13.00.00 Педагогические науки

К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / The question is phonemic dicorders of speech

Двуреченская Ольга Николаевна / Dvurechenskaya Olga – старший преподаватель;

Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena – кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста в контексте нарушений фонематического восприятия. Представлена сущность данного феномена как особая трудность для дошкольника различать звуки родного языка. Рассмотрены особенности диагностики, выделены уровни фонематического недоразвития. Представлен экспериментальный материал по данному вопросу, на базе которого определена необходимость в помощи логопеда дошкольникам с нарушениями фонематического восприятия. Выявлены типичные нарушения фонематического анализа и синтеза. Определена связь между нарушениями фонематического анализа и синтеза и трудностями овладения письменной речью овладения письменной речью.

Abstract: the article analyzes the problems of speech development of children of the advanced preschool age in the context of violations of phonemic perception are analyzed. The essence of this phenomenon is presented as special difficulty for the preschool child to distinguish sounds of the native language. Features of diagnostics are considered, levels of a phonemic underdevelopment are allocated. Experimental material on the matter on the basis of which need for the help of the logopedist to preschool children with violations of phonemic perception is defined is presented. Typical violations of the phonemic analysis and synthesis are revealed. Communication between violations of the phonemic analysis and synthesis and difficulties of acquisition of a written language of acquisition of a written language is defined.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, анализ, уровни, динамика.

Keywords: phonemic perception, analysis, levels of dynamics.

 Литература

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 68 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  3. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). СПб.: «Паритет», 2003. 112 с.
  4. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.
  5. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 48 с.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.

Publication of scientific papers

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

        
  
  

Похожие статьи: