17.00.00 Искусствоведение
КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ
- Категория: 17.00.00 Искусствоведение
- Создано: 04.12.2020, 13:42
- Просмотров: 979
Матякубова С.К.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Матякубова Светлана Кахаровна – доцент,
кафедра теории музыки,
Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: при анализе форм инструментальных и вокальных частей макомов выявляется определённая «планировка» – особая композиция внутри частей. Реализуется она во всей совокупности средств музыкальной выразительности, прежде всего лада и ритма. Для удобства изложения воспользуемся некоторыми устоявшимися терминами, такими как композиция, функция, типы изложения. Сразу оговоримся об условности применения некоторых терминов, возможно в дальнейшем появятся более приемлемый для восточной монодии аппарат понятий.
Как известно, модальность – это ладовый универсум как европейской, так и восточной монодии. И там и здесь ладообразованию присущи родовые черты, т.е. основные принципы модальной организации звуковысотности – стабильность звукоряда, при возможном смещении опоры, неразрывная связь лада и мелодики, ритма, лада и формообразования и др. При этом особую роль играет специфическая модальная функциональность на основе линеарного соотношения ступеней.
Ключевые слова: маком, танбурная нотация, лад, усуль, модальность, типы изложения, Сарахбор, Талкин, Наср, намуд, аудж, хона, бозгуй.
COMPOSITIONAL MODEL OF PARTS OF UZBEK MAQOMS
Matyakubova S.K.
Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor,
DEPARTMENT OF MUSIC THEORY,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: when analyzing the forms of the instrumental and vocal parts of the maqoms, a certain "layout" is revealed - a special composition within the parts. It is realized in the totality of the means of musical expression, first of all the harmony and rhythm. For the convenience of presentation, we will use some well-established terms, such as composition, function, presentation types. Let's immediately stipulate the conventionality of the use of some terms, perhaps in the future there will be more acceptable concepts for Eastern monody.
As you know, modality is the modal universe of both European and Eastern monody. In both instances, generic features are inherent in the formation of modes, that is, the basic principles of the modal organization of pitch are the stability of the scale, with a possible displacement of the support, the inextricable connection of mode and melody, rhythm, mode and shaping, etc. In this case, a specific modal functionality plays a special role based on a linear ratio of steps.
Keywords: makom, tanbur notation, mode, usul, modality, types of presentation, Sarakhbor, Talkin, Nasr, namud, audj, hona, bozgui.
Список литературы / References
- Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт–Петербург, 2001.
- Кюрегян Т. Неомодальность и музыкальная форма. // Музыкальное искусство ХХ века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. М., 1992.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Матякубова С.К. КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ // Проблемы современной науки и образования № 12 (157), 2020. - С. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |