17.00.00 Искусствоведение
ТЕМАТИЗМ И ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В СИМФОНИЯХ МИРСАДЫКА ТАДЖИЕВА
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- Создано: 23.03.2022, 13:44
- Просмотров: 469
Мухтарова Ф.Ш.
Мухтарова Флора Шаахмедовна – кандидат искусствоведения, профессор,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: цель данной статьи – рассмотрение тематизма и принципов формообразования с позиций воздействия монодийных традиций на примере симфоний узбекского композитора М. Таджиева.Вступительный раздел кратко затрагивает феномен темы и её роль в произведении. Из множества определений темы, предложенных музыковедами, в качестве основополагающего выбрано определение Е. Ручьевской и обоснованы причины этого выбора. Основная часть статьи посвящена непосредственно анализу следующих видов тематизма: фазового, микротематического, тембро-ритмического, фактурно-ритмического, каждому из которых даётся соответствующая характеристика, раскрываемая на конкретных анализах. Далее акцентируется внимание на взаимосвязи видов тематизма и их «тяготения» к тем или иным принципам формообразования.
Ключевые слова: тематизм, принципы, формообразование, монодия, фактура, традиции, композитор, взаимосвязь.
THEMATIZM AND PRINCIPLES OF SHAPING IN THE SYMPHONIES OF M. TAJIEV
Mukhtarova F.Sh.
Mukhtarova Flora Shaahmedovna – Candidate of art Criticizm, Рrofessor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the purpose of this article is to consider the thematic and principles of shaping from the standpoint of the influence of monodic traditions on the example simfonies of the uzbek composer M.Tajiev. The introductory section briefly touches upon the phenomenon of the them and its role in the compositions .Of the many defenitions, proposed by musicologists,the definition of E.Ruchevskaya was chosen as the fundamental one and reasons for this choice were sudstiated. The main part of the article is devoted to the analysis of the following types of thematizm:phase, microthematism, timbre-rhytmic, texture-rhytmic. Each of them is given a characteristic, which is revealed in specific analyses.Further attention is focused on the relationship between the types of thematizm and their attraction to certain principles of shaping.
Keywords: thematism, principle, shaping, monody, texture, composer, relationship.
Список литературы / References
- Ахунджанова Н. «Тембро-ритмический тематизм и принципы его развития в сочинениях композиторов Узбекистана» // Проблемы теоретического музыкознания в Узбекистане // Т., 1976. 102-118 с.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978. 189 с.
- Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука, вып. 3. М., 1978. 230 с.
- Валькова В. «Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия // Проблемы музыкальной науки. Российский научный журнал, 2015. № 2(19). 16-19 с.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений: учебное пособие: М., 1979. 536 с.
- Мухтарова Ф. Полифония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана. Ташкент, 1993. 91 с.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. М., 1977. 160 с.
- Соколов А. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учебное пособие. М., 2004 141 с.
- Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритм, фактура, тематизм: учебное пособие. СПб., 2002. 376 с.
- Холопова В. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. СПб., 2001. 367 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Мухтарова Ф.Ш. ТЕМАТИЗМ И ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В СИМФОНИЯХ МИРСАДЫКА ТАДЖИЕВА//Проблемы современной науки и образования № 2 (171), 2022. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |