Russian Chinese (Simplified) English German

Публикация научных работ

Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp) E-mail: info@p8n.ru

publication foto Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 6 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 6(193) 2024 г. Выйдет - 07.06.2024 г. Статьи принимаются до 04.06.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




О МАКОМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Джалилов А.Х.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Джалилов Абдукаххор Хакимович - старший преподаватель, кафедра традиционного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: как многим учёным известно, что современная пятилинейная нотация не предназначена для фиксации тончайших интонационных нюансов с микроинтерваликой. Поэтому мы не имеем возможности наглядно демонстрировать проявление хроматики и энгармоники. Но они вполне ощутимы на слух.

Изучая макомы, нетрудно обнаружить эти качества в живой музыкальной ткани. Но все дело в вопросе фиксации этих нюансов. И тут необходимо отчетливо осознать, что макомы, в сущности, система, не ведающая нотной записи, понять, что любая теория это лишь приближение к музыкальной сути.

Долгие годы в макомоведении существовало приватное мнение о свободной контаминации поэтических текстов. Большинством исследователей полагалось, что без ущерба для смыслового содержания можно один поэтический текст легко заменить другим, лишь бы не было противоречия между музыкальной и стихотворной метрикой. Вовлечение в научный обиход аутентичных текстов макомов, особенно бухарского Шашмакома, дает основание говорить о несколько иной картине. С одной стороны, поэтические тексты макомов оседали в системе после длительного естественного отбора. Иными словами, они на протяжении веков проходили как бы испытание на благозвучность, на органическое переплетение с музыкальной семантикой той или иной части макома. С другой стороны, певцы целенаправленно выискивали стихотворения на музыкальную тематику, независимо от того, что это культово-возвышенный сарахбор, лирический талкин-наср, народно-жанровые тарона или жизнеутверждающие уфары – везде встречаются тексты, так или иначе связанные с музыкальной тематикой. Все это позволяет по-новому осветить процесс вхождения музыки в поэзию и поэзии в музыку в контексте макомов.

Ключевые слова: маком, певец, инструменталист, поэзия, творчество, теория, философия, мастер, слушатель, запись.

ABOUT MAKOM PERFORMANCE

Dzhalilov A.H.

Dzhalilov Abdukahhor Hakimovich - Senior Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL CHANT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: as many scientist known that modern five linear notation is not intended for record the most fine intonation nuance with microinterval. So we have a no possibility graphically to demonstrate the manifestation an xromatik and engarmonik. But they wholly appreciable on rumour.

Studying makoms, not difficult find these quality in alive music fabrics. But all deal in question record these nuance. And here necessary distinctly to realize that makoms, inherently, system, not ведающая music record, understand that any theory this only approximation to music essence.

The long years in musicology existed the private opinion about free kontamination poetical text. The majority of the researchers relied on that without prejudice to semantic contents possible one poetical text easy to change others, only was not a contradictions between music and poetical metrics. Involvement in scientific everyday life authentical text makoms, particularly Bukhara Shashmakom, affords ground speak of several other pictures. On the one hand, poetical texts makoms settled in system after long natural selection. Other word, they on length of the ages passed as it were test on euphony, on organic entanglement with music semantics of one or another part макома. On the other hand, singer goal-directed nosed the poems on music themes regardless of whether this elevated sarakhbor, lyrical talkin-nasr, is given birth-genre tarona or ufars - everywhere meet the texts, anyway connected with music themes. All this allows newly to illuminate the process of the entering the music in poetry and poetries in music in context makoms.

Keywords: makom, singer, performance, poetry, creative activity, theory, philosophy, master, listener, record.

Список литературы / References

  1. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1988.
  2. Раджабов И. Краткий словарь Восточных музыкальных терминов. Рукопись (библиотека НИИИ АН РУз. Инв. Р-12/ № 954)/ Ташкент, 1997.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright     Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.
Джалилов А.Х. О МАКОМНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ // Проблемы современной науки и образования  №28 (110), 2017. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

Мирзаев А.А.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мирзаев Акбар Абдурахимович – исполняющий обязанности доцента, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан 

Аннотация: в годы независимости рельефно обозначился огромный интерес к народным истокам, исконным музыкальным традициям, возрождению имен великих предков. Все это обусловило необходимость нового исследовательского аналитического и методологического подхода к истории национальной культуры, к ценностному вкладу ее представителей. Возникла настоятельная потребность в учебной литературе нового поколения. Начиная со второй половины ХХ века, появляются новые виды современного искусства. Из них можно выделить и музыкальную звукорежиссуру.

Ключевые слова: традиция, культура, консерватория, образование, исполнительство, звукорежиссура, становление, развитие.

FROM HISTORY OF THE STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN

Mirzaev A.A.

Mirzaev Akbar Abdurakhimovich - Docent Pulpit, DEPARTMENT MUSIC SOUND STAGE MANAGER AND INFORMATICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: at years of independence was vividly marked enormous interest to public headwaters, suit music tradition, rebirth of the names great limit. All this has conditioned need new exploratory analytical and methdological approach to histories of the national culture, to ценностному contribution her representatives. Appeared imperative need for scholastic literature of the new generation. The new types modern types art appear As from the second half ХХ age. Of them possible to select and music sound stage manageer.

Keywords: tradition, culture, conservatory, formation, performance, sound stage manager, formation, development.

