Статьи наших авторов

Использование информационно-коммуникационных технологий как один из факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений

Ахунова Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий как один из факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений / Проблемы современной науки и образования  № 01 (43), 2016 { см. журнал}

Ахунова Елена Анваровна / Akhunova Yelena Anvarovna – старший преподаватель,

кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателей высших образовательных учреждений, показано влияние активного использования информационно-коммуникационных технологий на оценку деятельности каждого преподавателя и рейтинг высшего образовательного учреждения.

Abstract: the article describes main aspects of the use of information and communication technologies in the activities of university professors, shows the effect of the active use of information and communication technologies on the activity assessment of each professor and ranking of higher education institutions.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, преподаватель высшего образовательного учреждения, информационно-коммуникационная компетентность, критерии оценки деятельности преподавателей, высшее образовательное учреждение, рейтинг высших образовательных учреждений.

Keywords: information and communication technologies, university professor, information and communication competence, criteria for the evaluation of professors, higher educational institution, rating of higher educational institutions.

В последнее время в высших образовательных учреждениях все более активно применяются информационно-коммуникационные технологии. Информатизация в сфере образования представляет собой комплексный, разноплановый и ресурсоемкий процесс, являющийся частью информатизации современного общества, и рассматривается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения [1, с. 76]. К основным целям информатизации образования можно отнести повышение эффективности всех видов образовательной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям, формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков, повышение мотивации студентов к обучению [2].

Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей практически всех видов деятельности преподавателей, включая выполнение учебных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорско-преподавательского состава высшего образовательного учреждения [3]. Преподаватели высших образовательных учреждений должны уметь применять современные информационно-коммуникационные технологии, а также цифровые образовательные ресурсы в своей деятельности, использовать современные способы оценивания, включая ведение электронных форм документации в виде электронного журнала, владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [4, с. 176].

В этой связи, в высших образовательных учреждениях особое внимание уделяется формированию и постоянному повышению уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавателей, которую можно представить как уникальное объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, выраженное в технологии решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий и формируемое в процессе всей его деятельности при наличии условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач [5, с. 76]; комплексное умение и готовность самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, ее анализировать, организовывать, представлять, передавать [6, с. 111]; сложную личностно-профессиональную характеристику, включающую мотивационный, когнитивный и технологический компоненты, каждый из которых обеспечивает гибкость и готовность преподавателя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий [7, с. 141].


 

В составе информационно-коммуникационной компетентности преподавателей высшей школы можно выделить общую (использование базовых возможностей ИКТ в повседневной жизни), профессиональную (использование ИКТ в выбранной сфере профессиональной деятельности, например, в сфере финансов) и педагогическую (использование ИКТ в процессе осуществления педагогической деятельности) информационно-коммуникационную компетентность [5, с. 76-77; 7, с. 141]. Преподаватели вузов должны обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков в области применения ИКТ в своей профессиональной деятельности, иметь четкое понимание задач их практического применения в педагогическом процессе, постоянно использовать информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования и профессионального роста, а соответствующие структуры управления высшим образованием разного уровня периодически оценивать, применение преподавателями высших образовательных учреждений информационно-компьютерных технологий на основе различных показателей.

Например, в Республике Узбекистан уровень использования компьютерных и информационных технологий в преподавании, разработке учебного курса и учебно-презентационных материалов, степень применения в учебном процессе современных образовательных технологий и передовых методов оценки знаний студентов, участие в работе по пополнению электронной базы информационно-ресурсного центра входят в число критериев оценки деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений [8], а такие показатели как уровень владения профессорско-преподавательским составом информационно-коммуникационными технологиями и степень использования средств ИКТ в учебном процессе и научно-исследовательской работе (компьютерная техника, мультимедийное оборудование, доступность Интернета) используются Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в процессе ежегодного составления рейтинга высших образовательных учреждений республики, проводимого на основе систематического сбора и формирования базы данных, характеризующих уровень и качество научно-педагогической деятельности вузов [9].


 

Таким образом, эффективность использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, включая постоянное совершенствование знаний, навыков и умений преподавателей высших образовательных учреждений в области средств получения, переработки, применения и передачи учебной, научной и иной информации с использованием компьютеров, Интернета и других технических средств, разработки электронных учебных пособий и учебников, развития электронных образовательных ресурсов, создания электронных учебных курсов в различных электронных обучающих средах, является одним из важных факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высшей школы, влияющим как на оценку профессиональной деятельности каждого преподавателя, так и на рейтинг высшего образовательного учреждения.

Литература

  1. Хренова Т. М. Информационно-коммуникационные технологии как средство информационного обеспечения учебных дисциплин // Научный поиск. 2014. № 2.8. С. 75-77.
  2. Бобровская С. А. Особенности организации самостоятельной работы студентов в системе электронных курсов «Moodle» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-2. С. 112-116.
  3. Правила определения нагрузки учебных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорско-преподавательского состава высшего образовательного учреждения, утвержденные Приказом Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (зарегистрирован Министерством юстиции 19.10.2015 г. № 2720).
  4. Корнилова Е. А., Савотченко С. Е. О формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогов // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 21 (192), вып. 32/1. С. 175-181.
  5. Гончарова Н. Ю., Тимошенко А. И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 75-85.
  6. Тарбеева О. В. Информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности будущих менеджеров // Вестник ВятГГУ. 2012. № 3. С. 110-113.
  7. Лавина Т. А., Таерова И. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65). С. 141-143.
  8. Критерии изучения деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений, приложение к Положению о порядке приема педагогических работников на работу в высшие образовательные учреждения на конкурсной основе, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 августа 2015 года № 246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан, связанных с повышением эффективности и качества педагогической деятельности».
  9. Структура рейтинга высших образовательных учреждений, приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № 371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики».

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

        
  
  

Похожие статьи: