17.00.00 Искусствоведение

«Тихий Дон» Г. А. Товстоногова. Проза – театр – кино / “Quiet Flows the Don” by G. A. Tovstonogov. Prose – Theatre – Cinema

Потёмкин Виталий Иванович / Potyomkin Vitaly - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: прошло сорок лет с премьеры спектакля «Тихий Дон» (1977 г.) Г. А. Товстоногова. Ретроспективный взгляд на спектакль в контексте развития искусств позволяет автору по-новому осмыслить и оценить новаторские идейно-художественные искания выдающегося Мастера. В статье выявляются некоторые значимые для эволюции театра и кино принципы инсценировки эпического романа М. А. Шолохова, использование Товстоноговым в спектакле-романе художественно-выразительных приемов кинематографа.

Abstract: it's been forty years since the premiere of "Quiet Flows the Don" (1977) by Georgy Tovstonogov took place. A retrospective look into the performance in the context of the development of arts enables the author to rethink and evaluate the innovative ideological and artistic quests of the outstanding Master. This article identifies some significant for the evolution of theatre and film principles of staging the epic novel of Mihail Sholokhov, and the usage by Georgy Tovstonogov in the novelistic performance artistic and expressive techniques of cinema.

Ключевые слова: Г. А. Товстоногов, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, эпическая проза, эпический спектакль-роман, структурообразующие приемы, полифоническая структура, время-пространство, образ Истории, кинематографическая стилистика режиссуры, кинематографические реминисценции.

Keywords: Georgy Tovstonogov, "Quiet Flows the Don" by Mikhail Sholokhov, epic prose, epic spectacle, structure-forming techniques, polyphonic structure, space and time, image of history, cinematic style of directing, cinematographic reminiscences.

Литература

  1. Горфункель Е. И. Режиссура Товстоногова. СПб.: Левша, 2015. 524 с.
  2. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. 227 с.
  3. Киселева Л. Ф. Художественные открытия советского классического романа-эпопеи//Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.Наука, 1978. С. 243-280.
  4. Максимова В. А. Опоясаны бурей (Историко-революционная тема на сцене 70–80-х годов) // Вопросы театра. 1981. М., 1981.
  5. Стишова Е. М. История души мятежной // Театр, 1977. № 11
  6. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1. Л.: Искусство, 1980. 303 с.
  7. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 2. Л.: Искусство, 1980. 311 с.
  8. Товстоногов Г. А. Почему я ставлю «Тихий Дон» // Смена, 1976. 22 окт.
  9. Товстоногов Г. А., Потемкин В. И. Беседы. Личный архив автора.
  10. Товстоногов Г. А., Шварц Д. М. «Тихий Дон». Сценическая композиция в двух частях. № М-14883 от 28/1V -1997 г. Архив БДТ.

Publication of scientific papers

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

        
  
  

Похожие статьи: