С.А. РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ // Проблемы современной науки и образования № 6 (163), 2021. - С. {см. журнал}. |