Статьи наших авторов

Наставничество и самоактуализация взрослых

Стрижицкая О. Ю. Наставничество и самоактуализация взрослых // Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education - 2015 - № 12 (42) - см. журнал

Стрижицкая Ольга Юрьевна / Strizhitskaya Olga Yurievna – кандидат психологических наук,
старший преподаватель,
кафедра психологии развития и дифференциальной психологии,
факультет психологии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена явлению Наставничества как возможного ресурса развития взрослого человека. В статье рассматривается понятие наставничества и некоторые подходы к его пониманию в отечественной и зарубежной психологии. Целью представленного исследования являлось сравнить характеристики самоактуализации в группах с разной значимостью понятия наставничества. Полученные результаты подчеркивают неоднозначность наставничества как психологического феномена в исследованной выборке.
Abstract: present paper approaches the phenomenon of mentorship as a possible resource of adult’s development. It looks at some aspects of mentorship investigations in Russia and abroad. Study aims to compare characteristics of self-actualization in groups with different importance of the phenomenon «mentorship». Results underline contradictory nature of this phenomenon in the sample.
Ключевые слова: наставничество, самоактуализация, психология взрослых, профессиональное развитие, межпоколенные отношения.
Keywords: mentorship, self-actualization, adult psychology, professional development, intergenerational relationships.

Литература
1.    Петраш М. Д. Становление человека как субъекта деятельности в разные периоды взрослости. // Вестник СПбГУ, серия 12, 2008. — № 4. — С. 103-110.
2.    Ситник З. Н. Наставничество – основной фактор профессиональной адаптации // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 1. С. 27а-28.
3.    Kram K. E. Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. 1988. Glenview, IL: Scott Foresman.
4.    Hu C., Thomas K. M., & Lance C. E. Intentions to Initiate Mentoring Relationships: Understanding the Impact of Race, Proactivity, Feelings of Deprivation, and Relationship Roles // Journal Of Social Psychology. 2008. № 148 (6). С. 727-744.
5.    Turban D. B., & Dougherty T. W. Role of protege personality in receipt of mentoring and career success // Academy of Management Journal. 1994. № 37. 688-702.
6.    Scandura T. A., & Williams E. A. (2001). An investigation of the moderating effects of gender on the relationships between mentorship initiation and protege perceptions of mentoring functions // Journal of Vocational Behavior. 2001. № 59. С. 342–363.
7.    Постникова М. И. Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе // Мир науки, культуры, образования. 2010а. № 2. С. 78-82.
8.    Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 426-433.
9.    Психологическая зрелость личности. 2014. Санкт-Петербург: Скифия-принт.
10.    Полякова М. К. Временная перспектива как фактор становления генеративности. Гендерный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 92. С. 201-205.
11.    de St. Aubin E. & Bach M. Explorations in generativity and culture. // Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective, 2015, pp. 653-665.

Publication of scientific papers