Список литературы / References

  1. Бурханов Мутал (Мутаваккил). Научный редактор и подготовка к изданию Т. Гафурбеков. Т., 2016.
  2. Матякубов Отаназар. Макомат. Т., 2004.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

Мирзаев А.А.  ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА // Проблемы современной науки и образования  №26 (108), 2017. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

НАУЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ ЗВУКА УЧЕНОГО ФИТРАТА

Абдуллаев Д.А.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Абдуллаев Даврон Алишерович - звукорежиссёр учебной студии, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан 

Аннотация: в своей многогранной деятельности Фитрат обращается к музыке с высоких философских и научно-теоретических позиций. В этом, пожалуй, главная историческая заслуга Фитрата в области музыкознания. Он как бы подводит итог великим традициям музыкальной мысли Востока, начиная с Фараби, Ибн Сины (980-1057), и намечает пути дальнейшего ее развития. В очень сложное и противоречивое время он обращается к музыке как идеолог и мыслитель, заинтересованный в освоении богатейших традиций философской мысли мусульманского Востока в новом историческом контексте.

Ключевые слова: ладо-интонация, метро-ритм, измерение, тон, числовые индексы, практика, теория.

SCIENTIFIC TREND ON EXTRACTION OF SOUND SCIENTIST FITRAT

Abdullaev D.A.

Abdullaev Davron Alisherovich - Sound Stage Manager Scholastic Studio, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC UZBEKISTAN

Abstract: in its polyhedral activity Fitrat addresses to music with high philosophical and scientifically-theoretical position. In this, probably, main history deserves Fitrat in the field of musicology. He as it were leads the total great tradition to music thought of the Orient, as from Farabi, Ibn Sino (980-1057), and marks the way of the further her development. In very complex and inconsistent time he addresses to music as ideologues and thinker, interested in mastering the most rich tradition to philosophical thought of the muslim Orient in new history context.

Keywords: harmony intonation, metro-rithm, measurement, tone, numeric indexes, practice, theory.

Список литературы / References

  1. Фитрат. Узбекская классическая музыка и её история. Т., 1993.
  2. Успенский В.А. Шашмаком (Шесть музыкальных поэм). М., 1924.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

Абдуллаев Д.А. НАУЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ ЗВУКА УЧЕНОГО ФИТРАТА // Проблемы современной науки и образования  №26 (108), 2017. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

О СТРУКТУРЕ ШАШМАКОМА

Арабов И.И.

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Арабов Илёс Исматович – преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Бухарский Шашмаком – выдающийся памятник мирового музыкального наследия, который всегда притягивал к себе ученых и музыкантов, этнографов и культурологов. Его незыблемые традиции, дошедшие до нас из глубин веков, представляют настоящий кладезь мысли и творчества в условиях устного бытования музыки. В недрах Бухарского Шашмакома спрессованы такие пласты информации, которые позволяют нам представить музыку многих отзвучавших эпох. Это по существу «живой отголосок» более чем тысячелетней истории Шашмакома.

В связи с изучением Бухарского Шашмакома мы попытались активизировать давнее понятие «практическая теория». Исходя из устной природы бытования Шашмакома, стали использовать и термин «устная теория» в качестве синонима понятия «практическая теория». В истории музыки Востока никогда не было непроходимых барьеров между теоретической и практической наукой. Этой синкретической связью пропитана и «устная теория» Шашмакома.

Ключевые слова: Шашмаком, баяз, трактат, лад, сарахбор, наср, намуд, аудж, Зебо пари.

ABOUT STRUCTURE OF SHASHMAKOM

Arabov I.I.

Arabov Ilyos Ismatovich – Teacher, DEPARTMENTPERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OFUZBEKISTAN

Abstract: Buharian Shashmakom – a prominent monument of the world music heritage, which always attracted to itself scientist and musician, ethnographer and cultures. His firm traditions, дошедшие before us from depths of the ages, present the present well to thoughts and creative activity in condition spoken existence musics. In depths Buharian Shashmakom are pressed such layers to information, which allow us to present the music many отзвучавших epoches. This essentially “alive echo” more then thousand-year history Shashmakom.

In connection with study Buharian Shashmakom we tried to actuate the old notion “practical theory”. Coming from spoken nature existence Shashmakom, started to use and term "spoken theory" as synonym of the notion "practical theory". In histories of the music of the Orient never was an impenetrable barrier between theoretical and practical science. This sincretik by relationship is imbrued and “spoken theory” Shashmakom.

Keywords: Shashmakom, bayaz, disquisition, harmony, sarakhbor, nasr, namud, avj, Zebo pari.

Список литературы / References

  1. Музыкальный баяз. Рукопись ИВАН РУз № 8827.
  2. ИВАН РУз. Рукопись. № 1466/I-II.
  3. Jung Angelika. Der Shashmaqam aus Buchara uberliefert von den alten Meistern notiert von Ari Babakhanov. На немецком языке. Berlin, 2010.

Ссылка для цитирования данной статьи

Publication-of-scientific-papers-copyright    

Арабов И.И. О СТРУКТУРЕ ШАШМАКОМА // Проблемы современной науки и образования  №25 (107), 2017. - С. {см. журнал}.

Publication of scientific papers 2

Старый сайт

oldsite Старая версия сайта >>>

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Импакт-фактор российских научных журналов
 

Контакты

  • Адрес: 153008, Россия, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 55, 4 этаж. Время работы: с 10-00 до 18-00. Кроме выходных.
  • Tel: +7(915)814-09-51 (МТС)
  • Fax: +7(961)245-79-19(Билайн)
  • Email:
  • Website: http://www.ipi1.ru/
  • Вконтакте: http://vk.com/scienceproblems
Вы здесь: Главная 17.00.00 Искусствоведение